Крымскотатарская литература 10-11класс

78. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(крымскотатарская) литература».
78.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(крымскотатарская) литература» (предметная область «Родной язык и родная
литература»)

(далее

соответственно

–

программа

по

родной

(крымскотатарской) литературе, родная (крымскотатарская) литература,
крымскотатарская литература) разработана для обучающихся, владеющих
родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родной (крымскотатарской) литературе.
78.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной
(крымскотатарской) литературы, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
78.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне среднего общего образования.
78.4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родной

(крымскотатарской) литературе включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.
78.5. Пояснительная записка.
78.5.1. Программа

по

родной

(крымскотатарской)

литературе

разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей

программы

по

учебному

предмету,

ориентированной

на

современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
78.5.2. Программа по родной (крымскотатарской) литературе среднего
общего образования сохраняет преемственность с программой основного
общего образования, опирается на традицию изучения художественного
произведения. Приобщение обучающихся к богатствам крымскотатарской
художественной литературы позволяет формировать духовный облик и

нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и
литературные способности учащихся.
Программа обеспечивает межпредметные связи с гуманитарными
дисциплинами

«Родной

(крымскотатарский)

язык»,

«История»,

«Изобразительное искусство», «Музыка».
78.5.3. Изучение родной (крымскотатарской) литературы в 10–11
классах

сохраняет

фундаментальную

основу

курса,

систематизирует

представление учащихся об историческом развитии литературы, позволяет
обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и
современной литературы. Курс строится с использованием художественных
произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития
культуры устной и письменной речи.
78.5.4. В содержании программы по родной (крымскотатарской)
литературе

выделяются

следующие

содержательные

линии:

«Крымскотатарская литература по периодам», «Теория литературы».
78.5.5. Изучение родной (крымскотатарской) литературы направлено на
достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию,
современном

мире,

способной

формирование

к

созидательной

гуманистического

деятельности

в

мировоззрения,

гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной
литературе и культуре;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
читательских интересов;
совершенствование умений анализа литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний.

78.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
(крымскотатарской) литературы, – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
78.6. Содержание обучения в 10 классе.
78.6.1. Литература конца XIX – начала XX века.
78.6.1.1. Обзор литературы конца XIX – начала XX века.
Общая характеристика крымскотатарской литературы этого периода, её
основные направления. Содержательность и жанровое многообразие.
Агатангел

Крымский

«Литература

крымских

татар».

Влияние

идей

Исмаила Гаспринского на творчество крымскотатарских писателей.
78.6.1.2. Исмаил

Гаспринский.

«Дар-уль-Рахат

мусульманлары»

(«Мусульмане государства Рахат» как часть романа-эпопеи «Молла Аббас».
Исмаил Гаспринский – выдающийся просветитель, педагог, издатель и
общественный деятель. Очерк жизни и творчества (обзор). Литературное
наследие Исмаил Гаспринского. Публицистика Исмаил Гаспринского (статья
«Русское мусульманство»).
Новаторство

Исмаила

Гаспринского-романиста.

Социально-

философские взгляды Исмаила Гаспринского, поднимаемые в романе.
Жанровая и стилистическая особенности произведения.
78.6.1.3. Сеид Абдулла Озенбашлы. «Оладжагъа чаре олмаз» («Чему
бывать, тому не миновать»). Изображение в пьесе народных традиций и
обычаев, осуждение предрассудков и фанатизма. Идея произведения и
авторская позиция. Изображение особенностей национального колорита.
Размышления писателя о системе образования.
Теория литературы. О драматических произведениях.
78.6.1.4. Усеин

Шамиль Тохтаргъазы.

«Эй,

койлю!»

(«Эй,

крестьянин!»), «Окумакъ истер!» («Хочет учиться!»), «Кунеш» («Солнце»),
«Кель курешке!» «Борись!».

Жизнь и творчество (обзор). Изображение тягостной жизни крестьян.
Прославление науки и просвещения. Призыв к молодёжи стремиться к
знаниям.
78.6.1.5. Мемет Нузет. Стихотворения «Ички къурбаны» («Жертва
пьянства»), «Тиленджи къарт» («Нищий старик»), «Шаирнинъ уйкъусы»
(«Сон поэта»), «Талийсиз къоранта» («Несчастная семья»).
Жизнь и творчество (обзор). Сатирическая направленность и народный
характер творчества. Осуждение бездуховности, пьянства. Трагическое и
комическое в произведениях. Авторское отношение к героям и событиям.
Осмеивание негативных человеческих качеств. Влияние социальных условий
на традиционный уклад жизни крымских татар.
78.6.2. Литература советского периода.
78.6.2.1. Обзор литературы советского периода.
Общая

характеристика

периода.

Трагические

события

первой

половины XX века и их отражение в крымскотатарской литературе.
Репрессии против деятелей культуры и литературы. Поэзия, проза и
драматургия 20-30 годов Ш. Юнусов «Из истории крымскотатарской прозы и
поэзии». Литературные направления. Поиски новых форм. Основные темы и
герои. Развитие литературного языка на новом этапе. Трагедия 17 апреля
1937 года.
78.6.2.2. Бекир Чобан-заде. «Дунай таша» («Пенящийся Дунай»), «Ой
сувукъ шу гъурбет» («Ой, холодна ты, чужбина»), «Тынч татар чёлюнде» («В
тихой татарской степи»), «Джаныкъ къавал» («Сгоревшая свирель»), «Бир
сарай къураджакъман» («Я построю дворец»).
Жизнь и творчество. Учёный, поэт, педагог. Тема народа в лирике
Бекира Чобан-заде. Взгляд на историю крымских татар. Мироощущение
лирического героя Бекира Чобан-заде. Тема возрождения Крыма. Прошлое и
будущее Крыма – предмет глубоких переживаний лирического героя.
Бекир Чобан-заде

«Къырымтатар

эдебиятынынъ

сонъ

девири»

(«Последний период крымскотатарской литературы») (критическая статья).

78.6.2.3. Амди Гирайбай.

«Джигитке»

(«Джигиту»),

«Къарасув»

(«Карасув»), «Татар ичюн», «Багъчасарай» («Бахчисарай»).
Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы в творчестве
А. Гирайбая. Тема родины и основной пафос патриотических стихотворений.
Уверенность в возрождении былого величия Крыма и её народа. Тема
человека и природы. Связь поэта с родным уголком.
Амди Гирайбай. «Къырымтатар эдебиятына бир бакъыш» («Взгляд на
крымскотатарскую литературу») (критическая статья).
78.6.2.4. Керим Джаманакълы. Стихотворения

«Ильнинъ денъизи»

(«Море родного края»), «Йигитлик нишаны», «Омюр къызы» («Девушка
моей жизни»).
Жизнь творчество (обзор). Картины природы родного края. Вера в
мудрость и силу человека – главные мотивы лирики поэта. Живописные
картины моря и Южного берега Крыма. Образ моря как символ
несокрушимой силы народа и бесконечности жизни. Прославление мужества
и благородства. Лирическое стихотворение о любви, красоте возлюбленной.
Радостное восприятие жизни, природы.
78.6.2.5. Абляким Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о
голоде).
Жизнь и творчество (обзор). Изображение последствий голода 1922
года в крымской деревне. Изображение судьбы детей-сирот. Внимание к
судьбам

осиротевших

детей.

Проблема

сохранение

гуманности

и

милосердия.
78.6.2.6. Джафер Гъафар. «Ошекчи Айше» («Сплетница Айше»).
Жизнь и творчество (обзор). Нравственная проблематика произведения.
Столкновение добра, честности, открытости. Зависти, коварства и зла.
Изображение в образе Нефизе женщины нового типа, борца за свои права и
достоинство. Сложные взаимоотношения в семье Мустафы и Нефизе.
Размышления о жизни крымскотатарской деревни 30-х годов.

78.6.2.7. Ыргъат Къадыр. «Ыргъатнынъ хатиреси» («Воспоминания»),
«Анам» («Мама»), «Тувгъан коюм» («Родное село»).
Жизнь и творчество. Воспоминания о безрадостном и голодном
детстве, издевательствах хозяина. Любовь к матери. Преклонение перед её
мудростью и стойкостью. Женщина-мать – святая святых, источник жизни,
силы и любви. Живописное описание родного села. Переживания поэта о
жизни односельчан.
78.6.3. Литература крымскотатарского зарубежья.
78.6.3.1. Мемет Ниязий. «Ойлав» («Мысли»), «Ешиль джурткъа»
(«Зелёному краю»), «Джурт севгиси» («Любовь к родине»).
Очерк жизни и творчества. Основная тема лирики – тоска по
прекрасной и далёкой отчизне. Вера в процветание любимой родины.
78.6.3.2. Дженгиз Дагджи. «Олар да инсан эди» («Они тоже были
людьми»).
Трагическая судьба народа. Психологическая глубина раскрытия
характеров главных героев. Национальный колорит, простота, народность и
выразительность языка.
78.7. Содержание обучения в 11 классе.
78.7.1. Роль литературы в процессе формирования личностных качеств
человека.

Воспитательное

значение

художественной

литературы.

Современный литературный процесс: главные этапы и особенности.
Основные темы и проблемы крымскотатарской литературы.
78.7.2. Литература периода депортации.
78.7.2.1. Общая характеристика литературы.
Состояние литературы после депортации крымскотатарского народа 18
мая

1944

года.

Ликвидация

Союза

крымскотатарских

писателей,

крымскотатарских школ, библиотек. Запрет публиковать на родном языке.
Цензура и запрет на темы, связанные с Крымом, депортацией, историей
крымских татар. Гонения на писателей, пишущих о трагедии народа, его

страданиях, бедственном положении, о народном протесте, стремлении
вернуться на родину.
Начало

возрождения

крымскотатарской

литературы

во

второй

половине 50-х годов. Издание литературного сборника в 1957 году «Баарь
эзгилери» («Весенние напевы»). Публикация новых стихов, рассказов,
очерков на страницах газеты «Ленин байрагъы» («Ленинское знамя»).
Строгая партийная цензура за литературным процессом.
78.7.2.2. Общая характеристика поэзии этого периода.
Тема войны и героического самоотверженного труда в поэзии
Эшрефа Шемьи-заде,

Риза Халида,

Юнуса Темиркая,

Ремзи Бурнаша,

Зиядина Джавтобели и других авторов. Народный характер их произведений.
78.7.2.3. Эшреф Шемьи-заде. «Козьяш дивар» («Стена слез»), сборник
критических статей «Омюр эзгилери» (одна по выбору).
Жизненный и творческий путь.
Крымскотатарский эпос о противоборстве добра и зла. Поэма –
предостережение будущему поколению. Глубокий философский смысл
поэмы. Фольклорная основа и народный характер произведения. Выражение
авторской позиции в образе Бекбав акая. Главная героиня Аслыхан – символ
чистоты и стойкости духа. Аслыхан – жертва зла и несправедливости.
Метафорическое изображение трагедии народа. Идейное содержание и
художественные особенности поэмы. Богатство и выразительность.
Теория литературы. Идейное содержание произведения и личность.
78.7.2.4. Зиядин Джавтобели.

«Ана

тилеги»

(«Мольба

матери»),

«Тензиленинъ дестаны» («Рассказ Тензиле»), «Омюр огюти» («Уроки
жизни»).
Жизненный и творческий путь.
Размышления о прошлом, о тяжёлом детстве. Вера в будущее,
оптимизм. Традиции народной поэзии.
78.7.2.5. Юнус Темиркая «Дагъ чокърагъы» («Горный источник»),
«Мавы кокнинъ кенъ къулачлы этегинден…» («Под небом голубым…»).

Жизненный и творческий путь.
Любовь к родной природе. Поэтическое настроение лирического героя.
78.7.2.6. Идрис Асанин.

«Фырсат

тапты»

(«Когда

представилась

возможность»), «Савлыкъман къал, севимли Къырым» («Прощай, любимый
Крым!»), «Меним антым» («Моя клятва»), «Акъикъатны сёйлейим»
(«Поведаю правду»).
Жизненный и творческий путь. Драматичная судьба поэта – борца за
возвращение крымских татар на родину. Трагедия народа и личности.
Осуждение депортации народа и бессмысленного разрушения ценностей
культуры. Картина всенародного горя. Печальное прощание юного поэта с
родиной. Раздумья о будущем своего народа. Клятва до конца жизни
бороться за возвращение народа на историческую родину. Призыв к борьбе
за возвращение. О бедственном положении и народа в ссылке.
78.7.3. Обращение крымскотатарских писателей к историческим темам.
78.7.3.1. Отображение

в

произведениях

наиболее

значительных

периодов в истории крымскотатарского народа. Изображение образов
личностей, оставивших след в истории народа.
78.7.3.2. Юсуф Болат. «Алим» («Алим»).
Жизненный и творческий путь.
Историческая основа романа. Образ народного героя. Картина
народной жизни. Бесправное и угнетённое положение простого народа.
История трагической любви Алима и Сары.
Теория литературы. Об историческом романе.
78.7.3.3. Шамиль Алядин. Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет»
(«Приглашение на пир к дьяволу»).
Жизненный и творческий путь. Документальная основа повести.
Сложность общественно-социальной ситуации. Реализм в изображении
известных

деятелей

крымскотатарской

литературы

И. Гаспринского,

А. Медиева, У.Ш. Тохтаргазы. Взгляды И. Гаспринского и А. Медиева на

роль просвещения и литературы в общественном развитии народа.
Трагическая судьба У.Ш. Тохтаргазы.
Теория литературы. Прототип.
78.7.4. Тема войны, исторической памяти, социальной справедливости.
78.7.4.1. Личность и общество. Активизация литературного процесса.
Творчество

Ю. Темиркая,

С. Эмина,

Дж. Меджитовой,

Б. Мамбета,

Ш. Алиева, И. Абдурамана, Н. Умерова, Р. Мурада, Э. Селямета, И. Асанина,
Черкеза Али, Р. Фазыла, З. Куртнезира, Ш. Селима, Э. Фазыла и других
авторов.
Разнообразие тематики, выразительность языка. Публицистическая
направленность, актуальность поэзии данного периода.
Тематическое богатство и жанровое разнообразие прозы данного
периода. Нравственно-философские проблемы. Очерки о героях Великой
Отечественной войны, о видных деятелях культуры. Реалистические картины
народной жизни. Поиск смысла жизни, истинных ценностей.
Поиски нового героя эпохи. Освещение нравственно-этических
проблем в произведениях И. Паши, Э. Умерова, М. Алиева, А. Мефаева,
Д. Аметова, Р. Алиева, Э. Амита, А. Османа, У. Эдемовой, С. Нагаева и
других авторов.
Особенности литературного процесса данного периода. Ослабление
партийной цензуры в период перестройки. Возможность отражения в
художественной

литературе

реальной

действительности,

трагических

событий прошлого. Тема депортации.
Тема народной трагедии – депортации. Осуждения насилия в
творчестве С. Эмина, И. Асанина, А. Османа, Э. Умерова и произведениях
других авторов. Обращение к истории. Изображение трагических событий
Великой Отечественной войны (Р. Фазыл, Б. Мамбет). Возрождение жанров
восточной лирики (Ш. Селим, Ш. Алиев). Тема родины, народных традиций.

78.7.4.2. Сейтумер Эмин. «О копюр къайда?» («Где тот мост?»),
«Джевиз тереги» («Орешник»), «Сен олмасанъ» («Не будь тебя»), «Эр кеснен
берабер» («Вместе со всеми»).
Жизненный и творческий путь.
Мечта

о

воссоединении

с

родиной.

Философский

символ

в

стихотворении. Воспоминания о счастливом детстве. Тема депортации.
Трагедия личности, лишённой Родины. Гармония мира природы и души
человека. Стойкость перед жизненными невзгодами. Основная идея
стихотворения – единство народа.
78.7.5. Литература периода возвращения крымскотатарского народа на
родину. Литература 90-х годов XX века.
78.7.5.1. Особенности
Возвращение

крымских

литературного
татар

на

процесса

родину.

данного

Сложная

периода.

общественно-

политическая и социальная ситуация в обществе. Трудности обустройства.
Новизна тематики.
78.7.5.2. Черкез Али. Избранная лирика, поэма «Афат» («Бедствие»),
«Уян, Чатырдаг, уян!» («Проснись, Чатырдаг, проснись!»).
Жизненный и творческий путь. Осуждение преступления против
крымскотатарского народа. Призыв к активной жизненной позиции.
Чатырдаг – символ народной стойкости и постоянству.
78.7.5.3. Эрвин Умеров. Рассказы «Янгъызлыкъ» («Одиночество»),
«Къара поездлар» («Чёрные поезда»), «Рухсет» («Разрешение»).
Жизненный и творческий путь. Своеобразная эпическая трилогия о
депортации. Изображение акта депортации, невыносимых страданий людей в
вагонах и бедственное положение народа в условиях комендантского
режима.
78.7.5.4. Ибраим Паши. «Бабамнен субет» («Беседа с отцом»).
Жизненный и творческий путь. Воспоминания о трудном детстве.
Мысленная беседа автора с отцом, которого давно нет в живых. Раздумья о
перипетиях жизни.

78.7.5.5. Айдер Осман. Пьеса «Аедин» («Аедин»).
Жизненный и творческий путь. Трагическая судьба матери и сына.
Стойкость главного героя в сложных жизненных обстоятельствах.
78.7.5.6. Шакир
(«Сказание

о

Селим.

Крыме»),

Поэтический

стихотворение

сборник

«Адлар

«Къырымнаме»

силинген

койлер»

(«Исчезнувшие названия»), избранная лирика.
Жизненный и творческий путь. Тема возрождения крымскотатарской
культуры и литературы. Возвращение к истокам. Бережное отношение к
прошлому. Призыв к изучению истории родного края.
78.7.5.7. Юнус Кандым. Избранная лирика.
Жизненный и творческий путь поэта, переводчика, публициста. Певец
жизни и любви к родной земле. Поэт с открытым сердцем и душой. Автор
пламенной поэзии.
78.8. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родной

(крымскотатарской) литературе на уровне среднего общего образования.
78.8.1. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы
на

уровне

среднего

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том
числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в
литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(крымскотатарского) языка и родной (крымскотатарской) литературы,
истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения
произведений крымскотатарской литературы.
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к
их воплощению в крымскотатарской литературе, а также к достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым в
художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя
поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России и, в том числе с
использованием литературных произведений;

4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства, в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родной (крымскотатарской) литературе;
5) физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей
оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе
знакомства

с

профессиональной

деятельностью

героев

отдельных

литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный

выбор будущей

профессии и

реализовывать

собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической

культуры,

понимание влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды,

осознание

глобального

характера

экологических

проблем,

представленных в крымскотатарской литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе показанных в литературных произведениях;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том
числе представленной в литературных произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с использованием
изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в
группе, в том числе на литературные темы.
78.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения
обучающимися программы среднего общего образования, в том числе

литературного

образования,

у

обучающихся

совершенствуется

эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания,

включающего

способность

понимать

своё

эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.
78.8.3. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы
на

уровне

среднего

сформированы
коммуникативные

общего

образования

познавательные
универсальные

у

универсальные
учебные

обучающегося
учебные

действия,

будут

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
78.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного читательского опыта.
78.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
использованием

художественных

произведений,

способностью

и

готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания по родной (крымскотатарской) литературе, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных проектов;
владеть

научной

терминологией,

общенаучными

ключевыми

понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского
опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать

новые

идеи,

оригинальные

подходы,

предлагать

альтернативные способы решения проблем.
78.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть

навыками

литературоведческой,

из

получения
источников

информации,
разных

в

типов,

том

числе

самостоятельно

осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
родной (крымскотатарской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
технологий

при

средства
решении

информационных
когнитивных,

и

коммуникационных

коммуникативных

и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.

78.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родной (крымскотатарской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в
процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с
использованием языковых средств.
78.8.3.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
родной (крымскотатарской) литературы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний; в том числе в вопросах крымскотатарской
литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.

78.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
78.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и
других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения
литературных

героев

и

проблем,

поставленных

в

художественных

произведениях;
признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.
78.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по их достижению: составлять план действий,

распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родной (крымскотатарской) литературе;
проявлять

творческие

способности

и

воображение,

быть

инициативным.
78.8.4. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской)
литературы. К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
воспроизводить содержание литературного произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;
писать сочинения на литературные темы.
78.8.5. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской)
литературы. К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя

сведения

проблематика,

по

истории

нравственный

и

пафос,

теории
система

литературы
образов,

(тематика,
композиция,

изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения на
литературные темы.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».