МХК 10 класс

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет внеурочная деятельность мировая художественная
культура
Класс _____________10__________________________________
Уровень ________базовый________________________________
ФИО учителя-разработчика__Корж Владимир Владимирович
На 2023-2024 учебный год

Количество часов:
Всего 34ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе программы курса «Мировая художественная
культура»
10
класс/Л.А.Рапацкая.-Москва,Гуманитарный
издательский
центр
«Владос»,2014г.

Митяево 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
(базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской
программы по мировой художественной культуре Л.А.Рапацкой.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное
содержание курса согласно стандарта и программы по предмету; учебнотематический план; требования к уровню подготовки выпускников; календарнотематическое планирование курса; УМК учителя и дополнительная
литература; ссылки на сайты в интернете по МХК.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный
набор практических работ, выполняемых учащимися.

1.Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ I. Художественная культура древнего и средневекового Востока.
Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая
вечность. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством,
отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ
загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и
символичность изобразительного искусства.
Художественная культура Древней и средневековой Индии. Художественная культура
Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма.
Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху
средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное
богатство.
Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие
художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ
национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних
традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы.
Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские
народные музыкальные инструменты.
Японская художественная культура: долгий путь средневековья. Художественные
традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства
(единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный
театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных
верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных
идеалов во второй половине XX в.
Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной
красоты. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк
Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая
поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских,
персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках
Шехеразады.
2

РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая
картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной
культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в
философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития
античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники
древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра.
Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного
города». Расцвет скульптурного портрета.
От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия. Христианская
художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник
культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и
новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и
спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение: освоение
христианской образности.
Христианские основы средневекового европейского
искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной
выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской
культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика»
европейских соборов.
Художественная
культура
итальянского
Возрождения:
трудный
путь
гуманизма.Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной
культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет
живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор
св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Северное Возрождение, поиски
правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции
и Испании.
Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «переходная
эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет
светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция —
родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и
выдающиеся мастера.
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа
разума.Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов.
Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран.
Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.
Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философскоэстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ : У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ТРАДИЦИИ.
Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом
христианства . Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси.
Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские
нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской
художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания.
Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные
этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской
литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
3

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты . Художественный облик
древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное
музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество
Феофана Грека.
От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского
художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество
Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в
XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего
Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров . Диалог «старины и
новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные
катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления
мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С.
Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и
парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование
гуманистических идеалов . Начало развития «русской европейскости»; петровские
преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как
эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских
градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское
музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных
песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры
храмовой музыки.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
-развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественнотворческие способности;
-воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении ценностей
мировой культуры;
-осваивать знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерные особенности; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
-овладевать умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-использовать приобретенные знания и умения для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной позиции.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-понимать основные виды искусства;
-изучать основные стили и направления мировой художественной культуры;
оценивать шедевры мировой художественной культуры;
понимать особенности языка различных видов искусства.
–узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства
РАЗДЕЛ IV. Итоговое повторение.
4

№
разд
ела
1

2

3

4

3.Тематическое планирование
Модуль
воспитательной
программы
Наименование разделов
«Школьный урок»
Художественная культура
древнего и средневекового
Востока.
История художественной
культуры Европы: становление
и эволюция христианской
традиции
Духовно – нравственные основы
русской художественной
культуры: у истоков
национальной традиции (X –
XVIII вв.)
«Начала всех начал»:от
языческой к православной
художественной культуре.

5.

Художественное наследие
древнерусских княжеств.

6.

Художественная культура
Московской Руси.

8.

Художественная культура
«бунташного века.
Русская
Повторение.художественная
культура 18в.

9.

Повторение.

7.

Учебные часы

День Знаний.

5

Единый
урок,посвящённый
Дню солидарности в
борьбе с терроризмом
«Будем помнить
всегда».
День народного
Единства.

7

Всемирный день
азбуки Брайля
Международный день
родного языка
Всероссийская неделя
музыки для детей и
юношества.
День добровольца
(День полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады (1944
год)волонтера)

4

2

2

3

3
День Победы
советского народа в
Великой
Отечественной войне
1941 - 1945 годов

7

1
5

6


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».