Родной язык (крымскотатарский) 1-4 класс

49. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(крымскотатарский) язык».
49.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(крымскотатарский)

язык»

(предметная

область

«Родной

язык

и

литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа
по родному (крымскотатарскому) языку, родной (крымскотатарский) язык,
крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(крымскотатарским)

языком,

и

включает

пояснительную

записку,

содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родному (крымскотатарскому) языку.
49.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
49.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования.
49.4. Планируемые результаты освоения программы по родному
(крымскотатарскому)

языку

включают

личностные,

метапредметные

результаты за весь период обучения на уровне начального общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
49.5. Пояснительная записка.
49.5.1. Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана
с целью оказания методической помощи педагогическому работнику в
создании рабочей программы по учебному предмету.
В ходе изучения родного (крымскотатарского) языка формируются
умения обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, а также
умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с
учебной и справочной литературой).

Обучение
формированию

родному

(крымскотатарскому)

позитивного

языку

эмоционально-ценностного

способствует
отношения

к

родному языку, развитию социальных навыков, интеллектуальных и
творческих способностей, речевого этикета, общей культуры.
Особое внимание уделяется языковым аспектам: толкованию значения
и особенностям употребления слов, пословиц, поговорок и других
фольклорных жанров, работе над текстами, правильному использованию
этнографических элементов.
49.5.2. В содержании программы по родному (крымскотатарскому)
языку

выделяются

следующие

содержательные

линии:

фонетика,

орфография, морфемика (состав слова), морфология, синтаксис, орфография
и пунктуация, развитие речи.
49.5.3. Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на
достижение следующих целей:
развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов
речевой деятельности;
формирование определённого круга знаний о языке и языковых
умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
49.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(крымскотатарского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в
неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
49.6. Содержание обучения в 1 классе.
49.6.1. Начальным этапом изучения родного (крымскотатарского)
языка в 1 классе является учебный курс «Обучение грамоте». На учебный
курс «Обучение грамоте» рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю:
1 час учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык» и 1 час учебного
предмета «Литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке»).
49.6.2. Фонетика.

Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих
согласных, твёрдых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая
функция гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка
[гъ], [къ], [нъ], [дж].
Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление
слов, различающихся одним или несколькими звуками. Произношение
звуков в соответствии с нормами крымскотатарского языка. Составление
звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к
определённой модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на
слоги.

Твёрдые

и

мягкие

слоги.

Постановка

ударения.

Смыслоразличительная роль ударения.
49.6.3. Графика.
Различение звука и буквы. Знакомство с крымскотатарским алфавитом.
Функция букв е, ё, ю, я.
49.6.4. Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами

со

скоростью,

соответствующей

индивидуальному

темпу

обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами).

Орфографическое

чтение

(проговаривание)

как

средство

самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
49.6.5. Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики

пальцев

и

свободы

движения

руки.

Развитие

умения

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста.
49.6.6. Слово и предложение.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в
предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной
интонацией.
49.6.7. Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применением: раздельное
написание слов, обозначение гласных после мягкого слога или твёрдого,
прописная (Прописная) буква в начале предложения, в именах собственных,
перенос слов по слогам без стечения согласных, знаки препинания в конце
предложения.
49.6.8. Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при

его

прослушивании.

Составление

небольших

рассказов

повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на
основе опорных слов.
49.7. Содержание обучения во 2 классе.
49.7.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на
доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Речевой этикет
на крымскотатарском языке
49.7.2. Фонетика, графика, орфоэпия.

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Крымскотатарский
алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Твёрдые и
мягкие гласные звуки, буквы их обозначающие. Губные гласные звуки и
буквы их обозначающие. Звонкие и глухие согласные звуки, буквы их
обозначающие. Характеристика звуков.
Алфавит. Использование знания алфавита при работе со словарями.
Буквы гъ, къ, нъ, дж.
Слог. Ударение. Перенос слов.
49.7.3. Лексика.
Слово. Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Тематические
группы слов. Однозначные и многозначные слова.
49.7.4. Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и
синонимов. Выделение корня в словах (простые случаи).
49.7.5. Синтаксис.
Словосочетание. Составление словосочетаний из заданных слов.
Предложение. Связь слов в предложении. Порядок слов в предложении.
Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения (ознакомление). Выделение главных членов в предложении.
Отрицательное предложение.
Предложения

по

цели

высказывания

(повествовательные,

вопросительные, побудительные). Виды предложений по эмоциональной
окраске (восклицательные и невосклицательные). Выделение в устной речи
одного из слов предложения (логическое ударение).
49.7.6. Текст.
Тема. Заголовок. Главная мысль текста. Части текста. Типы текстов:
описание,

повествование,

рассуждение,

ознакомление). Тема и основная мыль текста.
49.7.7. Морфология.
Части речи.

их

особенности

(первичное

Имя существительное: общее значение, вопросы. Имена собственные
(без введения терминологии). Число имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Связь имени прилагательного с именем существительным. Простые формы
имён прилагательных.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Времена
глагола.
Числительное:

общее

значение,

вопросы.

Количественные

и

порядковые числительные. Образование порядковых числительных.
49.7.8. Орфография и пунктуация.
Перенос слов с учётом морфемного членения. Знак конца предложения
(точка, вопросительный и восклицательный знаки). Алгоритм списывания
текста.
49.7.9. Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Изложение повествовательных текстов по рисунку,
наблюдений, на основе опорных слов. Восстановление деформированных
текстов. Редактирование повествовательных текстов. Составление устных
рассказов по серии рисунков. Оформление исследований в виде презентации.
49.8. Содержание обучения в 3 классе.
49.8.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Первоначальные

представления

о

многообразии

языкового

пространства России и мира. Язык как основа национальной культуры и
инструмент познания окружающей действительности.
49.8.2. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различие
гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких,
губных и негубных гласных.
Слог. Ударение. Ударный слог. Буквы гъ, къ, нъ, дж. Чередование букв
к, къ, п.

Использование знания алфавита родного языка для упорядочивания
слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
49.8.3. Лексика.
Слово. Значение слова. Прямое и переносное значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы.
49.8.4. Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова. Аффиксы. Разбор слова по составу
(простые случаи). Алгоритм разбора слова по составу.
49.8.5. Морфология.
Имя существительное. Собственные имена существительные. Число
имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. Имя
прилагательное. Словосочетания «существительное и прилагательное».
Степени сравнения имён прилагательных.
Глагол. Времена глагола. Положительная и отрицательная формы
глагола.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Трёхзначные числа.
49.8.6. Синтаксис.
Предложение. Виды предложений. Восклицательное предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Простое и
составное предложение. Предложение

с обращением. Отрицательное

предложение. Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор
предложения по алгоритму.
49.8.7. Текст.
Текст и его признаки (тематическое и композиционное единство
частей, наличие грамматической связи частей, смысловая целостность,
относительная законченность, заглавие). Главная мысль текста. Построение
текста. Абзац. Виды текстов.

49.8.8. Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Подробное изложение повествовательных текстов
по рисунку, на основе опорных слов, личных наблюдений, по плану,
сохраняя

последовательность

содержания.

Восстановление

деформированных текстов. Составление устных рассказов по серии
рисунков. Оформление исследований в виде презентации.
49.9. Содержание обучения в 4 классе.
49.9.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Различные
лингвистический

методы

познания

эксперимент,

языка:

наблюдение,

мини-исследование,

проект.

анализ,
Статус

и

основные функции крымскотатарского языка в Республике Крым.
Нормы речевого этикета.
49.9.2. Фонетика, графика, орфоэпия.
Обобщение знаний об образовании звуков речи родного языка.
Звукобуквенный анализ слов. Нормы произношения звуков и сочетаний
звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного
литературного языка.
Гласные и согласные звуки. Сочетание букв йи, ий, йы в словах.
49.9.3. Лексика.
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, определение прямого и переносного значения
слова, распределение слов по тематическим группам. Фразеологизмы.
Объяснение значения фразеологизмов.
49.9.4. Морфемика.
Состав

слова.

Аффикс.

Аффиксы

словообразования

имён

существительных. Основа слова. Разбор слов по составу (простые случаи).
49.9.5. Морфология.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Собственные и
нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных

по падежам. Принадлежность у имён существительных. Сказуемость у имён
существительных. Чередование согласных къ, к, п в корне слова у
существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Степени
сравнения имён прилагательных. Правописание имён прилагательных с
дефисом. Аффиксы словообразования имён прилагательных (-лы, -ли, -лу, лю, -сыз, -сиз, -суз, -сюз).
Имя числительное. Значение и употребление в речи. Количественные и
порядковые числительные. Четырёхзначные числа. Даты.
Местоимение.

Общее

представление

о

местоимении.

Личные

местоимения. Замена существительного местоимением.
Глагол.

Значение

и

употребление

в

речи.

Положительная

и

отрицательная формы глагола. Времена глагола.
Наречие. Общее представление о наречии как части речи. Наречия
места, образа действия, меры и степени
49.9.6. Синтаксис.
Предложение.

Главные

и

второстепенные

члены

предложения.

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в
предложении. Словосочетание.
49.9.7. Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Подробное изложение повествовательных текстов
по рисунку, на основе опорных слов, по плану, сохраняя последовательность
содержания. Письмо разных видов текстов. Письмо сочинения – описания
картины.

Употребление

сравнений

в

речи.

Восстановление

деформированных текстов. Составление устных рассказов по серии
рисунков. Диалекты в литературном языке. Оформление исследований в виде
презентации.

49.10. Планируемые результаты освоения программы по родному
(крымскотатарскому) языку на уровне начального общего образования.
49.10.1. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на
уровне

начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение родного (крымскотатарского) языка, являющегося частью истории
и культуры страны;
осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности, понимание статуса родного (крымскотатарского) языка в
Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в
том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через
работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том
числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и
чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (крымскотатарского)
языка);
познавательные
любознательность

и

интересы,
самостоятельность

активность,
в

познании

инициативность,
(в

том

числе

познавательный интерес к изучению родного (крымскотатарского) языка).

49.10.2. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на
уровне

начального

сформированы

общего

образования

познавательные

коммуникативные

у

универсальные

универсальные

учебные

обучающегося
учебные

действия,

будут

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
49.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (крымскотатарского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

и

практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
49.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведённого

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
49.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно

создавать

схемы,

таблицы

для

представления

лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем.
49.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
49.10.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
49.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок.
49.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять

совместные

проектные

задания

с

использованием

предложенного образца.
49.10.3. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся
научится:
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски;
различать устную и письменную речь, слово и предложение;
определять роль слова в речи, его номинативную функцию;
делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и
схем;
различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия;
на слух различать интонацию (вопросительную, утвердительную)
предложения и моделировать предложения в соответствии с заданной
интонацией;
осознавать единство звукового состава слова и его значения;
различать звуки и буквы (букву как знак звука), владеть позиционным
способом обозначения звуков буквами;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками,
составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов,
подбирать слова к определённой модели;
различать гласные и согласные звуки, определять их качественные
характеристики;
воспринимать на слух и правильно произносить звуки, сочетания
звуков, слова в соответствии с нормами современного литературного языка;
делить слова на слоги;
определять словесное ударение;

называть

буквы

последовательности,

крымскотатарского

сопоставлять

языка

количество

букв

в

алфавитной
в

алфавите

крымскотатарского языка с русским алфавитом и выделять специфические
буквы и небуквенные графические знаки, характерные для родного языка;
выделять буквы, употребляющиеся только в заимствованной лексике;
владеть рукописным и печатным начертанием прописных и строчных
букв родного языка, писать буквосочетания, слоги, слова, предложения с
соблюдением гигиенических норм;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их
произношением, и предложения;
определять лексическое значение слова (по общему представлению);
осознавать словарное богатство родного языка, выделять слова,
значение которых требует уточнения;
переносить слова по слогам;
использовать разные способы написания в зависимости от места
орфограммы в слове;
писать заглавную букву в начале предложения, в именах собственных;
ставить знаки препинания в конце предложения, понимать функции
небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса);
читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук,
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному
темпу, осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие
тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения;
устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых
вопросов, изменять порядок слов, восстанавливать деформированные
предложения, составлять элементарные предложения из заданного набора
словоформ;
понимать текст как речевое произведение;

понимать читаемый учебный текст, последовательно и правильно
списывать текст;
воспринимать на слух речь учителя на родном языке;
понимать язык как основное средство человеческого общения,
осознавать цели и ситуации общения;
задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя и других
обучающихся (элементарный диалог), соблюдая орфоэпические нормы;
списывать (писать) под диктовку изученные слова на родном языке,
короткие предложения.
49.10.4. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
позитивной

модели

речевого

общения,

основанной

на

доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;
основным формулам речевого этикета на родном языке (приветствие,
прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее);
понимать смыслоразличительную функцию звуков;
различать ударные и безударные гласные звуки;
использовать знание алфавита родного языка при работе со словарями;
использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;
правильно

интонировать

основные

типы

предложений

(повествовательные, вопросительные, побудительные);
понимать назначение абзаца (красной строки);
употреблять знак переноса и небуквенные графические средства,
характерные для данного языка (в пределах изученного);
иметь представление о культурно-маркированной лексике;
определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);
определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в
толковом словаре учебника;
различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);

выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные)
слова, отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными
корнями;
переносить слова с учётом морфемного членения;
находить имя существительное, определять его значение;
различать имена собственные;
находить глагол, определять его значение;
находить имя прилагательное, определять его значение;
находить личные местоимения, определять их значение и особенности
употребления в речи;
определять словосочетание как сочетание двух или нескольких
самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;
иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на
родном языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые
вопросы;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные,

побудительные)

и

эмоциональной

окраске

(восклицательные и невосклицательные), ставить необходимый знак конца
предложения – вопросительный или восклицательный, точку;
осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения
(логическое ударение);
различать типы текстов – описание, повествование, рассуждение
(первичное ознакомление), называть их особенности;
слушать аудиозаписи (несложные песни на родном языке, фольклор) с
установкой на понимание их содержания, воспринимать на слух речь учителя
и других обучающихся;
владеть алгоритмом списывания текста, списывать (писать под
диктовку) тексты из нескольких несложных предложений;
находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном
виде;

писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные минисочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений;
вести устный диалог и формулировать элементарные монологические
высказывания на заданную тему на родном языке.
49.10.5. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:
иметь представление о многообразии языкового пространства России и
мира;
понимать язык как основу национальной культуры и инструмент
познания окружающей действительности;
выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов,
проводить звукобуквенный анализ слов;
использовать знание алфавита родного языка для упорядочивания слов
и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;
отличать прямое значение слова от переносного;
объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим
значением);
различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы,
осознавая их функции;
определять заимствованные из русского и других языков слова
(общеупотребительная лексика);
разбирать слова по составу, выделяя корень, аффиксы (слова с
однозначно выделяемыми морфемами), различать однокоренные слова и
формы одного и того же слова;
иметь представление об элементарных способах образования слов в
родном языке;
сопоставлять структуру слов родного языка со строением слов в
русском языке;

сопоставлять

грамматические

признаки

слов

родного

языка

с

грамматическими признаками слов русского языка;
проводить

морфологический

разбор

существительных,

прилагательных, глаголов (простые случаи);
формулировать понятие простого предложения;
находить главные члены предложения;
выделять однородные члены предложения;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство
частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность,
относительная законченность, заглавие);
осознавать

место

возможного

возникновения

орфографической

ошибки;
иметь представление о различных способах решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
ставить запятую в предложениях с однородными членами;
различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов;
правильно писать заимствованные слова;
использовать академический орфографический словарь родного языка
для решения практических задач;
прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на родном
языке, читаемые учителем, с установкой на понимание содержащейся в них
информации;
вести диалоги на изученные темы на родном языке, формулировать
монологические высказывания на заданную тему (описание);
выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте, формулировать
простые выводы на основе сведений, содержащихся в тексте;

писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения)
повествовательного

характера

на

основе

впечатлений,

литературных

произведений, иллюстраций.
49.10.6. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся
научится:
различать методы познания языка (наблюдение, анализ, мини
исследование, проект);
характеризовать статус и основные функции родного языка в субъекте
Российской Федерации;
видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на
родном языке, осознавать место родной культуры в контексте отечественного
и мирового культурного пространства;
соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;
использовать орфоэпические словари крымскотатарского языка с
целью определения правильного произношения незнакомых слов;
разбирать

изменяемые

слова

по

составу

(простые

случаи)

и

характеризовать состав неизменяемых слов;
проводить морфологический разбор изученных частей речи;
обобщать

сведения

о

сходствах

и

различиях

между

словом,

словосочетанием и предложением;
вести диалоги на изученные темы на родном языке, соблюдая
этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы общения, лежащие в
основе национального речевого этикета;
формулировать монологические высказывания на заданную тему
(рассуждение);
применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное) в зависимости от поставленной задачи;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте
информацию;

определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и
структуру предложенного для чтения текста;
письменно излагать содержание прослушанного (прочитанного) текста
(подробно или выборочно);
составлять план текста, писать текст по заданному плану;
корректировать заданные и собственные тексты с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».