Родная литература (украинская) 10-11 класс

87. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(украинская) литература».
87.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(украинская) литература» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родной (украинской)
литературе,

родная

(украинская)

литература,

украинская

литература)

разработана для обучающихся, владеющих родным (украинским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по родной (украинской) литературе.
87.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной
(украинской) литературы, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
87.3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне среднего общего образования.
87.4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родной

(украинской) литературе включают личностные, метапредметные результаты
за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
87.5. Пояснительная записка.
87.5.1. Программа по родной (украинской) литературе разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
87.5.2. Курс украинской литературы в 10–11 классах направлен на
формирование потребности в осмысленном чтении, развитие культуры
читательского восприятия и общее понимание литературных текстов и
предполагает развитие способности обучающегося в понимании смысла
литературных

произведений.

У

обучающихся

развивается

умение

пользоваться литературным языком как инструментом для выражения

собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении,
рефлексии, формируется художественный вкус.
Программа

предполагает

изучение

основных

вех

украинсской

литературы в сравнении с русской и мировой литературой и обеспечивает
межпредметные

связи

с

гуманитарными

дисциплинами

«Родной

(украинский) язык», «Литература», «История», «Русский язык».
87.5.3. В содержании программы по родной (украинской) литературе
выделяются следующие содержательные линии: «Украинская литература по
периодам» (в 10 классе – 70-90-е годы XIX века, литература рубежа XIX-XX
веков, в 11 классе – литература XX века, литература рубежа XX-XXI веков и
начала XXI века), «Теория литературы» (основные теоретико-литературные
понятия, способствующие полноценному восприятию, анализу и оценке
литературно-художественных произведений).
87.5.4. Изучение родной (украинской) литературы направлено на
достижение следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия и достижение
читательской самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
развитие представлений о специфике украинской литературы в тесной
связи с восточнославянской культурой;
осознание

исторической

и

эстетической

обусловленности

литературного процесса.
87.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
(украинской) литературы, – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в
11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
87.6. Содержание обучения в 10 классе.
87.6.1. Литературно-общественная ситуация второй половины XIX
века.

87.6.1.1. Украинская
Периодические

издания.

литература

второй

Развитие

реализма,

половины

XIX

натурализма,

века.

поздний

романтизм.
87.6.1.2. И.С. Нечуй-Левицкий. Жизнь и творчество. «Кайдашева сім’я»
(«Кайдашева семья») – социально-бытовая повесть-хроника. Реализм
произведения. Проблема отцов и детей. Колоритные человеческие характеры
в повести. Украинская ментальность, гуманистические традиции народного
быта и морали. Утверждение ценностей национальной этики средствами
комического.
87.6.1.3. Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века.
Развитие драматургии: М.П. Старицкий, М.Л. Кропивницкий и другие.
Становление профессионального театра: А.П. Чехов и украинский театр.
87.6.1.4. И.К. Карпенко-Карый.
разнообразие

произведений.

Жизнь

и

Драматургическое

творчество.

Жанровое

новаторство

писателя.

Комедия «Мартын Боруля» («Мартин Боруля»), её сценическая история.
Психологическая убедительность раскрытия образа Мартына Борули.
87.6.1.5. И.Я. Франко.

Жизнь

и

творчество.

Многогранность

деятельности И.Я. Франко в украинской культуре. Поэзия И.Я. Франко.
Сборник «З вершин і низин» («С вершин и низин»). Общее представление о
композиции сборника, проблематике. Стихотворение «Сікстинська мадонна»
(«Сикстинская мадонна»). Сборник «Зів’яле листя» («Увядшие листья»).
Место любовной темы в творчестве И.Я. Франко. Философская поэзия.
Проза И.Я. Франко. Идеи, проблемы прозаического творчества. Место
в творчестве повести «Перехресні стежки» («Перекрёстные тропы»). Новелла
«Сойчине крило» («Крыло сойки»). Гуманизм новеллы.
87.6.2. Украинская литература рубежа XIX-XX веков.
87.6.2.1. Общие тенденции украинской и русской литератур рубежа
XIX-XX веков. (О.Ю. Кобылянская, М.М. Коцюбинский, В.С. Стефаник,
Леся Украинка, Н.К. Вороной). Альманах «З-над хмар і з долин» («Из-за туч

и долин»), группа «Молода муза» («Молодая муза») – связь с мировой
литературой, «новая школа» в прозе, «новая драма» на рубеже веков.
87.6.2.2. М.М. Коцюбинский. Жизнь и творчество. Значение стилевого
новаторства М.М. Коцюбинского для украинской литературы. Близость
творчества М.М. Коцюбинского и М. Горького.
Повесть «Тіні забутих предків» («Тени забытых предков»). Трагическая
судьба Ивана и Марички как следствие противоречия между мечтой и
действительностью. Фольклорный фон произведения. Образы и символы
произведения.
87.6.2.3. О.Ю. Кобылянская.

Жизнь

и

творчество.

Жанровые

особенности прозы, ведущие темы и идеи. Повесть «Земля» («Земля») –
психологическая трактовка вечных проблем человека и земли. Психологизм
и символизм произведения как новаторство О.Ю. Кобылянской.
87.6.2.4. В.С. Стефаник. Жизнь и творчество. Новаторство писателя.
Новелла «Камінний хрест» («Каменный крест»). Историческая основа
произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Многозначность
символических образов. Новеллы В.С. Стефаника в контексте русской и
мировой литературы (А.П. Чехов, Ги де Мопассан, О. Генри, Э. Хемингуэй и
другие).
87.6.2.5. Леся Украинка. Жизнь и творчество. Основные циклы стихов.
Неоромантизм

как

основа

эстетической

позиции

Леси Украинки.

Гражданская лирика («І все-таки до тебе думка лине...» («И все-таки к тебе
мысль несется...»). Философская лирика («To be or not to be?..»). Пейзажная
лирика («Стояла я і слухала весну...» («Стояла я и слушала весну...»),
«Хвиля» («Волна»), «Все, все покинуть, до тебе полинуть…» («Все, все
покинуть, к тебе унестись...»), «Уста говорять: “Він навіки згинув!”...» («Уста
говорят:

“Он

навеки сгинул!”...»).

Особенности поэтического стиля

Леси Украинки.
Драма-феерия

«Лісова

пісня»

(«Лесная

песня»).

Фольклорно-

мифологическая основа сюжета. Неоромантические утверждения духовно-

эстетической

сущности

человека,

его

творческих

возможностей.

Символичность образов. Художественные особенности драмы-феерии.
87.6.2.6. Н.К. Вороной.
художественные
гражданская
стихотворениях

особенности

лирика.

Жизнь

и

поэзии

творчество.
Н.К. Вороного.

Художественные

«Блакитна

Панна»

признаки

(«Голубая

Содержание

и

Пейзажная

и

символизма

в

Панна»),

«Інфанта»

(«Инфанта»). Мотив необходимости для поэта быть «целым человеком» в
стихотворении «Іванові Франкові» («Ивану Франко»).
87.7. Содержание обучения в 11 классе.
87.7.1. Украинская литература 1920-1930 годов.
87.7.1.1. Основные стилевые направления (модернизм, соцреализм,
постмодернизм). Стилевое разнообразие искусства СССР 1920-х годов.
Ведущая роль поэзии СССР в 1920-е годы. Соцреалистическая эстетика в
1930-е годы.
87.7.1.2. П.Г. Тычина. Жизнь и творчество. Обращение к вечным
темам, культура стихосложения, мощное лирическое «я» как символ нового
человека, жизнеутверждающий пафос, сочетание тенденций символизма,
неоромантизма, экспрессионизма, импрессионизма. Феномен «кларнетизма».
Стихотворения «Не Зевс, не Пан…» («Не Зевс, не Пан…»), «Арфами,
арфами...» («Арфами, арфами...»), «О панно Інно...» («О панна Инна...»), «Ви
знаєте, як липа шелестить...» («Вы знаете, как липа шелестит...»).
87.7.1.3. М.Ф. Рыльский.

Жизнь

и

творчество.

Ориентация

на

традицию, классическую форму стиха. Философичность, афористичность
лирики. Стихотворения «Молюсь і вірю...» («Молюсь и верю...»), «Солодкий
світ!..» («Сладкий мир!..»).
87.7.1.4. Ю.И. Яновский. Жизнь и творчество. Роман в новеллах
«Вершники» («Всадники»). Неоромантическая стилистика. Неоднозначность
образов главных героев. Драматургия Ю.И. Яновского.
87.7.1.5. М. Хвылевой. Жизнь и творчество. Новелла «Я (Романтика)»
(«Я (Романтика)»). Проблема добра и зла.

87.7.1.6. Остап Вишня. Жизнь и творчество. Оптимизм, любовь к
природе, человеку, мягкий юмор как черты индивидуального почерка
Остапа Вишни. Юмористические рассказы. Юморески Остапа Вишни. Цикл
«Мисливськi усмiшки» («Охотничьи усмешки»): «Як варити і їсти суп із
дикої качки» («Как варить и есть суп из дикой утки»), «Сом» («Сом»).
87.7.1.7. Украинская драматургия 1920-1930 годов. Влияние русской
драматургии.

Пьесы

Н.Г. Кулиша,

И. Днепровского,

И.А. Кочерги,

Я.А. Мамонтова.
87.7.1.8. И.А. Кочерга.

Жизнь

и

творчество.

Драматургическое

мастерство автора в создании характеров и ситуаций, в построении диалогов
и ремарок, в речевой характеристике героев. Сценическое воплощение.
Историческая драма «Алмазне жорно» («Алмазный жернов»). Романтическая
драма «Ярослав Мудрий» («Ярослав Мудрый») (обзорно).
87.7.1.9. А.П. Довженко. Жизнь и творчество. Известный в мире
кинорежиссёр,

основатель

поэтического

кино.

Романтическое

миропонимание. Соцреалистический канон и новаторский эстетический
поиск.

Сочетание

лирико-романтического,

выразительного

начала

с

публицистикой. Киноповесть «Зачарована Десна» («Зачарованная Десна»).
Автобиографическая основа, исповедальность. Два лирических героя:
маленький Сашка и зрелый человек. Морально-этические проблемы,
затронутые в киноповести.
87.7.2. Украинская литература второй половины XX – начала XXI века.
87.7.2.1. Каноны социалистического реализма. Поисковое разнообразие
современной литературы. Тенденции постмодернизма.
87.7.2.2. П.А. Загребельный.
характеристика

исторической

Жизнь
прозы.

и

творчество.

Историческая

Общая

основа

и

художественный вымысел в романе «Диво» («Чудо»).
87.7.3. Современная украинская литература (обзорно). Историкокультурная картина литературы конца ХХ – начала ХХІ века. Образование
АУП (Ассоциации украинских писателей). Постмодернизм как одно из

художественных направлений в украинском и российском искусстве 1990-х
годов.
87.8. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родной

(украинской) литературе на уровне среднего общего образования.
87.8.1. В результате изучения родной (украинской) литературы на
уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
принятие традиционных семейных ценностей, в том числе в
сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных
произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в
контексте изучения произведений украинской литературы, а также русской и
зарубежной литературы;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, а также к
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде,
отражённым в художественных произведениях;
готовность к служению России и её защите;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и традиционные российские
духовно-нравственные ценности, характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России и, в том числе с
использованием литературных произведений;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество народов России;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ;
5) физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе
знакомства

с

профессиональной

деятельностью

героев

отдельных

литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный

выбор будущей

профессии и

реализовывать

собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической

культуры,

понимание влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе показанных в литературных произведениях;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том
числе представленной в литературных произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с использованием
изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в
группе, в том числе на литературные темы.

87.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения
обучающимися программы среднего общего образования, в том числе
литературного

образования,

у

обучающихся

совершенствуется

эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания,

включающего

способность

понимать

своё

эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.
87.8.3. В результате изучения родной (украинской) литературы на
уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
87.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
самостоятельно

формулировать

рассматривать её всесторонне;

и

актуализировать

проблему,

устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного читательского опыта.
87.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
использованием

художественных

произведений,

способностью

и

готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания

по

родной

(украинской)

литературе,

его

интерпретации,

преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных проектов;
владеть

научной

терминологией,

общенаучными

ключевыми

понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского
опыта;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать

новые

идеи,

оригинальные

подходы,

предлагать

альтернативные способы решения проблем.
87.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть

навыками

литературоведческой,

из

получения
источников

информации,
разных

в

типов,

том

числе

самостоятельно

осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
родной (украинской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
технологий

при

средства
решении

информационных
когнитивных,

и

коммуникационных

коммуникативных

и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
87.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родной (украинской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в
процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с
использованием языковых средств.
87.8.3.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
родной

(украинской)

литературы

с

учётом

имеющихся

ресурсов,

собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использования читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний; в том числе в вопросах украинской литературы,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

87.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
87.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и
других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения
литературных

героев

и

проблем,

поставленных

в

художественных

произведениях;
признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.
87.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по их достижению: составлять план действий,

распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родной (украинской) литературе;
проявлять

творческие

способности

и

воображение,

быть

инициативным.
87.8.4. Предметные

результаты

изучения

родной

(украинской)

литературы. К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
описывать жизненный путь и творчество писателя (предложенного или
по выбору), литературу определенного периода, приводя сравнения и
оценивая произведения, воспроизводить отдельные отрывки наизусть;
определять принадлежность художественного произведения к одному
из литературных родов и жанров, находить черты, присущие литературе
этого периода;
выделять главные особенности творчества писателя, обосновав свою
точку зрения;
понимать

связь

литературного

произведения

с

явлениями

общественной и культурной жизни;
выделять

в

литературном

произведении

общечеловеческие

и

конкретно-исторические ценности, сквозные и вечные проблемы;
пересказывать содержание литературного произведения, описанных в
нём

событий

и

характеров,

оценивать,

сопоставлять

с

другими

произведениями; рассказывать о литературе отдельных периодов, обобщая
полученные сведения;

осмысленно и выразительно читать художественные произведения
различных жанров;
писать сочинения по литературным произведениям, на тему творчества
писателя, о литературе отдельного периода и о национальной литературе в
целом, основываясь на собственных взглядах, чувствах и личном опыте;
самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, касающиеся
литературного произведения, творчества писателя, литературного периода и
отдельных явлений в национальной литературе;
видеть ассоциативные связи между литературным произведением и
другими текстами, в том числе произведениями других жанров искусства;
проводить полный анализ литературного текста;
сравнивать проблематику и тематику различных произведений,
определять их особенности;
сравнивать

творчество

и

отдельные

произведения

конкретных

писателей, определять и давать оценку их общим и различным сторонам;
понимать образную природу искусства слова;
владеть основными теоретико-литературными понятиями;
оценивать

художественное

произведение,

творчество

писателя,

литературный период в свете общественно-исторического контекста и
общечеловеческих ценностей;
сопоставлять литературные произведения, относящиеся к одному и
тому же и к разным литературным периодам;
выполнять творческие работы различного характера по изученному
произведению;
извлекать

из

различных

источников,

систематизировать

и

анализировать материал на определенную тему по творческому наследию
писателей и поэтов, передавать его в устной форме;
соблюдать
орфоэпические,

в

практике

лексические,

устного

речевого

грамматические

общения
нормы

основные

современного

украинского литературного языка; стилистически корректно использовать
лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
87.8.5. Предметные результаты изучения родной (украинской)
литературы. К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:
объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль
художественных средств в раскрытии содержания произведения;
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; на
достаточном уровне владеть монологической литературной речью;
в совершенстве владеть разными видами речевой и читательской
деятельности, обеспечивающими эффективное овладение учебными
предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
участвовать в дискуссии на учебно-научные темы (обсуждение
проектов), соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их
успешности в достижении прогнозируемого результата;
писать рецензии на прочитанные художественные тексты;
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты
(рефераты, тезисы, конспекты, дискуссии) с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них
языковых средств;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольноэтикетной, развлекательной, убеждающей речью.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».