Родной язык (украинский) 5-9 класс

68. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(украинский) язык».
68.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(украинский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родному (украинскому)
языку, родной (украинский) язык, украинский язык) разработана для
обучающихся, владеющих украинским языком, и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по украинскому языку.
68.2. Пояснительная записка отражает цели изучения родного
(украинского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
68.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования.
68.4. Планируемые результаты освоения программы по родному
(украинскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
68.5. Пояснительная записка.
68.5.1. Программа по родному (украинскому) языку на уровне
основного общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
68.5.2. Программа по родному (украинскому) языку включает в себя
темы, касающиеся внутреннего устройства языка, и сведения о взаимосвязи
украинского языка с культурой. В процессе изучения родного (украинского)
языка у обучающихся формируется уважительное отношение к родному
(украинскому) языку, интерес к его изучению, желание им пользоваться в
разных ситуациях общения, а также чувство патриотизма, любовь к родному
краю, уважение к языкам и культурам.
Изучение родного (украинского) языка позволяет обучающимся
уяснить национально-культурную специфику украинского языка, выявить
общее и специфическое в украинском и русском языках.
68.5.3. В содержании программы по родному (украинскому) языку
выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке.
Язык и речь. Языки культура», «Разделы науки о языке» (фонетика и
орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, морфемика и
словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация); «Текст».
Содержательные линии тесно взаимосвязаны, определяют предмет обучения
и его структуру.
68.5.4. Изучение родного (украинского) языка направлено на
достижение следующих целей:
воспитание интереса к изучению родного (украинского) языка,
сознательного отношения к языку как к духовному наследию народа и

средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную
ценность, осознание эстетической ценности украинского языка;
развитие у обучающихся умения использовать средства родного
(украинского) языка – его стилями, типами, жанрами во всех видах речевой
деятельности;
расширение знаний о специфике родного (украинского) языка,
основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
формирование
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном обществе.
68.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(украинского) языка, – 340 часов: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в
8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
68.6. Содержание обучения в 5 классе.
68.6.1. Общие сведения о языке. Язык и речь. Язык и культура.
Язык как средство общения. Значение языка в жизни людей.
Украинский язык – основа существования народа, средство сохранения
культурного и исторического наследия.
Общее представление о речи как деятельности. Общение как важный
фактор культуры человека. Разновидности общения, цель общения, основные
правила общения.
68.6.2. Текст.
Текст как продукт речевой деятельности. Тема, основная мысль,
структура текста. Устная и письменная формы текста.
Простой план готового текста.
Типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Общее представление о стилях речи (художественном, научном,
разговорном).
68.6.3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.
68.6.3.1. Фонетика, графика, орфоэпия как разделы науки о языке.
Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков речи при письме.
Алфавит.
Слог. Ударение. Произношение ударных и безударных гласных.
Произношение согласных звуков. Орфоэпический словарь.
Фонетическая транскрипция.
Уподобление согласных звуков.
Упрощение в группах согласных.
Чередование гласных и согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных при письме.
68.6.3.2. Орфография как раздел науки о языке.
Понятие «орфограмма». Орфографический словарь.
Правила употребления мягкого знака.
Правила употребления апострофа.

Удвоение букв для обозначения долгих мягких согласных и для
обозначения совпавших согласных звуков на стыке морфем.
Написание слов иностранного происхождения.
68.6.4. Лексикология.
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Словарный состав украинского языка. Общеупотребительные
(нейтральные) и стилистически окрашенные слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Разные виды лексических словарей (толковый, переводной словарь,
словари синонимов, антонимов, омонимов).
68.6.5. Морфемика. Орфография.
Морфемика как раздел науки о языке.
Морфема – минимальная значимая единица языка, часть слова. Основа
слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Морфемный анализ слов.
Однокоренные слова и формы слова.
Изменяемые и неизменяемые слова.
Произношение и написание приставок пре-, при-, прі-.
Написание приставок роз- (розі-), з- (зі-, с-).
68.6.6. Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Разновидности словосочетаний.
Предложение, его грамматическая основа.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Предложение с обращением.
Сложные предложения.
Прямая речь. Диалог.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, с
обращением, между частями сложного предложения, соединенными
бессоюзной связью, а также перед союзами і, й, та, а, але, щоб, тому що,
коли, який. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом.
68.7. Содержание обучения в 6 классе.
68.7.1. Общие сведения о языке. Язык и речь. Язык и культура.
Красота и богатство языка.
Важность украинского языка как средства коммуникации и
самовыражения.
Украинский литературный язык как основа национального языка
украинцев.

Основные нормы литературного языка.
68.7.2. Текст.
Сложный план готового текста; простой план собственного
высказывания.
Особенности построения описания.
Сочетание в одном тексте разных типов речи (повествование и
описание, повествование с элементами размышления).
Понятие об официально-деловом стиле.
Жанры речи: рассказ, сообщение, объявление; особенности их
построения.
68.7.3. Лексикология. Фразеология.
68.7.3.1. Лексикология как раздел науки о языке.
Группы слов по происхождению: исконно украинская и заимствованная
лексика.
Работа с толковым словарём украинского языка, словарём иностранных
слов.
Активная и пассивная лексика украинского языка: устаревшие слова
(архаизмы и историзмы), неологизмы.
Группы
слов
по
стилистическому
употреблению:
общеупотребительные и стилистически окрашенные слова, диалектные,
профессиональные слова и термины, просторечные слова.
68.7.3.2. Фразеология как раздел науки о языке.
Фразеологизмы. Понятие о фразеологизме, его лексическое значение.
Происхождение украинских фразеологизмов.
Пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы как
разновидности фразеологизмов.
Фразеологизмы как члены предложения.
Знакомство с фразеологическим словарём.
68.7.4. Словообразование. Орфография.
Словообразование как раздел науки о языке.
Изменение и образование новых слов.
Основные способы словообразования. Словообразовательный ряд.
Словообразовательный разбор слова.
Работа со словообразовательным словарём.
Чередование согласных при образовании новых слов.
Сложные слова. Образование сложносокращенных слов. Правописание
сложных слов.
68.7.5. Морфология. Орфография.
68.7.5.1. Морфология как раздел науки о языке. Общая характеристика
частей речи.
68.7.5.2. Имя существительное.
Имя существительное: значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Одушевлённые
и
неодушевлённые
имена
существительные.
Собственные и нарицательные.

Род имён существительных. Имена существительные общего рода.
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие
формы только единственного или только множественного числа.
Падежи имён существительных, их значение. Использование
существительных в звательном падеже при обращении.
Склонение имён существительных. Склонение имён существительных,
имеющих форму только множественного числа.
Неизменяемые имена существительные. Род неизменяемых имён
существительных.
Особенности словообразования имён существительных.
Прописная буква и кавычки в собственных именах существительных.
Не с именами существительными.
Буквы е, и, і в суффиксах -ечок-, -ечк-, -ичок-, -ичк-, -інн(я), -енн(я), инн(я), -ив(о), -ев(о).
Правописание сложных имён существительных.
68.7.5.3. Имя прилагательное.
Имя
прилагательное:
значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Группы имён прилагательных по значению: качественные,
относительные, притяжательные. Переход имён прилагательных из одной
группы в другую.
Степени сравнения качественных имён прилагательных, способы их
образования.
Склонение имён прилагательных.
Полные и краткие формы имён прилагательных.
Имена прилагательные твердой и мягкой группы.
Образование имён прилагательных.
Переход имён прилагательных в имена существительные.
Правописание имён прилагательных с суффиксами: -еньк-, -есеньк-, ісіньк-, -юсіньк-, -ськ-, -цьк-, -зьк-.
Буквы е, о, и в суффиксах имён прилагательных -ев- (-єв-), -ов- (-йов-, ьов-), -ичн-, -ічн-, -їчн-.
Не с именами прилагательными.
Написание -н- и -нн- в именах прилагательных.
Написание сложных имён прилагательных слитно и через дефис.
68.7.5.4. Имя числительное.
Имя
числительное:
значение,
морфологические
признаки,
синтаксическая роль.
Имена числительные количественные (целые, дробные, собирательные)
и порядковые.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Склонение имён числительных.
Словообразование имён числительных.
Буква ь на конце имён числительных и перед окончанием в косвенных
падежах.

Раздельное написание составных имён числительных.
Правописание порядковых имён числительных с -сотий, -тисячний, мільйонний, -мільярдний.
68.7.5.5. Местоимение.
Местоимение: значение, морфологические признаки, синтаксическая
роль.
Разряды
местоимений
по
значению:
личные,
возвратное,
притяжательные,
указательные,
вопросительные,
относительные,
отрицательные, определительные, неопределённые.
Склонение местоимений.
Приставная н в формах личных и указательных местоимений.
Написание слитно и через дефис неопределённых местоимений.
Правописание отрицательных местоимений.
Написание местоимений с предлогами.
68.7.5.6. Глагол.
Глагол: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Неопределённая форма (инфинитив) и личные формы.
Возвратные глаголы.
Совершенный и несовершенный вид глагола.
Времена глагола. Настоящее время. Прошедшее время. Изменение
глаголов в прошедшем времени. Будущее время.
Глаголы I и II спряжений. Спряжения глаголов настоящего и будущего
времени.
Способы образования глаголов.
Не с глаголами.
Правописание -ться, -шся в глаголах.
Буквы е (є), и в личных окончаниях глаголов I и II спряжений.
Ударение у некоторых глаголов в формах прошедшего времени
(орфоэпия).
68.8. Содержание обучения в 7 классе.
68.8.1. Общие сведения о языке. Язык и речь. Язык и культура.
Язык – сокровищница духовности народа.
Украинский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка,
культуры и истории народа.
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
68.8.2. Текст.
Микротемы текста.
Сложный план собственного высказывания.
Понятие о публицистическом стиле.
Особенности построения описания внешности человека, описания
действий, размышления дискуссионного характера.
Жанры речи: очерк, заметка, особенности их построения.
68.8.3. Морфология.

68.8.3.1. Глагол.
Глагол: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
(повторение).
Формы глагола: неопределённая форма, личные формы, причастие,
деепричастие, безличные формы на -но, -то (общее знакомство).
Наклонение глаголов (изъявительное, условное, повелительное).
Образование глаголов условного и повелительного наклонения.
Безличные глаголы.
68.8.3.2. Причастие.
Причастие как особая форма глагола: значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль.
Активные и пассивные причастия.
Образование и склонение действительных и страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени.
Безличные глагольные формы на -но, -то.
Причастный оборот. Обособление причастных оборотов.
Правописание гласных в окончаниях причастий.
Правописание гласных и согласных в суффиксах причастий.
Написание -н- в причастиях и -нн- в прилагательных, образованных от
причастий.
Не с причастиями.
68.8.3.3. Деепричастие.
Деепричастие как особая форма глагола: значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль.
Вид и время деепричастий.
Деепричастия несовершенного и совершенного вида, особенности их
образования.
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастных
оборотах.
Не с деепричастиями.
68.8.3.4. Наречие.
Наречие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды наречий.
Степени сравнения наречий.
Способы образования наречий.
Буквы -н- и -нн- в наречиях.
Не, ні с наречиями.
И, i в конце наречий.
Правописание наречий на -о, -е, образованных от прилагательных и
причастий.
Написание наречий раздельно, слитно и через дефис.
Написание наречных словосочетаний типа на зразок, раз у раз, з дня на
день.
68.8.3.5. Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях
речи.

68.8.3.6. Предлог.
Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи слов в
словосочетании и предложении.
Виды предлогов по структуре, происхождению.
Написание предлогов слитно, раздельно и через дефис.
68.8.3.7. Союз.
Союз как служебная часть речи. Виды союзов по структуре,
происхождению, способу использования в предложении.
Правописание союзов.
68.8.3.8. Частица.
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению.
Правописание частиц.
Не, ні с различными частями речи.
68.8.3.9. Междометие.
Междометие как особая часть речи. Группы междометий по значению.
Дефис в междометиях.
Знаки препинания при междометиях.
68.9. Содержание обучения в 8 классе.
68.9.1. Общие сведения о языке. Язык и речь. Язык и культура.
Язык – важнейшее средство общения, познания и воздействия.
Украинский язык в ряду славянских языков. Генеалогическая
классификация языков.
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Диалог.
68.9.2. Текст.
Средства связи в тексте.
Особенности построения описания местности, памятников истории и
культуры.
Различные функциональные разновидности языка в тексте.
Жанры речи: тематические выписки, конспект прочитанного, интервью;
особенности их построения.
68.9.3. Синтаксис. Пунктуация.
68.9.3.1. Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Пунктуация. Функции знаков препинания.
68.9.3.2. Словосочетание.
Структура и виды словосочетаний по способу выражения главного
слова.
Типы связи в словосочетании.
68.9.3.3. Предложение.
Основные признаки предложения: смысловая и интонационная
законченность, грамматическая оформленность.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые,
сложные).

Виды простых предложений по наличию главных членов
(двусоставные, односоставные).
Виды
предложений
по
наличию
второстепенных
членов
(распространённые, нераспространённые).
Предложения полные и неполные. Тире в неполных предложениях.
68.9.3.4. Двусоставное предложение.
Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.
Простое и составное сказуемое (именное и глагольное). Способы выражения
сказуемого.
Согласование главных членов предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов,
способы их выражения.
Приложение
как
разновидность
определения.
Правописание
нераспространённых приложений.
68.9.3.5. Односоставное предложение.
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных
неполных предложений.
Односоставные простые предложения с главным членом в форме
сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённоличные, безличные) и подлежащего (назывные).
Односоставные предложения как части сложного предложения.
68.9.3.6. Простое осложнённое предложение.
68.9.3.6.1. Предложение с однородными членами.
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи.
Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Смысловые отношения между однородными членами предложения
(соединительные, противительные, разделительные).
Предложения с несколькими рядами однородных членов.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными
членами.
68.9.3.6.2. Предложение с обращениями, вводными конструкциями.
Обращения, нераспространённые и распространённые.
Вводные конструкции. Группы вводных конструкций по значению.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями,
вводными конструкциями.
68.9.3.6.3. Предложения с обособленными членами.
Понятие
об
обособлении.
Обособленные
обстоятельства.
Обособленные определения и приложения. Обособленные дополнения.
Уточняющие члены предложения.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными и уточняющими членами предложения.

Сравнительный оборот. Нормы постановки знаков препинания в
предложениях со сравнительным оборотом.
Синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений.
68.10. Содержание обучения в 9 классе.
68.10.1. Общие сведения о языке. Язык и речь. Язык и культура.
Язык – общественное явление.
Украинский язык в современной России и мире. Роль украинского
языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации.
Виды речевой деятельности.
68.10.2. Текст.
Требования к речи. Речевая ситуация.
Текст, его основные признаки, виды связи.
Функциональные
разновидности
языка:
разговорная
речь;
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой,
язык художественной литературы).
Научный стиль: сфера употребления, функции, жанры (тезисы,
конспект, реферат, рецензия).
Язык художественной литературы и его отличие от других
разновидностей языка.
Жанры речи: доклад, тезисы прочитанного, конспект услышанного.
68.10.3. Синтаксис. Пунктуация.
68.10.3.1. Сложное предложение.
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с
бессоюзной связью, с сочинительной и подчинительной видами связи.
68.10.3.1.1. Сложносочинённое предложение.
Сложносочинённое предложение, структура и средства связи.
Смысловые
отношения
между
частями
сложносочинённого
предложения.
Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых
предложениях.
68.10.3.1.2. Сложноподчинённое предложение.
Сложноподчинённое предложение, его структура и средства связи в
нём.
Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные,
изъяснительные, обстоятельственные (образа действия, меры и степени,
места, времени, причины, следствия, цели, условные, уступительные).
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
частями.
Нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых
предложениях.
68.10.3.1.3. Бессоюзное предложение.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного предложения.
Нормы постановки знаков препинания в бессоюзном сложном
предложении.

68.10.3.1.4. Сложное предложение с разными видами связи.
Сложное предложение с разными видами связи.
Нормы постановки знаков препинания в сложном предложении с
разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений.
68.10.3.2. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Замена
прямой речи косвенной. Диалог.
Цитата как способ передачи чужой речи.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью,
с косвенной речью, с диалогом, при цитировании.
68.10.3.3. Текст как единица речи и продукт речевой деятельности.
Текст и его основные признаки (повторение).
Структура текста. Микротемы и абзац. Ключевые слова в тексте и
абзаце. Виды и средства связи.
Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике
правописания.
68.11. Планируемые результаты освоения программы по родному
(украинскому) языку на уровне основного общего образования.
68.11.1. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(украинском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном (украинском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (украинского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного

(украинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны,
других народов России, ценностное отношение к родному (украинскому)
языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях, уважениек символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на родном (украинском) языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность
обучающихся
к
взаимодействию
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе

умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
68.11.2. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
68.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях,
предлагать
критерии для
выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.

68.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
68.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
68.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (украинском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
68.11.2.5. У
обучающегося
будут
сформированы
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
68.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
68.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
68.11.3. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
использовать родной (украинский) язык как средство общения и основу
существования народа, объяснять значение родного (украинского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать
устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского
опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;

работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять
тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или
прослушанный текст; составлять простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов:
описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения
его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и
художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей
функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей
языка в практике создания текста (в рамках изученного);
иметь представление об основных разделах лингвистики, основных
единицах языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);
характеризовать звуки родного (украинского) языка, понимать различие
между звуком и буквой, проводить фонетический анализ слова;
соблюдать нормы орфоэпии родного (украинского) языка, работать с
орфоэпическим словарём;
оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные
орфограммы, работать с орфографическим словарём;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова; различать многозначные и
однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей
(толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов);
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и
однокоренное слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, находить в нём главное и
зависимое слово, иметь представление о разновидностях словосочетаний;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные
предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной
окраске (восклицательные и невосклицательные) и правильно употреблять
знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и
сказуемого;
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены
(определение, дополнение, обстоятельство), различать и самостоятельно
составлять распространённые, нераспространённые предложения;

находить предложения с однородными членами и правильно ставить
знаки препинания в предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, соблюдать интонацию в
предложениях с обращениями, правильно ставить знаки препинания в
предложениях с ними;
выполнять синтаксический анализ простого предложения;
различать простое и сложное предложение;
правильно ставить знаки препинания между частями сложного
предложения, соединёнными бессоюзной связью, а также перед союзами і, й,
та, а, але, щоб, тому що, коли, який;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с
прямой речью, в диалоге.
68.11.4. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
использовать выразительность украинского языка как средства
коммуникации и самовыражения;
оперировать понятиями «национальный язык» и «литературный язык»
(в рамках изученного);
проводить смысловой анализ текста, составлять простой и сложный
план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание помещения, природы) с использованием
жизненного и читательского опыта;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных
художественного и научного текстов, сочетающих в себе разные
функционально-смысловые типы речи (повествование и описание,
повествование с элементами размышления);
характеризовать особенности официально-делового стиля речи;
применять знания об официально-деловом стиле при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике;
распознавать особенности построения текстов разных жанров (рассказ,
сообщение, объявление);
характеризовать лексику родного (украинского) языка с точки зрения её
происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других
языков;
верно определять в тексте лексику с точки зрения её употребления:
лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику
ограниченного
употребления
(диалектизмы,
профессионализмы,
жаргонизмы), производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение,
отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного (украинского) языка,
словарь фразеологизмов;

выделять в словах формообразующие и словообразующие морфемы,
характеризовать основные способы образования слов, проводить
словообразовательный анализ слов;
работать со словообразовательным словарём;
владеть нормами правописания сложных и сложносокращённых слов;
использовать
основные
понятия
морфологии,
определять
грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные
части речи, их классификацию, функции в речи;
правильно идентифицировать имя существительное как часть речи и
определять его морфологические признаки и синтаксическую роль, различать
лексико-грамматические разряды и грамматические категории имён
существительных;
различать типы склонения имён существительных, выявлять
неизменяемые имена существительные;
определять основные способы образования имён существительных,
проводить морфологический анализ имён существительных;
соблюдать нормы правописания имён существительных (в рамках
изученного);
определять имя прилагательное как часть речи, его значение; различать
разряды имён прилагательных по значению; называть морфологические
признаки и синтаксические функции имён прилагательных;
различать и правильно образовывать степени сравнения качественных
имён прилагательных;
различать полную и краткую формы имён прилагательных;
склонять имена прилагательные, иметь представление об особенностях
твёрдой и мягкой группы;
определять основные способы образования имён прилагательных,
проводить морфологический анализ имён прилагательных;
соблюдать нормы правописания имён прилагательных (в рамках
изученного);
определять значение имени числительного, его морфологические
особенности и роль в предложении;
распознавать
разряды
имён
числительных
по
значению:
количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые,
распознавать разные типы имён числительных по структуре (простые,
сложные и составные);
определять основные способы образования имён числительных,
проводить морфологический анализ имён числительных;
склонять имена числительные и характеризовать особенности их
склонения;
соблюдать нормы правописания имён числительных;
распознавать местоимение как часть речи, определять его
грамматические признаки, синтаксическую роль;
сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи;
распознавать разряды местоимений;

правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и
употреблять их в речи;
правильно употреблять местоимения для связи частей текста,
использовать местоимения в речи;
склонять местоимения различных разрядов, проводить устный и
письменный морфологический анализ местоимений;
соблюдать нормы правописания местоимений;
распознавать глагол как часть речи, определять общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические функции глагола, выявлять
роль глагола в словосочетании и предложении;
распознавать инфинитив среди других форм глагола;
различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и
невозвратные;
различать времена глагола, образовывать и употреблять в речи
временные формы глаголов;
определять спряжение глагола, спрягать глаголы;
определять
способы
словообразования
глаголов,
проводить
морфологический анализ глагола;
соблюдать нормы произношения некоторых глаголов в формах
прошедшего времени;
соблюдать нормы правописания глаголов (в рамках изученного).
68.11.5. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
использовать представление о языке как сокровищнице духовности
народа;
воспринимать родной (украинский) язык как развивающееся явление,
выявлять взаимосвязь языка, культуры и истории народа;
владеть разными видами монолога (монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование) и диалога (побуждение к действию,
обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) в дополнение
к видам, изученным ранее;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные
признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
создавать тексты передавать в устной и письменной форме содержание
прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание внешности, рассуждение);
распознавать особенности построения текстов разных жанров (очерк,
заметка);
характеризовать особенности публицистического стиля речи,
применять знания о публицистическом стиле при выполнении языкового
анализа различных видов и в речевой практике;
определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном,
условном и повелительном наклонении, образовывать глаголы условного и
повелительного наклонения;

различать безличные и личные глаголы;
соблюдать нормы правописания ь в формах глаголов повелительного
наклонения;
распознавать причастие по его грамматическим признакам, определять
глагольные признаки и признаки прилагательных у причастий; определять
синтаксическую роль;
распознавать виды причастий: их морфологические признаки и
синтаксические функции;
склонять причастия, распознавать различия в образовании и склонении
причастий;
составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова,
конструировать причастные обороты, грамотно оформлять при письме
причастия и причастный оборот;
употреблять причастия и причастные обороты в речи в соответствии с
нормами родного (украинского) языка;
определять основные способы образования причастий; проводить
устный и письменный морфологический анализ причастий;
применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов
причастий, -н- и -нн- в причастиях и отглагольных именах прилагательных,
написания не с причастиями;
распознавать деепричастие по его грамматическим признакам,
распознавать признаки глагола и наречия у деепричастия, определять его
синтаксическую роль;
распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида;
проводить устный и письменный морфологический анализ
деепричастий;
конструировать деепричастный оборот; употреблять деепричастия и
деепричастные обороты в речи в соответствии с нормами родного языка;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом;
применять правила слитного и раздельного написания не с
деепричастиями;
распознавать наречие как часть речи, определять его грамматические
признаки, синтаксическую роль;
определять разряды наречий по значению, правильно употреблять
наречия в речи;
соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий;
характеризовать способы образования наречий, проводить устный и
письменный морфологический анализ наречий;
соблюдать нормы правописания наречий: написание наречий на -о, -е,
образованных от прилагательных и причастий, написание наречий раздельно,
слитно и через дефис, написание наречных словосочетаний типа на зразок,
раз у раз, з дняна день;
распознавать служебные части речи и отличать их от самостоятельных
частей речи родного языка;

определять грамматические свойства и синтаксические функции
предлогов, выделять их типы по значению, структуре, происхождению;
проводить морфологический анализ предлогов;
соблюдать нормы правописания предлогов слитно, раздельно и через
дефис;
распознавать союз как служебную часть речи, различать виды союзов
по структуре, происхождению, способу использования в предложении;
проводить морфологический анализ союзов;
объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи
однородных членов предложения и частей сложного предложения;
различать союзы и союзные слова;
распознавать частицы, использовать их в речи, распознавать разряды
частиц по значению;
проводить морфологический анализ частиц;
соблюдать нормы правописания частиц, в том числе частиц не, ні с
различными частями речи;
распознавать междометия и правильно использовать их в речи,
выделять интонационно междометия;
расставлять знаки препинания при междометиях в соответствии с
пунктуационными нормами родного (украинского) языка;
проводить морфологический анализ междометий;
соблюдать нормы дефисного написания междометий.
68.11.6. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
использовать представление о языке как важнейшем средстве общения,
познания и воздействия;
определять роль украинского языка в ряду славянских языков;
владеть разными видами монолога (монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование) и диалога в дополнение к видам,
изученным ранее;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание местности, памятников истории и культуры) с
использованием собственного жизненного и читательского опыта;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных
художественного и публицистического текстов, сочетающих в себе разные
функционально-смысловые типы речи (повествование с элементами
описания, повествование с элементами размышления);
выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка
в тексте;
распознавать особенности построения текстов разных жанров
(тематические выписки, конспект прочитанного, интервью);
владеть навыками информационной переработки текста (извлечение
информации из различных источников; использование лингвистических
словарей; тезисы, конспект, тематические выписки);

находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить
главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании,
проводить синтаксический анализ словосочетания;
различать
интонационные
и
смысловые
особенности
повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
различать
односоставные
и
двусоставные
предложения,
распространённые и нераспространённые;
находить в тексте неполные предложения; применять нормы
постановки тире в неполных предложениях;
характеризовать способы выражения сказуемого и подлежащего;
применять нормы согласования сказуемого с подлежащим;
применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;
выделять в предложении второстепенные члены по их признакам,
определять виды второстепенных членов, способы их выражения;
различать приложение как разновидность определения; соблюдать
нормы правописания нераспространенных приложений;
распознавать
односоставные
предложения,
моделировать
односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой
практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за
изменением содержания предложения;
сопоставлять и разграничивать определённо-личные, неопределённоличные, обобщённо-личные, безличные, назывные односоставные
предложения;
находить в тексте однородные члены предложения, в том числе
связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными)
и интонацией;
различать однородные и неоднородные определения;
определять обобщающие слова при однородных членах предложения,
правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных
членах;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами;
понимать основные функции обращения, различать обращение
нераспространённое и распространённое;
правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и
употреблять в речи предложения с различными формами обращений в
соответствии со сферой и ситуацией общения;
различать вводные конструкции и члены предложения, различать
группы вводных конструкций по значению;
пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения
уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;
различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте
обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения,
уточняющие члены предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с
обращениями и вводными конструкциями, обособленными и уточняющими
членами предложения;
находить в тексте сравнительный оборот; применять нормы постановки
знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ простых
предложений.
68.11.7. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
формировать представление о языке как общественном явлении;
определять и формулировать роль родного (украинского) языка в
современном мире;
определять роль родного (украинского) языка в ряду других родных
языков народов Российской Федерации;
владеть разными видами речевой деятельности;
создавать
устные
и
письменные
высказывания
разной
коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения
с использованием собственного жизненного и читательского опыта, на
иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочиненияминиатюры);
сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных
функциональных разновидностей языка в художественном произведении;
определять
особенности
употребления
языковых
средств
выразительности в текстах, принадлежащих к разным функциональносмысловым типам речи;
различать функциональные разновидности языка: разговорная речь;
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой,
язык художественной литературы);
выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции,
жанры (тезисы, конспект, реферат, рецензия);
характеризовать язык художественной литературы и его отличие от
других разновидностей языка, находить признаки художественной речи:
образность, использование изобразительно-выразительных средств, а также
языковых средств других функциональных разновидностей языка;
распознавать особенности построения текстов разных жанров (доклад,
тезисы прочитанного, конспект услышанного);
выявлять основные средства синтаксической связи между частями
сложного предложения;
классифицировать сложных предложений на сложносочинённые,
сложноподчинённые, бессоюзные;
характеризовать сложносочинённое предложение, его строение,
смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного
предложения;
употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной
речи, правильно их интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых
предложениях;
распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную
части
предложения,
средства
связи
частей
сложноподчинённого предложения;
различать в предложении подчинительные союзы и союзные слова,
указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого
предложения, находить указательные слова в главном предложении
сложноподчинённого предложения;
конструировать сложноподчинённые предложения по заданным
схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в
тексте;
различать основные виды сложноподчинённых предложений:
определительные, изъяснительные, обстоятельственные (образа действия,
меры и степени, места, времени, причины, следствия, цели, условные,
уступительные);
анализировать и характеризовать синтаксическую структуру
сложноподчинённых предложений разных видов;
различать
сложноподчинённое
предложение
с
несколькими
придаточными;
употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной
речи, правильно их интонировать;
применять
нормы
постановки
знаков
препинания
в
сложноподчинённых предложениях;
выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и
определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать
средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации
в организации бессоюзных сложных предложений;
употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи,
правильно их интонировать;
использовать правила пунктуации при создании письменного текста с
бессоюзными сложными предложениями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений,
моделировать сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи;
правильно интонировать сложное предложение с различными видами
союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно
употреблять их в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных
предложений;
распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;
строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в
предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой
речи в косвенную речь;

использовать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты
знаками препинания;
составлять диалог с прямой и косвенной речью;
анализировать текст: определять тему и главную мысль текста;
характеризовать структуру текста, выделять микротемы, определять
главную мысль каждой микротемы.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».