Родной язык (крымскотатарский) 5-9класс

46. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(крымскотатарский) язык».
46.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(крымскотатарский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература»)

(далее

соответственно

(крымскотатарскому)

языку,

–

родной

программа

по

родному

(крымскотатарский)

язык,

крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(крымскотатарским)

языком,

и

включает

пояснительную

записку,

содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родному (крымскотатарскому) языку.
46.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
46.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования.
46.4. Планируемые результаты освоения программы по родному
(крымскотатарскому)

языку

включают

личностные,

метапредметные

результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
46.5. Пояснительная записка.
46.5.1. Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
46.5.2. Родной крымскотатарский язык является средством приобщения
к духовному богатству крымскотатарской культуры, средством социализации
личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку включает в себя
темы, касающиеся внутреннего устройства языка, сведения о взаимосвязи
крымскотатарского языка с культурой.
46.5.3. В содержании программы по родному (крымскотатарскому)

языку выделяются следующие содержательные линии: «Язык и речь. Язык и
культура», «Разделы науки о языке» (фонетика и орфоэпия, графика,
орфография, лексикология и фразеология, морфемика и словообразование,
морфология, синтаксис и пунктуация), «Текст».
46.5.4. Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на
достижение следующих целей:
воспитание

уважения

к

родному

крымскотатарскому

языку,

сознательного отношения к нему как явлению культуры, осознание
эстетической ценности родного языка;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о специфике родного (крымскотатарского) языка,
основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном обществе.
46.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(крымскотатарского) языка, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа
в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2
часа в неделю).
46.6. Содержание обучения в 5 классе.
46.6.1. Язык, общие сведения о языке.
Язык как средство общения. Роль языка в жизни человека.
Родной язык – основа существования народа. Значение изучения
крымскотатарского языка.
46.6.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование,
чтение, письмо, говорение), монолог и диалог, устная и письменная речь:
правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к речи
(содержание, богатство, выразительность, правильность, логика).
Текст, части текста. Составление плана (простого) к готовому тексту.

Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте
(союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова).
Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие
сведения о разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические
ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь,
описание предметов, животных, простая форма рассуждения.
46.6.3. Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.

Главное

и

зависимое

слово.

Связь

слов

в

словосочетании.
Предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательное,
вопросительное, побудительное. Знаки препинания в конце предложения.
Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее,
сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.
Однородные члены предложения, вводные слова, обращение и знаки
препинания при них.
Диалог, прямая речь, знаки препинания при них.
46.6.4. Фонетика и правописание.
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные
звуки, особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е.
Знакомство с орфографическим словарём. Орфографические ошибки. Слог.
Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие
гласные звуки. Буквы, обозначающие и широкие, и узкие звуки.
Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии
в заимствованных словах.
46.6.5. Лексикология.
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с
прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарём.
Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и

антонимов.
46.7. Содержание обучения в 6 классе.
46.7.1. Язык, общие сведения о языке.
Богатство и красота крымскотатарского языка.
46.7.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение,
письмо, говорение). Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и кому
говорит. Тема, идея, цель и их роль.
Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация,
развязка. Способы связи слов в тексте.
Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к
готовому тексту, простой план к своему высказыванию.
Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому
стилю.
Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты,
природы. Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение
разных по стилю текстов, типы речи и жанры.
Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров.
Изложение (простой

и

сложный

план). Изложения сжатое и

развёрнутое: выбор из произведений художественной литературы отрывков с
описанием комнаты, здания. Развёрнутое изложение (устное) научного стиля.
Диалог: из жизни обучающегося.
Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и
сочинение-рассуждение, работа над рисунком.
Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека.
Работа с рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинениерассуждение). Развернутое изложение в научном стиле. Устный ответ на
уроках. Сочинение-рассуждение на тему языка. Документы. Рабочий план,
объявление.
46.7.3. Лексикология и фразеология.
Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова.

Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы,
профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных
слов.
Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов.
Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи.
46.7.4. Словообразование. Состав слова.
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова.
Корень,

суффикс,

разнообразие

суффиксов.

Образование

слов

в

крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных.
46.7.5. Морфология. Общие сведения о частях речи
46.7.5.1. Существительное:
синтаксическая

роль.

существительных:

общие

Категории

сведения,

морфологическая,

существительного.

притяжательные

сказуемные,

Образование
уменьшительно-

ласкательные суффиксы, изменения существительных по падежам. Способы
образования существительных и их правописание.
46.7.5.2. Прилагательное:

общие

сведения,

морфологическая

и

синтаксическая роль, относительные и качественные прилагательные,
степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степени,
уменьшительные и увеличительные прилагательные, способы образования
прилагательных, прилагательные, образованные синтаксическим способом,
парные и сложные прилагательные. Использование прилагательных в речи.
Использование

в

речи

сравнительной

и

превосходной

степеней

прилагательного.
46.7.5.3. Числительные: общие сведения, морфологические свойства,
синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению:
количественные,

порядковые,

дробные,

примерные.

Правописание

числительных. Употребление в речи. Использование в речи числительных
для обозначения даты, времени.
46.8. Содержание обучения в 7 классе.
46.8.1. Язык, общие сведения о языке.
Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.

46.8.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения
о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы
чтения. Повторение о типах речи. Описание человека, рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных
по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста.
Изложение (по простому и сложному плану). Развёрнутое изложение
(устное и письменное). Изложение текстов с описанием человека.
Развёрнутое изложение (устное) текста публицистического стиля. Диалог: в
форме диспута составление диалога.
Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание
внешности человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение. По
предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по
форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.
46.8.3. Морфология.
46.8.3.1. Местоимение:
синтаксическая

роль.

общие

Разряды

сведения,

местоимений.

морфологическая
Использование

в

и
речи

местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений.
46.8.3.2. Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая
роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола.
Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее
время глагола. Будущее время глагола. Залоги глаголов. Наклонения
глаголов. Образование глаголов.
Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий
глаголов.
46.8.3.3. Причастие:

общие

сведения,

морфологическая

и

синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации.
Образование причастий и правописание.
Правильное использование причастного оборота в речи и при письме.
46.8.3.4. Деепричастие:

общие

сведения,

морфологическая

и

синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы
образования деепричастий и правила правописания.
Правильное

использование

деепричастий

в

речи.

Правильное

использование деепричастного оборота в речи.
46.8.3.5. Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая
роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их
правила правописания.
Правильное использование наречий в речи.
46.8.3.6. Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы
образования предлогов и их правописание.
Использование предлогов в речи.
46.8.3.7. Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном
предложении. Правила правописания союзов.
Использование союзов в речи.
46.8.3.8. Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания
частиц.
Выразительно читает предложения с частицами.
46.8.3.9. Междометия: общие сведения, правописание междометий,
знаки пунктуации.
Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно.
46.9. Содержание обучения в 8 классе.
46.9.1. Язык, общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль
крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской
Федерации.
46.9.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях,
формах, жанрах.
Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые

изложения.
Изложения

о

исторических

и

культурных

памятниках

(в

публицистическом стиле на основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения
кульминация,

(сложный

развязка.

план):

Устные

и

композиция

сочинений:

письменные

завязка,

сочинения-описания

исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные
сочинения-рассуждения на морально-этические темы (публицистический
стиль). Устное и письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
46.9.3. Синтаксис и пунктуация.
46.9.3.1. Словосочетание. Предложение.
Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование
словосочетаний и предложений в речи.
Предложение: предложения по цели высказывания, предложения
восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и
двусоставные

предложения.

Неполные

предложения.

Роль

неполных

предложений в диалогах. Порядок слов в предложении.
Знаки препинания в предложении.
Использование предложений в речи с правильной интонацией.
42.9.3.2. Двусоставные предложения.
Двусоставные

предложения,

главные,

второстепенные

члены

предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы
выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Использование в речи двусоставных предложений.
46.9.3.3. Односоставные предложения.
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным
членом

предложения

обобщённо-личные,

сказуемым:

определённо-личные,

неопределённо-личные.

Односоставные

безличные,
назывные

предложения.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
46.9.3.4. Осложнённые предложения.
Предложения с однородными членами, предложения с однородными
членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при
однородных членах. Роль интонации в предложениях с однородными
членами.
Предложения с обособленными членами: обособленные определения,
обособленные дополнения, обособленные приложения, грамматически
связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные
конструкции. Правила пунктуации при них. Использование в речи
предложений

с

обособленными

членами,

обращениями,

вводными

конструкциями.
46.10. Содержание обучения в 9 классе.
46.10.1. Язык, общие сведения о языке.
Роль родного языка в развитии личности.
46.10.2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение
текста как единицы речи, стилей, типов речи.
Аудирование. Слушание и понимание различных текстов.
Чтение. Выразительное чтение различных текстов.
Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием.
Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему.
Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в
публицистическом стиле на морально-нравственную тему.
Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или
реферат на морально-этическую тему.
Документы. Заявление. Автобиография.
46.10.3. Синтаксис и пунктуация.
46.10.3.1. Сложное

предложение:

сложноподчинённые и сложносочинённые.

союзные

и

бессоюзные,

46.10.3.2. Сложносочинённое предложение: состав, способы связи.
Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в
предложении.
Использование в речи сложносочинённых предложений.
46.10.3.3. Сложноподчинённые предложения: состав, способы связи.
Виды сложноподчинённых предложений. Правила пунктуации.
Интонация сложноподчинённого предложения.
46.10.3.4. Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила
пунктуации.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
46.10.3.5. Сложные предложения с различными видами связи: состав,
виды. Правила пунктуации.
Интонация предложений с различными видами связи.
46.10.3.6. Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой
речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки
препинания. Цитаты и знаки пунктуации при них.
Интонация в диалоге и при прямой речи.
46.11. Планируемые результаты освоения программы по родному
(крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования.
46.11.1. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(крымскотатарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном (крымскотатарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном

обществе,

понимание

роли

родного

(крымскотатарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию
родного (крымскотатарского) языка, к истории и культуре своего народа,
края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному
(крымскотатарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины –
России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение
к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному

наследию

и

памятникам,

традициям

разных

народов,

проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков,
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на родном (крымскотатарском) языке, сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,

планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления

с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей,

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при

знакомстве

с

литературными

произведениями,

поднимающими

экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной

деятельности,

а

также

в

рамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
46.11.2. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на

уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
46.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных

и

наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
46.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать

вопросы,

фиксирующие

несоответствие

между

реальным

и

желательным

состоянием

ситуации,

и

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой,
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
46.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом

поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
46.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (крымскотатарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций

и

смягчать

конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять

устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
46.11.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных

возможностей,

аргументировать

предлагаемые

варианты

решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
46.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(не

достижения)

результата

деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать
соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
46.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия,

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
46.11.3. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся
научится:

иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве
общения и основе существования народа, объяснять значение родного
(крымскотатарского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать
устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского
опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять
тему,

основную

мысль

текста,

пересказывать

прочитанный

или

прослушанный текст, составлять простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов:
описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения
его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и
художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей
функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей
языка в практике создания текста (в рамках изученного);
характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать
различие между звуком и буквой;
соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка;
оперировать

понятием

«орфограмма»,

распознавать

изученные

орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и
однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и
однокоренное слово;

проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в
нём главное и зависимое слово;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные
предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания
(повествовательные,

вопросительные,

побудительные)

и

правильно

употреблять знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и
сказуемого,
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены
(определение, дополнение, обстоятельство);
находить предложения с однородными членами и правильно ставить
знаки препинания в предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать
интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами, правильно
ставить знаки препинания в предложениях с ними;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с
прямой речью, в диалоге.
46.11.4. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся
научится:
осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его
важность как средства коммуникации и самовыражения;
составлять

простой

и

сложный

план,

выделять

главную

и

второстепенную информацию в тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
использованием жизненного и читательского опыта;
характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки
зрения её происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка

и других языков;
определять в тексте лексику с точки зрения её употребления: лексику
пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику
ограниченного

употребления

(диалектизмы,

профессионализмы),

производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение,
отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка,
словарь фразеологизмов;
использовать

основные

понятия

морфологии,

определять

грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные
части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать существительные, прилагательные, числительные
(определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи существительные, прилагательные,
числительные.
46.11.5. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся
научится:
определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы
языков;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные
признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
использовать

основные

понятия

морфологии,

определять

грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные
части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать

местоимение,

глагол,

причастие,

деепричастие,

наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие,
деепричастие, наречие;
распознавать

в

речи

предлоги,

частицы,

союзы,

междометия,

определять их функции;
правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части
речи.
46.11.6. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся
научится:
определять и формулировать роль родного (крымскотатарского) языка
в современном мире;
определять роль родного (крымскотатарского) языка в ряду других
родных языков народов Российской Федерации;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
использованием жизненного и читательского опыта;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или
прослушанных текстов, сочетающих в себе разные функциональносмысловые типы речи;
иметь представление об особенностях построения текстов разных
жанров (документы, протокол);
находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить
главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании,
проводить синтаксический анализ словосочетания;
различать

интонационные

и

смысловые

особенности

повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
различать односоставные и двусоставные предложения;
находить в тексте неполные предложения;
правильно ставить знаки препинания в простом неосложнённом
предложении;
выделять в предложении второстепенные члены по их признакам,

определять виды второстепенных членов;
распознавать

односоставные

предложения,

моделировать

односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой
практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за
изменением содержания предложения;
сопоставлять и разграничивать определённо-личные, неопределённоличные,

обобщённо-личные,

безличные,

назывные

односоставные

предложения;
находить в тексте однородные члены предложения;
определять обобщающие слова при однородных членах предложения,
правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных
членах;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами;
понимать основные функции обращения;
правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и
употреблять в речи предложения с различными формами обращений в
соответствии со сферой и ситуацией общения;
различать вводные конструкции и члены предложения, различать
группы вводных конструкций по значению;
пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения
уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;
различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте
обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с
обращениями

и

вводными

конструкциями,

обособленными

членами

предложения.
46.11.7. Предметные

результаты

изучения

родного

(крымскотатарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся
научится:
определять роль родного языка в развитии личности;

владеть разными видами речевой деятельности;
создавать

устные

и

письменные

высказывания

разной

коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения
с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций,
фотографий, сюжетной картины;
писать доклад или реферат на морально-этическую тему;
сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных
функциональных разновидностей языка в художественном произведении;
выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции,
жанры (документы, заявление, автобиография);
классифицировать сложные предложения на сложносочинённые,
сложноподчинённые, бессоюзные;
характеризовать

сложносочинённое

предложение,

его

строение,

смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного
предложения;
употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной
речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых
предложениях;
распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную

части

предложения,

средства

связи

частей

сложноподчинённого предложения;
конструировать

сложноподчинённые

предложения

по

заданным

схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в
тексте;
различать основные виды сложноподчинённых предложений;
анализировать

и

характеризовать

синтаксическую

структуру

сложноподчинённых предложений разных видов;
употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной
речи, правильно их интонировать;
применять

нормы

постановки

знаков

препинания

в

сложноподчинённых предложениях;
выявлять

особенности

бессоюзного

сложного

предложения

и

определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать
средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации
в организации бессоюзных сложных предложений;
употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи,
правильно их интонировать;
использовать правила пунктуации при создании письменного текста с
бессоюзными сложными предложениями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений,
моделировать сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи;
правильно интонировать сложное предложение с различными видами
союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно
употреблять их в речи;
распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;
строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в
предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой
речи в косвенную речь;
осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты
знаками препинания.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».