Родная литература (украинская) 5-9 класс

122. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(украинская) литература».
122.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(украинская) литература» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родной (украинской)
литературе,

родная

(украинская)

литература,

украинская

литература)

разработана для обучающихся, владеющих родным (украинским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по родной (украинской) литературе.
122.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной
(украинской) литературы, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
122.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования.
122.4. Планируемые результаты освоения программы по родной
(украинской) литературе включают личностные, метапредметные результаты
за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
122.5. Пояснительная записка.
122.5.1. Программа по родной (украинской) литературе разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
122.5.2. Изучение родной (украинской) литературы на уровне
основного общего образования обеспечивает освоение обучающимися
произведений

украинской

интерпретации

и

анализа

литературы,
с

развитие

использованием

у

них

навыков

принципов

единства

художественной формы и содержания; создаёт условия для общекультурного
развития, помогает приобрести системные знания об истории, языке и
культуре народа.

Украинская литература, отражающая важные культурные ценности,
смыслы и духовно-нравственные представления, участвует в формировании
национального и общекультурного самосознания и гражданской позиции
обучающихся.
Программа

по

родной

(украинской)

литературе

обеспечивает

межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного
цикла, в частности с «Родным (украинским) языком», «Русским языком» и
«Литературой».
122.5.3. В содержании программы по родной (украинской) литературе
выделяются

следующие

содержательные

линии:

«Устное

народное

творчество» (изучение сказок, преданий, легенд; малых жанров устного
народного творчества – загадок, пословиц, поговорок, скороговорок;
украинских народных песен, дум, баллад, народных драм); «Древнерусская
литература как основа украинской литературы»; «Украинская литература
XVI–XVIII веков», «Украинская литература XIX–XX веков»; «Теория
литературы»

(освоение

теоретико-литературных

понятий

в

процессе

изучения конкретных литературных произведений: рассмотрение проблемы
родов и жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной связью
между временем и формами искусства). Наблюдение за воспроизведением
исторических событий в родной литературе, расширение представлений о
роли литературы в историческом процессе.
122.5.4. Изучение родной (украинской) литературы направлено на
достижение следующих целей:
воспитание ценностного отношения к украинской литературе как
существенной части родной и общерусской культуры;
приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям
своего народа;
формирование читательской грамотности, способности использовать
свою читательскую деятельность как средство для самообразования.
122.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
(украинской) литературы – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в

6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
122.6. Содержание обучения в 5 классе.
122.6.1. Введение.
Литература как вид искусства и способ отображения действительности.
Понятие об образности слова, художественном произведении.
122.6.2. Устное народное творчество.
Устное народное творчество русских, украинцев и белорусов.
Традиционные жанры восточнославянского фольклора.
Украинские народные сказки. «Названий батько» («Названый отец»),
«Про правду і кривду» («О правде и кривде»). Понятие о народной сказке.
Виды народных сказок. Композиционная специфика народных сказок.
Малые

жанры

фольклора.

Пословицы

и

поговорки,

загадки,

скороговорки: специфика малых фольклорных жанров.
122.6.3. Украинская литература XIX века.
Т.Г. Шевченко. Стихотворения «За сонцем хмаронька пливе» («За
солнцем тучка плывет»), «Садок вишневий коло хати» («Садик вишневый
вокруг дома»). Понятие о родах литературы. Лирика. Пейзажная лирика.
Рифма.
И.Я. Франко. Литературная сказка «Фарбований Лис» («Крашеный
Лис»). Аллегория в сказке. Образ Лиса. Рассказ «Грицева шкільна наука»
(«Гришкина школьная наука»). Понятие об эпосе. Язык автора и язык
персонажей в рассказе.
122.6.4. Украинская литература XX века.
М.М. Коцюбинский. Рассказ «Ялинка» («Елочка»). Описание пейзажей
в рассказе. Сравнение и способы его выражения.
Леся Украинка. Стихотворения «Колискова» («Колыбельная»), «Зоряне
небо» («Звездное небо»), «Вечірня година» («Вечерний час»). Связь поэзии с
фольклором. Понятие о колыбельной песне.

О.Д. Иваненко. Литературная сказка «Казка про маленького Піка»
(«Сказка о маленьком Пике»). Образы птичьей семьи как воплощение
положительных человеческих черт.
А.Е. Тесленко.

Рассказ

«Школяр»

(«Школьник»).

Главные

и

второстепенные персонажи. Языковые особенности рассказа. Понятие о
литературном портрете.
П.Г. Тычина. Стихотворение «Хор лісових дзвіночків» («Хор лесных
звоночков»). Образ родной природы.
М.Ф. Рыльский. Стихотворения «Дощ» («Дождь»), «Люби природу не
як символ…» («Люби природу не как символ...»). Образ лирического героя.
122.7. Содержание обучения в 6 классе.
122.7.1. Введение.
Книга в жизни человека. Сложность процесса творчества. Роль
читателя в «жизни» художественного текста.
122.7.2. Устное народное творчество.
Календарно-обрядовые песни. Песни зимнего цикла: «Ой хто, хто
Миколая любить» («Ой кто, кто Николая любит»), «Добрий вечір тобі, пане
господарю!» («Добрый вечер тебе, господин хозяин!»), «Щедрик, щедрик,
щедрівочка» («Щедрик, щедрик, щедривочка»). Песни весеннего цикла:
«Весняночка-паняночка» («Весна-госпожа»), «Ой весна, весна – днем
красна» («Ой весна, весна – днём красна»). Песни летнего цикла: «Проведу я
русалочки до бору» («Проведу я русалочек к бору»), «Заплету віночок»
(«Заплету веночек»). Народные песни как жанр фольклора, их виды.
Веснянки, купальские, жнивные, колядки, щедривки.
Народные

предания.

«Шандровський

соляний

колодязь»

(«Шандровский соляной колодец»). Специфика народного предания как
отдельного фольклорного жанра.
122.7.3. Украинская литература XIX века.
Л.И. Глебов. Басни «Вовк і кіт» («Волк и кот»), «Щука» («Щука»).
Особенности
Обличительная

басни
и

как

юмористического

поучительная

жанра.

направленность.

Структура

басен.

Аллегоричность

содержания. Акростихи «Хто доня?» («Кто дочь?»), «Що за птиця?» («Что за
птица?»). Стихотворение «Журба» («Печаль»). Настроение лирического
героя. Сравнение творчества Л.И. Глебова и И.А. Крылова.
Т.Г. Шевченко. Стихотворения «Думка» («Мысль»), «Тече вода в синє
море…» («Течёт вода в синее море...»), «Мені тринадцятий минало» («Мне
шёл тринадцатый»). Мотивы лирики. Роль художественных средств.
С.В. Руданский. «Вовки» («Волки»), «Добре торгувалось» («Хорошо
торговалось»), «Запорожці у короля» («Запорожцы у короля»), «Окуляри»
(«Очки»). Юмористические жанры. Отражение серьёзных исторических
фактов в юмористических текстах.
122.7.4. Украинская литература XX века.
Остап Вишня. Юморески «Перший диктант» («Первый диктант»), «Як
ми колись учились» («Как мы когда-то учились»). Образ лирического героя
юморески. Языковые средства создания комического.
М.Ф. Рыльский.

Стихотворения

«Пісні»

(«Песни»),

«Порада»

(«Совет»), «Ознаки весни» («Признаки весны»). Отношение к другим
народам, их творчеству, культуре, традициям. Образность стихотворений.
Взаимосвязь

между

ритмическим

строением

произведения

и

его

содержанием. Определение стихотворных размеров.
Я.М. Стельмах. Повесть «Химера лісового озера, або Митькозавр з
Юрківки» («Химера лесного озера, или Митькозавр из Юрковки») (отрывки).
Понятие

о

приключенческом

произведении.

Реальные

(обычные)

и

фантастические (приключенческие) события. Образы Сергея и Мити.
Л.И. Смилянский. Рассказ «Лідер» («Лидер»). Роль человека в
сохранении природы. Описание и его роль в художественном произведении.
В.С. Земляк. Рассказ «Тихоня» («Тихоня»). Сюжет произведения.
Элементы сюжета. Дружба между человеком и животным.
122.8. Содержание обучения в 7 классе.
122.8.1. Введение.
Художественное произведение как явление искусства. Функции
искусства.

122.8.2. Устное народное творчество.
Народные думы. «Дума про Марусю Богуславку» («Дума о Марусе
Богуславке»). Дума как вид устного народного творчества. Жанровая
специфика. Композиционные элементы.
Исторические песни. «Ой на горі та й женці жнуть» («Ой на горе да
жнецы жнут»). Понятие об исторической песне. Жанровая специфика. Сила
любви и уважения к Родине.
Народные баллады. «Ой був в Сiчi старий козак…» («Ой был в Сечи
старый казак...»). Народная баллада как жанр фольклора. Классификация
баллад. Фольклорные символы в балладе. Сравнение баллад с другими
песенными жанрами.
122.8.3. Древнерусская литература как основа украинской литературы.
Древнерусская литература как единая литература восточных славян до
их

последующего

разделения

на русских, украинцев

и

белорусов.

Возникновение и периодика древнерусской литературы.
Летописи. «Повість временних літ» («Повесть временных лет») как
памятник истории и литературы.
122.8.4. Украинская литература XIX века.
И.Я. Франко. Повесть «Захар Беркут» («Захар Беркут») (сокращённо).
Историческая основа произведения. Художественное время и пространство.
Образы главных и второстепенных героев. Символические образы. Язык
художественного произведения. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы)
как средство характеристики исторической эпохи. Значение доброты и
чуткости в человеческой жизни.
П.П. Гулак-Артемовський. Басня «Пан та Собака» («Пан и Собака»).
Сюжетные элементы басни и её композиция. Жанровые особенности. Образы
Пана и Рябко. Элементы юмора и сатиры в басне. Язык басни.
Е.П. Гребёнка. Басня «Ведмежий суд» («Медвежий суд»). Жанровые и
художественные особенности басен. Проблематика басни. Образы Вола,
Медведя, Лисички.
122.8.5. Украинская литература XX века.

Леся Украинка. Стихотворения «Давня весна» («Давняя весна»),
«Хотіла б я піснею стати...» («Хотела бы я песней стать»). Основные
проблемы и мотивы произведений. Стихотворные размеры.
М.А. Стельмах.
летят...»).

Повесть

Автобиографичность

«Гуси-лебеді
повести.

летять...»

Композиция

(«Гуси-лебеди
повести.

Роль

художественных средств и элементов фольклора. Образ-символ гусейлебедей.
Украинская литература о Великой Отечественной войне. Творчество
украинских

писателей

во

время

Великой

Отечественной

войны

и

произведения, посвящённые Великой Отечественной войне.
М.Ф. Рыльский. Стихотворения «Слово про рідну матір» («Слово о
родной матери»), «Україні» («Украине»). Тема войны в стихотворениях.
Тема братства народов.
Н.Ф. Сингаевский. Песни «Чорнобривці» («Бархатцы»), «Батьківське
поле» («Родительское поле»). Авторская песня. Метафора как средство
создания образов. Тема любви к земле, родителям, Родине.
122.9. Содержание обучения в 8 классе.
122.9.1. Введение.
Художественная литература как одна из форм духовной деятельности
народа. Функции художественной литературы. Разновидности образов
(образ-персонаж, образ-символ, словесные, слуховые и другие).
122.9.2. Устное народное творчество.
Семейно-бытовые песни. «Місяць на небі, зіроньки сяють» («Месяц на
небе, звёздочки сияют»), «Цвіте терен» («Цветёт тёрн»), «Сонце низенько,
вечір близенько» («Солнце низенько, вечер близенько»). Углубление понятия
о народной лирике. Её основные жанры. Мотивы, тематика, образы-символы
песен.
Народная драма. «Просо» («Просо»), «Коза» («Коза»). Понятие о
народной драматургии. Её основные жанры. Языковые особенности диалога,
магический характер песни «Просо» («Просо»). Элементы драматического
произведения (ремарки, диалоги) в пьесе-игре «Коза» («Коза»).

122.9.3. Древнерусская литература как основа украинской литературы.
Тематика,
литературы.

основные

Жанр

идеи

поучения.

и

основные

«Повчання»

жанры

древнерусской

Володимира

Мономаха.

(«Поучение» Владимира Мономаха).
122.9.4. Украинская литература XVII – начала XIX века.
Песни Маруси Чурай. «Засвіт встали козаченьки» («Засветло встали
казаки»), «Віють вітри, віють буйні» («Веют ветры, веют буйные»), «Ой не
ходи, Грицю» («Ой не ходи, Гриша»). Легенды о Марусе Чурай. Тематика
песен, художественное своеобразие.
Новая украинская литература. Условия становления новой украинской
литературы в конце XVIII – начале XIX века. Понятие о литературных стилях
и направлениях: сентиментализм, романтизм, реализм (обзорно).
122.9.5. Украинская литература XIX века.
И.П. Котляревский. Пьеса «Наталка Полтавка» («Наталка Полтавка»).
Первое произведение новой украинской драматургии. Понятие социальнобытовой драмы. Мотивы написания драмы. Строение пьесы, композиция,
развёртывание драматического конфликта. Языковые средства раскрытия
внутреннего мира Натальи. Роль песенных фрагментов в произведении.
Значение творчества И.П. Котляревского для украинской литературы и
языка.
П.П. Гулак-Артемовський. Баллада «Рибалка» («Рыбак»). Понятие о
балладе. Романтический характер и национальный колорит баллады. Образы
Рыбака и Русалки.
Е.П. Гребёнка. Баллада «Човен» («Лодка»). Аллегорический смысл
баллады «Човен». Влияние народных песен на содержание и образную
систему

произведения.

Жанровые

особенности

баллады.

Творчество

Е.П. Гребёнки как часть украинской и русской литературы.
И.Я. Франко. Стихотворение «Каменярі» («Каменщики»), «Притча про
життя»

(«Притча

Особенности

о

жизни»).

построения

Аллегорические

строфы

в

образы

каменщиков.

стихотворении

«Каменярі»

(«Каменщики»). Определение притчи как литературного жанра. Символика

образа мёда. Аллегорически-поучительный характер «Притчі про життя»
(«Притчи о жизни»). И.Я. Франко о русской и мировой литературе.
122.9.6. Украинская литература XX века.
М.М. Коцюбинский. Рассказ «Дорогою ціною» («Дорогой ценой»)
(сокращённо). Аллегоричность названия рассказа. Понятие о литературных
типах. Типичность образов-персонажей. Художественные средства описания
героев. Значение пейзажа. Понятие о прологе и эпилоге.
Леся Украинка. Поэма «Давня казка» («Давняя сказка») (сокращённо).
Художественные особенности поэмы «Давня казка», строфическое строение,
ритмика. Понятие о синтаксических средствах (поэтических фигурах) –
анафоре, антитезе, риторическом вопросе, риторическом обращении. Их
стилистическое

назначение

в

художественном

произведении.

Роль

писательницы в развитии украинской литературы.
И.К. Карпенко-Карый.

Пьеса

«Сто

тисяч»

(«Сто

тысяч»)

–

классический образец украинского «театра корифеев». Понятие о комедии,
трагикомедии. Характеристика действующих лиц пьесы. Основные средства
изображения образа Герасима Калитки. Проблема бездуховности человека,
смысла человеческой жизни.
122.10. Содержание обучения в 9 классе.
122.10.1. Введение.
Роль

и

место

индивидуальность

литературы

художника.

в

жизни

Принципы

человека.

анализа

Творческая

художественного

произведения.
122.10.2. Древнерусская литература как основа украинской литературы.
Литературные памятники древнерусской литературы. Переводная
церковная и светская литература. Значение древнерусской литературы для
дальнейшего

развития

украинской

и

других

славянских

Периодизация украинской литературы.
122.10.3. Украинская литература XIV-XVIII веков.

литератур.

Условия

развития

украинской

литературы

XIV-XVIII

веков.

Зарождение книгопечатания. Состояние устного народного творчества этого
периода.
Г.С. Сковорода. Стихотворения «Всякому городу – обычай и права»,
«Пчела и Шершень», «De libertate», «Песня 28» (из сборника «Сад
божественных песен»). Г.С. Сковорода – философ, просветитель, поэт.
Жанровые особенности произведений. Основные мотивы поэзии. Понятие об
афористичности языка Г.С. Сковороды.
122.10.4. Украинская литература XVIII-XIX веков.
Новая украинская литература конца XVIII – начала XIX века.
Общественно-исторические

условия

зарождения

новой

украинской

литературы конца XVIII – начала XIX века. Общие тенденции развития
украинской и русской литератур. Появление первых печатных сборников
народных песен. Роль И. Котляревского как зачинателя новой украинской
литературы и нового украинского литературного языка. Литературные
тенденции этого периода: ориентация на народную жизнь, народный язык.
Основные направления новой украинской литературы конца XVIII – первых
десятилетий XIX века. (классицизм, просветительский реализм, романтизм).
Основные роды литературы (лирика, эпос, драма).
И.П. Котляревский. Поэма «Енеїда» («Энеида») (сокращённо). История
написания, основные сюжетные линии, композиция, образы «Энеиды»,
жанровые

и

стилистические

особенности.

Воплощение

патриотизма,

верности долгу, мужества в образах троянцев Энея, Низа и Эвриала.
Национальный колорит произведения. Сатирическое изображение господ,
чиновников, казацкой старшины. Понятие о пародии, бурлеске и травестии,
использование этих приёмов в поэме.
Г.Ф. Квитка-Основьяненко. Повесть «Маруся» («Маруся») – первое
украиноязычное прозаическое произведение новой украинской литературы.
Тема

социального

неравенства.

Утверждение

нравственных

идеалов,

изображение высоких морально-этических качеств простого человека.
Сравнение образов Маруси и Наталки Полтавки. Реалистичное изображение

украинского быта, обрядов. Психологизм в изображении персонажей.
Признаки творческого метода сентиментализма.
Литература
особенности

украинского

романтизма.

романтизма.

Поэты-романтики

Идейно-художественные
(П.П. Гулак-Артемовський,

Е.П. Гребёнка, В.Н. Забила и другие). Значение романтизма для нового этапа
развития славянских литератур.
Т.Г. Шевченко. Стихотворения «Реве та стогне Дніпр широкий»
(«Ревёт и стонет Днепр широкий») (отрывок из баллады «Причинна»
(«Заворожённая»)), «Наймичка» («Наймычка»), «Назар Стодоля» («Назар
Стодоля») (сокращённо), цикл «Думки» («Мысли»), «Ну що б, здавалося,
слова...» («Ну что, казалось бы, слова...»), «Пророк» («Пророк»). Этапы
творчества, основная тематика. Фольклорная основа баллады «Причинна»
(«Заворожённая»). Признаки романтизма. Реальное и фантастическое в
балладе. Понятие о лирическом отступлении, его роли в балладе. Основные
сюжетные линии поэмы «Наймичка». Художественные особенности поэмы.
Социальные противоречия в драме «Назар Стодоля» («Назар Стодоля»).
Влияние Т.Г. Шевченко на развитие украинской литературы, мировое
значение творчества. Тесная связь с русской культурой. Влияние на
творчество Т.Г. Шевченко русской литературы. Русскоязычное творчество
Т.Г. Шевченко.
Марко Вовчок. «Институтка» («Институтка») – первая социальнореалистическая

повесть.

Основные

признаки

повести

как

жанра.

Непреодолимое стремление человека к свободе. Литературный характер и
его типичность. Идейное содержание рассказа «Максим Гримач» («Максим
Гримач»). Признаки романтизма. Романтический герой.
Украинская поэзия второй половины XIX века. Известные поэты
(С.В. Руданский, Л.И. Глебов, М.П. Старицкий и другие). Жанровые и
художественные особенности поэтических произведений, их идейнотематическое содержание.

Ю.А. Федькович. Повесть «Три як рідні брати» («Трое как родные
братья»). Сердечная дружба, искреннее братство в рассказе. Самобытность
писательского стиля.
122.11. Планируемые результаты освоения программы по родной
(украинской) литературе на уровне основного общего образования.
122.11.1. В результате изучения родной (украинской) литературы на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров
из родной (украинской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров
из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной
организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(украинского) языка и родной (украинской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений
украинской литературы, а также русской и зарубежной литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных

народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в украинской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное

неприятие

асоциальных

поступков,

свобода

и

ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе

осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение
принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным
эмоциональным

состоянием,

сформированность

навыка

рефлексии,

признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с
оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства

с

деятельностью

героев

на

страницах

литературных

произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений украинского фольклора и литературы, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том

числе

сформированное

при

знакомстве

с

литературными

произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с
использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики литературного образования, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей
литературных произведений;
способность

во

взаимодействии

в

условиях

неопределённости,

открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях
неопределенности,

повышать

уровень

своей

компетентности

через

практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,

осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий

контрмер,

оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей
ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
122.11.2. В результате изучения родной (украинской) литературы на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умение совместной деятельности.
122.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

объектов

(художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и

явлений

(литературных

направлений,

этапов

историко-литературного

процесса);
устанавливать

существенный

признак

классификации

и

классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
с

учётом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и

противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
текстом,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
122.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить
исследование

по

по

самостоятельно

установлению

составленному

особенностей

плану

небольшое

литературного

объекта

изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать

на

применимость

и

достоверность

информацию,

полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
122.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную

и

другую

информацию

различных

видов

и

форм

представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные
задачи

несложными

схемами,

диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям,

предложенным

учителем

или

сформулированным

самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

122.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
122.11.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.
122.11.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями;
выявлять и анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
проявлять открытость себе и другим.
122.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать

и

использовать

групповой,

коллективной)

и

конкретной

проблемы

уроках

на

преимущества

индивидуальной
родной

командной
работы

при

(украинской)

(парной,
решении

литературы,

обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек;
планировать организацию совместной работы на уроке родной
(украинской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
122.11.3. Предметные

результаты

изучения

родной

(украинской)

литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в
рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание
произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);
различать основные жанры фольклора и художественной литературы
(фольклорная и литературная сказка, загадка, скороговорка, пословица,
поговорка, рассказ, лирическое стихотворение, колыбельная песня, пьеса),
отличать прозаические тексты от поэтических;
эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о
произведении;
определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных
произведений;
формулировать вопросы по содержанию произведений;

участвовать в обсуждении прочитанного, обосновывать свои суждения
с использованием текста;
характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;
пересказывать художественный текст (подробно, сжато);
составлять простой план художественного произведения;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного

текста

(образ,

эпос,

лирика,

драма,

тема,

идея,

литературный портрет и пейзаж, язык произведения, лирический герой,
рифма, аллегория, эпитет, сравнение);
создавать собственный письменный текст: давать развёрнутый ответ на
вопрос (объёмом не менее 20-30 слов), связанный со знанием и пониманием
литературного произведения.
122.11.4. Предметные

результаты

изучения

родной

(украинской)

литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в
рамках программы;
определять и формулировать тему, идею, проблематику прочитанных
произведений;
характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет
на основе авторского описания и художественных деталей;
сопоставлять персонажей одного произведения по сходству и
контрасту;
формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений;
пересказывать

художественный

текст,

используя

разные

виды

пересказа (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
составлять простой план художественного произведения, в том числе
цитатный;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (народная песня, предание, басня, юмореска,
акростих,

повесть,

характер,

проблема,

сюжет,

элементы

комическое, юмор, аллегория, стихотворный размер, метафора);

сюжета,

писать сочинение по личным впечатлениям и по предложенной
тематике.
122.11.5. Предметные

результаты

изучения

родной

(украинской)

литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в
рамках программы;
определять и формулировать проблему прочитанных произведений;
соотносить содержание и проблему художественных произведений;
характеризовать литературного героя, его внешность и внутренние
качества, поступки и отношения с другими героями;
анализировать

произведение,

используя

изученные

теоретико-

литературные понятия при анализе художественного текста (летопись,
рассказ,

повесть,

поэма,

песня,

диалог,

монолог,

композиция,

художественное время и пространство и другие);
определять род и жанр литературного произведения;
выявлять характер конфликта в произведении;
писать сочинения по предложенной литературной тематике (с
использованием одного произведения).
122.11.6. Предметные

результаты

изучения

родной

(украинской)

литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
характеризовать факты из биографии писателя, давать сведения об
историко-культурном контексте его творчества;
определять и формулировать тематику, проблематику и идейное
содержание прочитанных произведений;
определять род и жанр литературного произведения на основе анализа
важнейших особенностей его содержания и формы; характеризовать в
произведениях конфликт (внешний и внутренний);
характеризовать особенности строения сюжета и композиции;
определять влияние фольклора на произведения художественной
литературы;

выявлять языковые особенности произведения; определять в тексте
художественные средства и характеризовать их роль в литературном
произведении;
участвовать в дискуссии о прочитанном, формулировать свою точку
зрения, аргументированно её отстаивать, понимать смысл других суждений;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (сентиментализм, романтизм, реализм, тип, символ,
притча, поучение, баллада, пролог, эпилог, анафора, антитеза, риторический
вопрос, риторическое обращение и другие);
писать сочинение по предложенной литературной тематике (с
использованием одного или нескольких произведений одного писателя).
122.11.7. Предметные

результаты

изучения

родной

(украинской)

литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
соотносить содержание и проблематику художественных произведений
со временем их написания и отображённой в них эпохой; выделять основные
этапы историко-литературного процесса;
характеризовать

особенности

строения

сюжета

и

композиции,

конфликта;
выявлять в художественном произведении и различать позиции героев,
повествователей;
воспринимать

литературное

произведение

как

художественное

высказывание автора, выявлять авторскую позицию;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (классицизм, романтизм, хронотоп, эпиграф,
авторская позиция, образы-вещи, собирательный образ, пародия, бурлеск,
травестия и другие);
писать сочинение по предложенной литературной тематике (с
использованием одного или нескольких произведений одного писателя,
произведений разных писателей).


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».