Литературное чтение на родном (крымскотатарском языке) 1-4 класс

120.

Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке».
120.1. Федеральная

рабочая

программа

учебного

предмета

«Литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке» (предметная
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее
соответственно – программа по литературному чтению на родном
(крымскотатарском)

языке,

литературное

чтение

на

родном

(крымскотатарском) языке) разработана для обучающихся, владеющих
родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке.
120.2. Пояснительная

записка

отражает

общие

цели

изучения

литературного чтения на родном (крымскотатарском) языке, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к
определению планируемых результатов.
120.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования.
120.4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
начального общего образования, а также предметные результаты за каждый
год обучения.
120.5. Пояснительная записка.
120.5.1. Программа

по

литературному

чтению

на

родном

(крымскотатарском) языке на уровне начального общего образования
разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей

программы

по

учебному

предмету,

ориентированной

современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

на

Литературное чтение на родном языке является одним из основных
учебных предметов начального общего образования, который объединяет два
основных направления в обучении – изучение литературно-художественных
произведений и освоение речевых навыков и умений на родном языке.
Предмет «Литературное чтение на родном (крымскотатарском) языке»
формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует
общему

развитию

обучающегося,

его

духовно-нравственному

и

эстетическому воспитанию.
Литературное чтение на родном языке как учебный предмет
начального общего образования имеет большое значение в решении задач не
только обучения, но и воспитания. Знакомство обучающихся с доступными
для их возраста художественными произведениями, духовно-нравственное и
эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и
волю

обучающегося,

способствует

формированию

личных

качеств,

соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Чтение как
общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых
умений, и от его качества зависят развитие ребёнка и успешность его
обучения по предметам этнокультурного компонента.
Обучение литературному чтению на родном языке строится на основе
понимания того, что литература – это явление национальной культуры,
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа.
Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в
рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества
человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и
национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этики
межнационального общения. В процессе изучения предмета закладываются
такие

базовые

национальные

ценности,

как

патриотизм,

высокая

нравственность, уважительное отношение к старшим, любовь к труду,
интерес к знаниям.
Специфика литературного чтения на родном языке определяется его
ведущей ролью в формировании компетенций в сфере чтения и приобщении
личности к родной национальной культуре. Его включенность в общую
систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными
предметами, такими как «Родной (крымскотатарский) язык», «Русский язык»,
«Литературное чтение».
120.5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном
(крымскотатарском) языке выделяются следующие содержательные линии:
виды

речевой

и

читательской

деятельности,

литературоведческая

пропедевтика, круг детского чтения.
120.5.3. Изучение литературного чтения на родном (крымскотатарском)
языке направлено на достижение следующих целей:
воспитание ценностного отношения к родной (крымскотатарской)
литературе и культуре народов многонациональной России;
приобщение обучающихся к чтению, восприятию и осмыслению
учебных, научно-популярных и художественных текстов, к ценностям
крымскотатарской культуры;
формирование умения самостоятельно читать незнакомые, доступные
по содержанию и форме произведения, понимать логическое и образное
содержание текста, уметь сопереживать, реагировать на художественные
достоинства

произведения,

развитие

художественно-творческих

и

познавательных способностей;
обогащение

нравственного

опыта

обучающихся

средствами

художественной литературы;
формирование читательской компетентности обучающихся.
120.5.4. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

литературного чтения на родном (крымскотатарском) языке, – 112 часов: в 1

классе – 10 часов (1 час неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
120.6. Содержание обучения в 1 классе.
120.6.1. Мы научились читать.
Р. Фазыл, стихотворение «Элифбе» («Азбука»). Выразительное чтение
с использованием знаков препинания.
Б. Мамбет, стихотворение «Алимнинъ къуванчы» («Радость Алима»).
Тема стихотворения.
Н. Умеров, стихотворение «Энъ татлы» («Слаще всего»). Средства
художественной выразительности.
И. Паульсон, рассказ «Ойнамагъа вакъыт ёкъ» («Нет времени для
игр»). Чтение по ролям.
120.6.2. Устное народное творчество.
Айнени. Колыбельная песня. Интонация колыбельной песни.
Пармакъ оюны (Детская игра с пальчиками). Ритм стихотворений.
Детские

стихи

«Девелер»

«(Верблюды»),

«Ёлджу»

(«Путник»).

Выразительное чтение.
Сказка «Тильки ве къаз» («Лиса и гусь»). Главная мысль сказки.
Сказка «Не ичюн Хораз ве Тавукъ бир куместе яшайлар?» («Почему
Петух и Курица в одном курятнике живут?»). Деление текста на части.
Пересказ эпизодов.
120.6.3. Крымскотатарские писатели и поэты детям.
А. Чергеев, стихотворение «Айванлар не айталар?» («О чём говорят
животные?»). Выразительное чтение.
Д. Кендже, короткое стихотворение «Дюльгер алетлери шай айталар»
(«Инструменты плотника так говорят»). Ритм стихотворения.
Н. Умеров,

стихотворение

«Къазан».

выражений в стихотворном тексте.
120.6.4. Произведения о временах года.

Объяснение

интересных

А. Одабаш,

стихотворение

«Кузь»

(«Осень»).

Главная

мысль

произведения. Э. Ибраим, стихотворение «Къыш» («Зима»). Словесные
иллюстрации.
Я. Шакир-Али, стихотворение «Мевсим баарь» («Весна»). Интонация
стихотворения.
И. Бахшыш, стихотворение «Яз йыры» («Песня лета»). Создание
словесных картин.
120.7. Содержание обучения во 2 классе.
120.7.1. Школа – источник знаний.
Я. Шакир-Али, стихотворение «Окъу, яз!» («Читай, пиши!»). Тема
стихотворения.
Ч. Али, стихотворение «Китабынъны алдынъ къолгъа» («Ты взял в
руки книгу»). Главная мысль стихотворения.
С. Усеинов, стихотворение «Мен лаф этем» («Я разговариваю»).
Выразительные средства языка. Поэтическая речь.
120.7.2. Устное народное творчество.
Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки.
Особенности данного жанра. Скороговорки. Считалки Загадки. Тема загадок.
Колыбельная песня «Багъчада къурдым салынджакъ» («Построил в
саду качели»). Интонация колыбельной песни.
Большие жанры устного народного творчества. Сказка «Тылсымлы
юзюк» («Волшебное кольцо»). Вид сказки. Характеристика героев сказки.
Сказка «Койлю ве тильки» («Крестьянин и лиса»). Вид сказки.
Составление вопросов по содержанию, ответы на вопросы. Чтение по ролям.
120.7.3. Произведения об осени.
О. Амит, стихотворение «Кузь» («Осень»). Картины осенней природы в
произведениях.
Предание «Чам тереги ве торгъайчыкъ» («Сосна и воробей»). Деление
текста на части.

Х.

Андерсен,

отрывок

из

произведения

«Аджайип

къушлар»,

(«Удивительные птицы»). Пересказ текста. Яркие картины описания
природы.
Ф. Самединов,

стихотворение

«Кузь»

(Осень).

Настроение

стихотворения.
З. Джавтобели, стихотворение «Октябрь». Картины осенней природы.
120.7.4. Произведения о труде и трудолюбии.
Л. Сулейман, стихотворение «Чебер къызчыкъ» («Девочка –
искусница»). Понимание основного содержания стихотворения.
Выразительное чтение.
К.Д. Ушинский, сказка «Эки сабан» («Два плуга»). Главная тема
произведения.
Э. Амит, отрывок из рассказа «Демирджининъ устаханесинде» («В
мастерской кузнеца»). Подробный пересказ.
Ю. Аким, стихотворение «Юзюмджи къарт» («Дед – виноградарь»).
Главная мысль стихотворения.
Н. Аметова, рассказ «Къаракъаш» («Чернобровка»). Составление плана
произведения.
Э. Ибраим, «Унерлер» («Профессии»). Чтение по ролям.
120.7.5. Произведения о зиме.
О. Амит, стихотворение «Къышбабай» («Дед Мороз»). Картины зимней
природы.
А. Сеногъул, стихотворение «Биринджи къар» («Первый снег»). Роль
пейзажа в стихотворении. Выразительное чтение.
Р. Фазыл, Л. Софудан, отрывок «Къыш зевкъы» («Зимняя радость»).
Анализ мотивов поведения героев. Подробный пересказ текста.
Г. Булгъанакълы, стихотворение «Къардан адам ясадыкъ» («Мы
слепили снеговика»). Описание детских развлечений. Выразительное чтение.
С. Вапиев,

рассказ

«Къартбаба

медвежата»). Пересказ текста по рисунку.

ве

аювчыкълар»

(«Дедушка

и

120.7.6. Произведения о дружбе и друзьях.
Ч. Али, стихотворение «Достлукъ – достлукъ север», («Дружба красит
дружбу»). Главная мысль стихотворения.
Сказка «Копек насыл дост къыдыргъан» (Как собака друга искала).
Характеристика героев сказки.
Сказка «Икметли сёз» (Мудрые слова). Подробный пересказ сказки.
С. Усеинов,

«Хош

кельдинъиз

эвиме!»

(«Добро

пожаловать!»).

Выразительные средства языка.
120.7.7. Произведения о весне.
Ю. Аким,

стихотворение

«Буллюр

тамчы»

(Прозрачная

капля).

Картины весенней природы.
Л. Сулейман,

стихотворение

«Биринджи

акъбардакъ»

(Первый

подснежник). Тема стихотворения. Выразительное чтение.
С. Харахады, сказка «Тавшанчыкъ баарьни беклей» (Заяц ждёт весну).
Особенности развития событий.
Э. Керменчикли, стихотворение «Баарь» (Весна). Ритм стихотворения.
Интонация стихотворения.
Э. Къафадар, стихотворение «Наврез кельди!» (Пришёл Наврез). Тема
стихотворения. Выразительное чтение.
120.7.8. Наш родной край.
В. Бекирова, рассказ «Ватанымыз – Къырым» («Крым – наша Родина»).
Вопросы по содержанию произведения.
Н. Къуртмоллаев,

стихотворение

«Дагъ

чокърагъы»

(«Горный

родник»).Главная мысль произведения.
В. Бекирова, рассказ «Симферополь». Подробный пересказ.
Юнус Къандым «Байрагъым» («Мой флаг»). Выразительное чтение.
Народная песня «Эй, гузель Къырым!» («Прекрасный Крым!»). Образ
Родины в поэтическом тексте.
120.8. Содержание обучения в 3 классе.
120.8.1. Устное народное творчество.

Народные песни, частушки. Скороговорки и пословицы. Темы
пословиц. Большие жанры устного народного творчества. Легенда «Арзы
къыз» («Девушка Арзы»). Особенности литературного жанра. Пересказ по
плану.
Предание «Отьмекке урьмет» («Хлеб всему голова»). Особенности
данного литературного жанра.
Сказка «Ахмакъ къашкъыр» (Глупый волк). Характеристика героя на
основе его поступков.
Сказка «Алтын башнен Хыярбаш» («Сказка о трудолюбивой и ленивой
девочках»). Выборочный пересказ.
120.8.2. Произведения об осени.
А. Одабаш, стихотворение «Кузь айында» («Осенью»). Картины осени
в стихотворении.
Ю. Темиркъая, стихотворение «Ноябрь». Выразительное чтение.
Н. Аметова, рассказ «Шемсие» («Зонт»). Отношение автора к главному
герою. Пересказ по составленному плану.
Э. Бахшыш, стихотворение «Кузь нимети» («Дары осени»). Главная
мысль произведения.
120.8.3. Произведения о школе и школьниках.
Р. Бурнаш, стихотворение «Мераба, мектеп!» («Здравствуй, школа!»).
Главная мысль произведения.
Р. Муедин. Стихотворение «Мектепке» («В школу»). Настроение
стихотворения.
Э. Ибраим, стихотворение «Ачкозь Мамут» («ПрожорливыйМамут»).
Юмор в стихотворении.
Ч. Али, стихотворение «Сепетли къартий» («Бабушка с корзиной»).
Нравственный смысл стихотворения. Милосердие – одно из лучших качеств
человека.
120.8.4. Произведения о труде и трудолюбии.

Э. Ибраим, стихотворение «Къартбабамнынъ насиаты» («Наставления
моего дедушки»). Нравственный смысл стихотворения.
Р. Муедин, стихотворение «Окъумакъ керек» («Надо учиться»).
Выразительное чтение.
Н. Умеров, рассказ «Меним достум Руслан» («Мой друг Руслан»).
Отношение автора к своему герою. Подробный пересказ текста. Вопросы по
содержанию.
Сказка «Кунешнинъ къардашы» («Брат Солнца»). Чтение по ролям.
120.8.5. Произведения о зиме.
Э. Ибраим, стихотворение «Къар» («Снег»). Выразительное чтение.
Ю. Темиркъая, стихотворение «Къыш ве балалар» («Зима и дети»).
Создание словесных картин.
С. Вапиев, отрывок «Асанчыкъ» («Асанчик»). Составление плана
текста. Мотивы и поступки героев.
Ш. Душаев, стихотворение «Къыш» («Зима»). Выразительное чтение.
Ш. Селим, стихотворение «Къышбабаны беклеп» («В ожидании Деда
Мороза»). Выразительное чтение.
120.8.6. Произведения о природе и её охране.
П. Зети, стихотворение «Учансув» («Водопад»). Выразительное чтение.
Э. Амит, отрывок из рассказа «Кийик» («Дикий»). Выборочный
пересказ. Рассуждение об отношении человека к природе.
А. Мефаев, стихотворение «Кой» («Село»). Создание словесных
картин.
А. Шамсутдинов, отрывок «Чёль ярашыгъы» (Украшение степи).
Вопросы по содержанию текста. Гармония человека с природой. Подробный
пересказ текста.
А. Велиев, стихотворение «Акъкъая этегинде» («У подножия Белой
скалы»). Настроение стихотворения.
120.8.7. Произведения о весне.

Ю. Къандым, стихотворение «Азиз баарь» (Любимая весна»). Картины
весны в лирических произведениях.
С. Вапиев,

стихотворение

«Къарылгъач

кельди»

(«Ласточка

вернулась»). Средства художественной выразительности.
Р. Чайлакъ,

стихотворение

«Тезден

апрель»

(«Скоро

апрель»).

Выразительные средства языка.
С. Вапиев, рассказ «Турначыкъ» («Журавлик»). Пересказ по плану.
120.8.8. Наш родной край.
А. Решат, стихотворение «Селям санъа, Ана-Ватан!» («Здравствуй,
Родина!»). Образ Родины в поэтическом тексте.
И. Асанин,

стихотворение

«Ватан»

(«Родина»).

Главная

мысль

«Бизим

чайырлар»

(«Нашичаиры»).

произведения.
С. Эмин,

стихотворение

Выразительные средства языка.
Ф. Алиев, песня «Дагъларда» («В горах»). Выразительное чтение.
Настроение песни.
120.9. Содержание обучения в 4 классе.
120.9.1. Устное народное творчество.
Бешик йырлары. Колыбельные песни. Интонация колыбельных песен.
Аталар сёзлери ве тапмаджалар. Пословицы и загадки. Признаки загадок.
Народная мудрость пословиц, поговорок. Тема пословиц и поговорок.
Лятифе «Мен де буны тюшюнем» («Я тоже думаю об этом»). Народный
анекдот-шутка. Особенности данного литературного жанра. Остроумие и
находчивость главного героя.
Сказка «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» («Умный ёж и хитрая
лиса»). Подробный пересказ сказки.
Легенда «Аю-Дагъ» («Медведь-гора»). Пересказ текста по плану.
120.9.2. Литературные сказки для детей.
А. Чергеев, авторская сказка «Тильки ве къоян» («Лиса и заяц»).
Главная тема и мысль сказки. Чтение по ролям.

З. Джавтобели, литературная сказка «Бала ве аюв» («Мальчик и
медведь»). Речь персонажей. Инсценировка эпизодов сказки. Основная
мысль сказки.
И. Абдураман, сказка в стихах «Арслан ве тавшан» («Лев и заяц»).
Сказка о правде и справедливости. Торжество добра над злом. Сравнение
народной и литературной сказки.
З. Джавтобели, литературная сказка «Къоянлар масалы» («Сказка про
зайцев»). Вопросы и ответы по содержанию. Фольклорные элементы
авторской сказки.
120.9.3. Произведения об осени.
Л. Сулейман, стихотворение «Кузь» («Осень»). Картины осени в
лирическом произведении.
Р. Халид, стихотворение «Кузь» («Осень»). Средства художественной
выразительности. Настроение стихотворения.
Ч. Али, стихотворение «Емишли тереклер» («Фруктовые деревья»).
Индивидуальный стиль поэта. Создание словесных картин.
И. Абдураман, стихотворение «Эки алма» («Два яблока»). Роль
пейзажа в стихотворении. Выразительное чтение.
120.9.4. Произведения о труде и трудолюбии.
Ч. Али, стихотворение «Чебер къызлар» («Девочки – мастерицы»).
Основная мысль произведения.
Л. Сулейман,

стихотворение

«Къыйметли

бахшыш»

(«Ценный

подарок»). Смысл заголовка стихотворения.
Н. Балджы, рассказ «Инша» («Сочинение»). Характеристика героев на
основе их поступков.
Ч. Али, басня «Макътавгъа ким ляйыкъ?». («Кто достоин похвалы?»).
Особенности данного литературного жанра.
120.9.5. Произведения о зиме.
З. Албатлы, стихотворение «Къыш булуты» («Зимняя туча»). Картины
зимней природы в стихотворении.

А. Одабаш, стихотворение «Къыш – уста» («Зима – искусница»). Ритм
и интонация стихотворения.
Н. Аметова, сказка «Дагъда байрам» («Праздник в лесу»). Чтение по
ролям.
Ш. Селим, стихотворение «Масал» («Сказка»). Вопросы и ответы по
содержанию.
С. Эмин, рассказ «Япалакъ-япалакъ къар ягъа» («Падает крупный
снег»). Пересказ рассказа по плану.
120.9.6. Сказки народов мира.
Казахская народная сказка «Ахмакъ къашкъыр» («Глупый волк»).
Особенности сказки о животных.
Таджикская народная сказка «Къаплан ве тильки» («Тигр и лиса»).
Главная мысль сказки. Чтение по ролям.
Афганская народная сказка «Адалетли къады» («Правдивый судья»).
Главная мысль сказки. Сжатый пересказ.
Тывинская народная сказка «Алтын къуш» («Золотая птица»).
Последовательность событий в сказке, план сказки. Подробный пересказ
сказки.
120.9.7. Произведения о весне.
З. Албатлы, стихотворение «Баарь кельди» («Пришла весна»). Картины
весны в стихах.
Д. Меджитова, стихотворение «Ана» («Мама»). Выразительное чтение.
Н. Умеров, стихотворение «Къартанамнынъ тюшю» («Сон моей
бабушки»). Вопросы по содержанию произведения.
Р. Фазыл,

отрывок

«Наврез

байрамы»

(«Праздник

Наврез»).

Составление вопросов по содержанию.
Т. Халиловдан, рассказ «Дагъгъа сеяат» («Поход в горы»). Смысловые
части текста.
120.9.8. Произведения о Родине.

Э. Къафадар,

стихотворение

«Ватан»

(«Родина»).

Настроение

стихотворения. Образ Родины в поэтическом тексте.
Легенда

«Багъчасарай

бойле

пейда

олгъан»

(«Так

появился

Бахчисарай»). Подробный пересказ по плану.
Э. Амит, стихотворение «Койде» («В селе»). Ответы на вопросы по
содержанию.
Ю. Къандым, стихотворение «Къача озен» («Бежит река»). Настроение
стихотворения. Связь между родиной, природой и человеческой душой.
И. Бахшыш, стихотворение «Дагъны кесменъиз!» («Не рубите лес!»).
Поэт, ощущающий себя частью природы. Значение природы для человека.
Главная мысль произведения.
120.10. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке на уровне
начального общего образования.
120.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном
(крымскотатарском) языке на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том
числе через изучение родного языка и родной литературы, являющегося
частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в
том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной
России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том
числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния
и чувств);
осознание

этических

понятий,

оценка

поведения

и

поступков

персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;
выражение

своего

видения

мира,

индивидуальной

позиции

посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (крымскотатарском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное

отношение

к

природе

посредством

примеров

из

художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей
автора;
потребность
саморазвитии

в

самостоятельной

средствами

читательской

крымскотатарской

деятельности,

литературы,

развитие

познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы.
120.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном
(крымскотатарском) языке на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
120.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

и

практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного

текста,

при

составлении

плана,

пересказе

текста,

характеристике поступков героев.
120.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого анализа текста (классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
120.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем,
самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
120.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

(описание,

рассуждение,

повествование)

и

письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
120.10.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.

120.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.
120.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (крымскотатарском) языке с использованием предложенного
образца.
120.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на
родном (крымскотатарском) языке. К концу обучения в 1 классе
обучающийся научится:
свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного,
научного и публицистического стилей;
определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по
содержанию произведения, находить нужную информацию в учебнике,
определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному
или прочитанному тексту;

овладевать алгоритмами основных учебных действий по анализу
художественных произведений (деление текста на части, составление плана,
нахождение средств художественной выразительности и другие);
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, по
готовому плану;
читать по ролям литературное произведение, декламировать (читать
наизусть) стихотворные произведения;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных
текстов;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова,
его

многозначность,

определять

значение

слова

по

контексту),

целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник
произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно
осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;
самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки,
стихи, рассказы);
рассказывать 5–6 стихотворений, 2–3 отрывка из прозаического
произведения;
называть не менее 3 народных сказок, уметь их пересказывать;
называть 8–10 пословиц, понимать их смысл и объяснять, в какой
жизненной ситуации можно их употребить;
вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая
правила речевого

этикета,

участвовать

в диалоге при

обсуждении

прослушанного (прочитанного) произведения;
выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей,
педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд
(плакаты, видеосюжеты и анимации и другие).

120.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на
родном (крымскотатарском) языке. К концу обучения во 2 классе
обучающийся научится:
ориентироваться в учебной книге, её элементах, находить сходные
элементы в художественной книге;
читать

вслух

бегло,

осознанно,

выразительно,

передавая

своё

отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл крымскотатарских народных сказок, произведений
классиков крымскотатарской литературы;
сравнивать лирические и прозаические произведения, народную и
литературную сказку;
анализировать
вопросов

учителя

литературный

текст

(учебника),

с

использованием

выявлять

основную

системы
мысль

произведения,соотносить её с пословицей или поговоркой, находить в
текстах художественные средства языка;
выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения, объяснять смысл образных выражений;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить эпизод из
прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
определять характер литературных героев, приводить примеры их
поступков, определять мотивы их поведения с помощью вопросов учителя
(учебника), оценивать поступки;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, читать по
ролям, делить текст на части, озаглавливать части, составлять простой план;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых
изречений крымскотатарского народа, соотносить их нравственный смысл с
изучаемыми произведениями;
наблюдать, как поэты воспевает родную природу;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировке и
выполнении проектных заданий;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке и
находить книги для самостоятельногочтения в библиотеках (школьной,
домашней, городской, сельской), делиться своими впечатлениями o
прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
называть литературные произведения писателей-классиков, их темы и
сюжеты;
читать наизусть не менее 10 стихотворных произведений литературы,
4–5 отрывков из прозаических произведений;
называть не менее 5 народных сказок, уметь их пересказывать;
называть более 10 пословиц, понимать их смысл и объяснять, в какой
жизненной ситуации можно их употребить;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и
поиска нужной информации.
120.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на
родном (крымскотатарском) языке. К концу обучения в 3 классе
обучающийся научится:
слушать, читать и понимать произведения разных жанров, сравнивать,
группировать их по заданным признакам, определять отличительные
особенности;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текста;
самостоятельно определять главную мысль произведения;
выявлять особенности героев произведений, давать им характеристику,
сравнивать героев одного произведения (нескольких произведений);
задавать

самостоятельно

вопросы

по

прочитанному

или

прослушанному произведению, устанавливать причинно-следственные связи;
самостоятельно делить текст на части, составлять план, пересказывать
текст подробно (кратко) на основе плана;

выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев
произведения;
использовать разные виды чтения в соответствии с поставленным
заданием, передавать настроение при чтении;
определять сравнения, олицетворения в лирическом произведении,
определять ритм стихотворения;
наблюдать противоположные картины в художественном тексте,
находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
самостоятельно

составлять

рассказ

на

основе

художественного

произведения, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта;
называть названия, темы и сюжеты литературных произведений
писателей- классиков;
читать наизусть не менее 10 стихотворных произведений литературы,
5–6 отрывков из прозаических произведений;
называть не менее 5 народных сказок, уметь их пересказывать;
называть более 10 пословиц, понимать их смысл и объяснять, в какой
жизненной ситуации можно их употребить;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в
соответствии с заданными параметрами;
понимать значимость чтения для дальнейшего обучения.
120.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на
родном (крымскотатарском) языке. К концу обучения в 4 классе
обучающийся научится:
читать вслух и про себя тексты учебника, других художественных и
научно-популярных

книг,

понимать

содержание

прочитанного,

устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

давать простую характеристику основным действующим лицам
произведения, составлять устный рассказ о героях произведений по плану,
размышлять о характере и поступках героев;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и
бытовые описания;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного,
выборочного, творческого пересказа;
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и
завершение;
делить текст на части, озаглавливать части, составлять план
произведения;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные,
отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
называть темы и сюжеты изученных литературных произведений
писателей-классиков,

соотносить автора,

название

и

героев

этих

произведений, подготавливать презентацию книг;
читать наизусть не менее 10 стихотворных произведений литературы,
6–7 отрывков из прозаических произведений;
называть и пересказывать не менее 5 народных сказок;
называть более 10 пословиц, понимать их смысл и объяснять, в какой
жизненной ситуации можно их употребить;
работать с детской периодикой;
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного
обучения другим предметам;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший
опыт самостоятельной читательской деятельности.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».