Волейбол 7-11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2023/2024 учебный год
Предмет:
Уровень:
Учитель:
Класс:

Волейбол__________________
базовый
Северина Елизавета Васильевна______
7-11

Рабочая программа соответствует рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Волейбол» разработана для обучающихся 7-11 классов на основе «Внеурочная деятельность
учащихся. Волейбол» ФГОС. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – 2-е издание.
Москва, «Просвещение», 2015г.

Митяево 2023 г.

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды
деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение
задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации
организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию
обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане
общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной
деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и
оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 7–11
классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся
общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и
внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа,
матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать,
мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему,
развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с
мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в
пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол
требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения
пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность,
бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия
решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует
несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению
элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья обучающихся являются:


Закон Российской Федерации «Об образовании»;



Федеральный государственный образовательный стандарт;



СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»
(Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;



Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»,



Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении
эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части
сохранения и укрепления здоровья школьников.



О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);



Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального
общего образования (2009г.).

Цель и задачи обучения, воспитания и развития
оздоровительному направлению внеурочной деятельности

детей

по

физкультурно-спортивному

и

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и
неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы
заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности
сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и
успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в
основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа
внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств,
освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники
избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:


пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому
развитию занимающихся;



популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;



формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;



обучение технике и тактике игры в волейбол;



развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных,
выносливости, гибкости);



формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;



воспитание моральных и волевых качеств.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов
по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой
динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым
содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место
проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» предназначена для обучающихся 7–11 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности
определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех
уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Здоровьесберегающая
организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения,
адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные
Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой,
занятия
тактикой или физической.
Комбинированные
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая
занятия
подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка.

Целостно-игровые
занятия Контрольные
занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с
соблюдением основных правил.
Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений
(двигательных заданий) с целью получения данных об уровне техникотактической и физической подготовленности занимающихся.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся,
способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию
здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на
соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов
образования:


личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;



метапредметные результаты
– освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);



предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:


Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно.



Проговаривать последовательность действий.



Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по
предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою
деятельность.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала.



Учиться
совместно
с
учителем
и
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

другими



Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).

2. Познавательные УУД:


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей
команды.



Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение
пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих
спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;



социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с
окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное
отношение обучающихся к собственному здоровью.
Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 7 класс
Тема

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в нападении

3

2

Закрепление техники верхней передачи

3

3

Закрепление техники нижней передачи

3

4

Верхняя прямая подача

3

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

1

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

4

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

17

Тематическое планирование 8 класс
№

Тема

1

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

2

2

Прямой нападающий удар

3

Кол-во часов

3

Совершенствование верхней прямой подачи

2

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

3

5

Двусторонняя учебная игра

3

6

Одиночное блокирование

2

7

Страховка при блокировании

2

8

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

17

Тематическое планирование 11 класс
№

Тема

1

Верхняя передача двумя руками в прыжке

3

2

Прямой нападающий удар

2

3

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

2

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

2

5

Двусторонняя учебная игра

3

6

Одиночное блокирование и страховка

3

7

Командные тактические действия в нападении и защите

2

8

Физическая подготовка в процессе занятия

Кол-во часов

Итого

17

Календарно-тематическое планирование 7 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд.

1

2

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

1

3

Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите.

1

4

Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите.

1

5

Обучение передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).

1

6

Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном
положении).

1

7

Закрепление верхней передачи мяча у стены.

1

8

Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой.

1

Закрепление передачи снизу двумя руками в парах.

2

Обучение верхней прямой подачи.

1

Закрепление верхней прямой подачи.

2

9-10
11
12-13

14
15-17

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

Двусторонняя учебная игра.

3

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх.

1

2

Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах.

1

3

Развитие физических качеств.

1

4-5

Закрепление прямого нападающего удара.

2

6-7

Совершенствование верхней прямой подачи.

2

8

Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите

1

9

Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите.

1

10

Разучивание командных тактических действий в нападении, защите.

1

11

Совершенствование одиночного блокировании.

1

12

Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём).

1

Совершенствование страховки при блокировании.

2

Судейство учебной игры в волейбол.

1

Двусторонняя учебная игра.

2

13-14
15
16-17

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Разучивание подачи в прыжке.

1

2

Передача сверху двумя руками над собой в прыжке.

1

3

Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через
сетку).

1

4

Развитие физических качеств.

1

5

Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево).

1

6

Закрепление прямого нападающего удара.

1

7

Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении
передачи.

1

8

Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх.

1

9

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

10

Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой.

1

11

Совершенствование одиночного блокирования.

1

12

Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём).

1

13

Совершенствование страховки при блокировании.

1

14

Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите.

1

15

Закрепление командных тактических действий в нападении, защите.

1

Двусторонняя учебная игра.

2

16-17

Содержание программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению
«Волейбол» предназначена для учащихся 7–8 классов. Данная программа составлена в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 0,5 часов в неделю (17
часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и
психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического,
психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой
нагрузке обучающихся.
Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Формы организации работы с детьми:
- Групповые учебно-тренировочные занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Восстановительные мероприятия;
- Участие в матчевых встречах;
- Участие в соревнованиях;
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации;
- Принцип постепенности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности.
Средства обучения:
- Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);
- Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор;
- Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными
учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических
взаимодействий; методы ориентирования;
- Практический метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод.

Учебно-методический комплект для обучающегося
- Учебник по физической культуре 7-11 класс В.И. Лях. М.: Просвещение, 2015г.
Учебно-методический комплект для учителя

1. Внеурочная
деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей
Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2015.

и

методистов/Г.А.

2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», авт.: В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г.
Мельников. 2015.
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный).
4. Примерная
программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2015.
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е
изд.- М.: Просвещение, 2015.
5. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель,
2015.
6. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 2015.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для
студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».