Основы НВП 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2023/2024 учебный год
Предмет:
Уровень:
Учитель:
Класс:

Начальная военная подготовка
базовый
Северина Елизавета Васильевна
9

Рабочая программа соответствует рабочей программе курса внеурочной деятельности «Начальная
военная подготовка» разработана для обучающихся 9 классов в соответствии с документами: «О
воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) : Федеральный
закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022)

Митяево 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Российская Федерация занимает ведущее место среди государств, твёрдо и последовательно отстаивающих свой
политический, экономический, культурный и духовно-нравственный суверенитет.
Этот процесс сопровождается возрастающим противодействием со стороны США и их союзников, которые для
сохранения своего глобального доминирования развернули масштабную кампанию, направленнуюна разрушение
Российского государства, разложение гражданского общества и уничтожение культурно-исторической
самобытности российских народов, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Современные вызовы и угрозы диктуют необходимость укрепления обороноспособности нашей Родины и
повышения боеспособности её вооружённых защитников. В этих условиях в системе военно-патриотического
воспитания на первый план выходят такие задачи, как формирование у подрастающего поколения возвышенного
чувства верности своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу, государству и подготовки
старшеклассников к честному выполнению воинского долга.
Растёт общественный запрос на качественное совершенствование системы военно-патриотического воспитания,
наполнение её конкретным содержанием, обучение допризывной молодёжи знаниям, умениям и навыкам,
отвечающим актуальным потребностям и уровню развития современной Российской армии и соответствующим
решаемым ею сегодня задачам.
Также имеется необходимость приведения существующей системы обучения граждан начальным знаниям в
области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствие с требованиями новой редакции
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Расширить знания обучающихся об обороне государства, составеи структуре Вооружённых Сил Российской
Федерации, овладеть начальными элементами тактической, инженерной и технической подготовки, приобрести
практические навыки обращения с оружием, оказания первой помощи на поле боя, действий в условиях
радиационного, химического и биологического заражения местности, получить физическую и психологическую
закалку позволит проведение учебных сборов по программе внеурочной деятельности «Начальная военная
подготовка» (далее — программа).
Учебные сборы по основам военной службы организуютсяв соответствии с Федеральным законом от 28 марта
1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации
к военной службе», Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе
на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. №
134-р, Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской
Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях
профессионального и среднего профессионального образованияи учебных пунктах».
В программе конкретизируется содержание тем и приводится последовательность их изучения с учётом
межпредметныхи внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа предусматривает изучение военного дела в объёме одиночной подготовки военнослужащего
мотострелковых войск, что позволяет в короткие сроки овладеть знаниями и навыками, необходимыми для
скорейшей адаптации при призыве на военную службу и при поступлениив высшие учебные заведения Минобороны
России, Россгвардии, МВД России, МЧС России, ФСБ России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при
освоении раздела «Основывоенной службы» Примерной рабочей программы среднего общего образования «Основы
безопасности жизнедеятельности».
На достижение этой цели направлены следующие задачи:Образовательные:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области
обороны и основ безопасности жизнедеятельности.
2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, приобретениепрактических навыков,
необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой,
основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение
практических стрельб.
3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать
участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в
этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил

Российской Федерации.
4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны
государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе,
прохождении военной службы по призывуи в добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах,
обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.
5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым
ручным стрелковым оружием,основ тактической, строевой, инженерной подготовки, основ оказания первой помощи,
вопросов радиационной, химической и биологическойзащиты войск и основ связи.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию морально-политическихи психологических качеств гражданина, необходимых
для прохождения военной службы.
2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам
Российской Федерации, истори- ческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Во- оружённые
Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядахи защите своей Родины.
3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию
положительной мотивации к профессии защитника Родины.
Развивающие:
1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности.
2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости, основах
воинского этикетаи выполнения воинских ритуалов.
3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и
выбору профессии офицера.
4. Создать условия для формирования у обучающихся потребностив здоровом образе жизни и желания быть
полезным своей Родине.
5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды деятельности.
6. Способствовать формированию и развитию навыков общенияи взаимодействия в совместной коллективной
деятельности.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В УЧЕБНОМПЛАНЕ
Программа ориентирована на обучающихся 10 классов общеобразовательных организаций, обучающихся 1-го и 2го курсов образовательных организаций среднего профессионального образования.
Программа рассчитана на 35 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как теоретические,
практические и комплексные занятия, беседы и встречи с военнослужащими и ветеранами, показные занятия,
экскурсии в воинские части (на корабли), военно-тактическиеи военно-спортивные игры.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом, распорядком дня и предполагает
геймификацию (объединение всех элементов образовательно-воспитательного процесса в единый игровой
сценарий). Занятия проводятся в практико-ориентированном формате. По итогам обучения целесообразно
проведение комплексного занятия, предусматривающего демонстрацию обучающимися компетенций,
сформированных в ходе освоения учебной программы.
ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ
Поставленные задачи достигаются через комплексный подход, объединяющий содержательные блоки: базовый и
тематический.
Базовый блок предусматривает решение традиционных задач приобретения обучающимися знаний, умений и
навыков, необходимых для личностной и профессиональной самореализации старшеклассника в рамках освоения
учебной программы.
Учебный план программы сборов выполняется через основные занятия по девяти учебным модулям:
тактическая подготовка, огневая под- готовка, основы технической подготовки и связи, инженерная подготовка,
радиационная, химическая и биологическая защита, первая помощь (тактическая медицина), общевоинские уставы,
строевая подготовка, основы безопасности военной службы.
Тематический блок (вариативный компонент образовательной программы «Патриотическое воспитание и
профессиональная ори ентация») реализуется в форме комплекса мероприятий патриотического воспитания,
спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, а также профессиональной ориентации.
В целях обеспечения соблюдения требований безопасности обучающимися предусмотрен комплекс мероприятий,
включающий в себя инструктаж в ходе вводного занятия (в день заезда), ознакомлениес требованиями безопасности
перед каждым занятием. Кроме того, запланировано изучение вопросов безопасного обращения с оружием.
Программа может быть реализована в течение одного учебного годав форме проведения 5-дневных учебных
сборов на базе учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард»,
соединений и воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и

органов. В местах, где соединения и воинские части отсутствуют, учебные сборы организуются при образовательных
организациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения
основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны
демонстрировать выпускники по завершении обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная подготовка», должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
гордости за
российские достижения, бережном отношениик культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского долга и вооружённой защите Отечества.
Гражданское воспитание:
Сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества, соблюдениюзаконодательства
Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы;
Осознание своих конституционных прав, обязанностейи ответственности по защите Отечества;
Готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
Готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения военной безопасности
государства;
Готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и институтов гражданского
общества в области обеспечения безопасности государства.
Патриотическое воспитание:
Сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников
Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота;
Ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому наследию, дням воинской славы,
боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обороны;
Сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
Осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
Сформированность представления о принципах гуманизма, правилахи методах ведения войны, соблюдения прав
участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к соблюдению норм международного гуманитарного
права;
Сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к безопасности
общества и государства; ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
Эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой; понимание и принятие эстетики военной
формы, воинских ритуалов и боевых традиций.
Физическое воспитание:
Осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих;
Знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, го-товность применять их в случае
необходимости;
Потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
Интерес к военно-прикладным видам спорта;
Осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
Готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства,
обеспечения национальной безопасности;

Готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе военной службы;
Интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
Готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении
безопасности общества и государства;
Планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и
разумного природопользования в процессе военной службы;
Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
Расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
Сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития военной науки, современных
представлений о воинской деятельности;
Понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военно-профессиональной
деятельности в жизни общества и государства;
Способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей военной службы, в том числе
способность обоснованнои безопасно действовать в условиях ведения боевых действий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса внеурочной деятельности «Начальная военная
подготовка», должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
Самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной безопасности государства,
обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать;
Устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и
явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и противоречия;
Определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их
достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме военной службы, оценивать риски
возможных последствий собственных действий;
Моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать их различные состояния
для решения практическихзадач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
Планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения
стоящей задачи;
Развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военно-профессиональной сфере;
Владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения
различных учебных задач;
Анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать
оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
Раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее
благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
Критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их
корректировке в новых условиях;
Характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
Осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
Уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
Уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения учебных задач, связанных с военной службой, переносить приобретённые знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
Владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из
источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности;
Создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи;
самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
Оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
Владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угрози защите от опасностей цифровой среды;

Использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
Соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение социальных ролей «начальник» —
«подчинённый»;
Распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуацийи смягчать конфликты;
Владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
Развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
Принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
Оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общийрезультат по разработанным критериям;
Осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
Самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений, давать оценку новым ситуациям;
Оценивать приобретённый опыт;
Способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
Давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,оценивать соответствие результатов целям;
Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
Уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
Самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития
собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
Саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
Внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
Эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способностьк сочувствию и сопереживанию;
Социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других людей:
Принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
Признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы представлены с учётом специфики содержания вопросов,
затрагиваемых в ходе проведения учебных сборов.
В период проведения учебных сборов, обучающиеся получают ряд новых знаний, навыков и умений, дополняющих
содержание школьной программы, которые должны мотивировать их к получению военно-учётной специальности,
способствовать быстрой адаптации к службе вВооружённых Силах и помогать в выборе будущей профессиональной
деятельности.
Обучающиеся должны знать:
Героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской Федерации;

Историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции;
Структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации;
Назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении Сухопутных войск;
Порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия;основы оказания первой помощи на поле боя;
Боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;
Основы тактической, инженерной, разведывательной, технической подготовки и связи;
Приёмы и правила выполнения действий солдата в бою;
Основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих;
Нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих.
Обучающиеся должны иметь представление:
о возможностях человеческого организма;
о боевых и технических характеристиках боевой техники;об основах общевойскового боя;
об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск; о порядке инженерного оборудования
позиции отделения;об особенностях применения БПЛА на поле боя.
Обучающиеся должны уметь:
вести огонь из стрелкового оружия;выполнять строевые приёмы;
правильно ориентироваться на местности;действовать на поле боя;
оборудовать окоп для стрельбы лёжа;оказать первую помощь;
пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
демонстрировать физическую подготовку и военную выправку.
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их детальным раскрытием для каждого модуля
курса.
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»:
классифицировать основные виды тактических действий подразделений; иметь представление об организационной
структуре отделения и задачах личного состава в бою;
характеризовать отличительные признаки подразделений иностранныхармий;
выработать алгоритм действий в бою;
знать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и наступлении; владеть способами действий солдата в
обороне, наступлении, при ведении наблюдения, действовать по сигналам оповещения и управления;
действовать и принимать обоснованное решение при внезапном нападении противника, решать ситуационные задачи;
выполнять тактические перемещения в составе групп, занимать позиции,преодолевать заграждения;
актуализировать информацию о военной топографии и ориентированиюна местности;
знать и практически применять способы ориентирования на местности,владеть приёмами выживания;
классифицировать приборы наблюдения;
владеть способами действия разведчика при наблюдении за противником;
обоснованно действовать при получении оружия и военного имущества;
решать ситуационные задачи;
выполнять практические действия при совершении марша, внезапном нападении противника, преодолении
заражённого участка местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка»:
иметь представление о вооружении отделения и тактико-техническиххарактеристиках стрелкового оружия;
классифицировать виды стрелкового оружия иручных гранат;
иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия;
знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей, общее устройство
ручных гранат;
уверенно и безопасно обращаться с оружием;
выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата Калашникова;
знать порядок подготовки к бою ручных гранат;
знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой
подготовке и обращении с оружием;
самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности;
владеть навыками прицеливания и производства выстрела;
выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различныхположений;
знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метанияручных гранат;
выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасамии изготовке для стрельбы из положения лёжа;
выполнять упражнения начальных стрельб и метания учебно-имитационных ручных гранат.
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»:
иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники, классифицировать виды боевых машин;
знать основные тактико-технические характеристики боевых машин;

иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ведения
разведки местности с помощью БПЛА;
знать алгоритм противодействия БПЛА противника; выполнять практические действия по управлению БПЛА;
иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках средств связи;
классифицировать средства связи отделения;
иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке ихк работе;
знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций; знать основные требования к ведению
радиопереговоров;
иметь представление о способах обмана противника при ведении радиопереговоров;
выполнять практические действия по подготовке радиостанциик применению и ведению радиопереговоров.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»:
иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции отделения и окопа для стрелка;
знать назначение и порядок применения шанцевого инструмента;
иметь представление о способах маскировки окопа для стрельбы лёжа; выполнять практические действия по
оборудованию окопа для стрельбы лёжа;
классифицировать типы мин;
знать общее устройство и принцип действия противотанковыхи противопехотных мин;
иметь представление о типах мин и порядке их установки;
выполнять практические действия по подготовке и установлению противотанковых и противопехотных мин;
знать демаскирующие признаки установки мин;
иметь представление о порядке обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов; выполнять
практические действия по обнаружению минс использованием миноискателя, щупа, кошки.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическаязащита»
иметь представление о об оружии массового поражения;классифицировать виды ядерных взрывов;
знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного оружия, признаках применения отравляющих
веществ и биологического оружия;
уверенно действовать при применении противником оружия массового поражения;
знать назначение и общее устройство средств индивидуальной защиты; обладать навыком использования средств
индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
знать порядок оказания первой помощи при поражении
ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием;
знать правила поведения на заражённой местности;
выполнять нормативы по радиационной, химической и биологическойзащите;
уметь пользоваться войсковыми средствами радиационногои химического контроля;
знать порядок подготовки к работе измерителей доз и войскового прибора химической разведки;
выполнять практические действия по измерению уровня радиационногофона.
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»:
иметь представление о алгоритме оказания первой помощи; знать состав и назначение средств оказания первой
помощи;классифицировать типы ранений;
знать порядок и условия остановки различных видов кровотечений, иммобилизации конечностей, действий при
отсутствии признаков жизни, нарушении проходимости дыхательных путей, общем переохлаждении и отморожении,
перегревании и ожогах;
выполнять практические действия по оказанию первой помощи (проведение сердечно-лёгочной реанимации,
восстановление проходимости дыхательных путей, остановка кровотечения, наложение повязок, иммобилизация,
психологическая поддержка);
иметь представление о зонах эвакуации (красная, жёлтая, зелёная);знать об объёмах оказания первой помощи в зонах
эвакуации;
иметь представление о порядке использования штатных и подручныхсредств эвакуации;
выполнять практические действия по эвакуации раненых с поля боя.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»:
знать права и обязанности военнослужащих;
иметь представление о принципах единоначалия;
уверенно определять знаки различия и воинские звания военнослужащих; оценивать риски нарушения воинской
дисциплины, самостоятельно вырабатывать модель поведения в воинском коллективе;
знать смысл понятия «внутренний порядок», роль лиц суточного нарядав его поддержании;
иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте;
обладать навыками, необходимыми для освоения обязанностей дневального по роте;
классифицировать виды караулов и их предназначение;знать смысл понятия «неприкосновенность часового»;
понимать обязанности часового и особенности применения оружия;
оценивать риски нарушения порядка несения караульной службы, бытьготовым к несению караульной службы.

Модуль № 8 «Строевая подготовка»:
иметь представление об основных положениях строевого устава;знать и практически выполнять строевые приёмы на
месте; понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении;
знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
пониматьалгоритм выполнениястроевых приёмов с оружием;
знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте;
знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения в движении.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»:
классифицировать опасные факторы военной службы, виды нарушенийправил и мер безопасности;
знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевойподготовке и обращении с оружием;
оценивать риски нарушения правил и мер безопасности, обладать навыками минимизации рисков.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК (вариативный компонент «Патриотическоевоспитание и профессиональная ориентация»)
Модуль «Структура органов государственной власти.
Права и обязанности граждан, включая воинскую обязанность.
Взаимодействие гражданина с государством и обществом, гражданские инициативы и волонтёрство»
Участники сборов получат представление:
о структуре органов государственной власти Российский Федерации;
о конституционных гарантиях прав и свобод граждан, об обязанностяхграждан перед государством и обществом, о
воинской обязанности;
о гражданственности, патриотизме и их взаимосвязи;
о правообразующих
принципах: равенство, свобода, справедливость, о сфере правовых отношений между
людьми, а также между личностью и государством, регулируемых действующим правом;
об институтах гражданского общества, политических партияхи
общественных объединениях;
о роли и значении волонтёрской деятельности в развитии обществаи государства.
Профориентационный модуль «Профессии будущего — современная наука и высокие технологии в военной
сфере,военные и гражданские специальности»
Участники сборов получат представление:
о тенденциях развития и изменениях на рынке труда;о военно-учётных специальностях;
об организации подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ,
России, МЧС России, Росгвардии и др.;
о новых и перспективных военных профессиях.
Модуль «Гибридные войны и невоенные конфликтыв современном мире, противодействие
негативным тенденциям в международных отношениях»
Участники сборов получат представление:
о конструктивных и деструктивных ценностях;
о том, как формируется личностная система ценностей;о разных видах воздействий на
общественное сознание;
о роли средств массовой информации в современном мире и об их влия-нии на общество;
о роли пропаганды в информационно-психологическом противостояниина международной арене;
о невоенных мерах воздействия в системе международных отношений;о технологиях ведения гибридных войн;
о признаках искажения информации в целях негативного воздействия наобщество;
о методах и средствах воздействия на общество в целях дестабилизации.
Модуль «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народав Великой Отечественной войне 1941—1945
годов»
Участники сборов получат представление:
о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России;
о причинах начала Великой Отечественной войны и усилиях СССР по её предотвращению;
об основных битвах и операциях Великой Отечественной вой-ны (Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская
дуга, битва за Кавказ, осво- бождение Украины, операция «Багратион», освобождение Европы, Берлинская
операция);
о вкладе народа в победу на трудовом фронте;о героях Великой Отечественной войны;
о значении Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи участ- ников сборов.
В ходе изучения спортивной программы участники сборов получат представление:

о технике выполнения базовых упражнений общей физической подго- товки (ОФП);
о технике безопасности при занятиях физической культурой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
БАЗОВЫЙ БЛОК
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»
Основы общевойскового боя. Основные виды боя: оборона, наступление. Понятие тактических действий.
Организационно-штатная структура и боевые возможности мотострелкового отделения Сухопутных войск
Российской Федерации. Задачиотделения в различных видах боя.
Ознакомление с организационно-штатной структурой подразделений иностранных армий (НАТО, КНР).
Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств индивидуальной бронезащиты и
экипировки.
Действия отделения в обороне. Способы перехода к обороне. Позиция отделения в обороне. Назначение
ориентиров. Система огня отделения и сектора обстрела стрелков. Сигналы оповещения, управления и
взаимодействия. Действия наблюдателя.
Действия отделения в наступлении. Боевой порядок отделения в наступлении. Преодоления заграждений.
Перебежки и переползания. Действия в составе боевых групп.
Задачи отделения в разведке и способы их выполнения. Ориентирование на местности с использованием карты,
компаса, местных предметов,а также современного навигационного оборудования.
Выбор, оборудование и маскировка места наблюдения. Приборы наблюдения. Выживание в особых условиях.
Сигналы оповещения. Действия личного состава по тревоге. Получение оружия, средств индивидуальной защиты
и экипировки. Походный порядок взвода. Задачи и способы действий дозорного отделения и пешихдозорных.
Действия при внезапном нападении противника и преодоление заражённого участка местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка» Вооружение мотострелкового отделения Назначениеи тактико-технические
характеристики основных видов стрелкового оружия и ручных гранат. Перспективы развития современного
стрелкового оружия.
Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей. Принцип устройства и
действие автоматики. Возможные задержки при стрельбе и их устранение. Порядок неполной разборки автомата
Калашникова и сборки после неполной разборки. Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО.
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок,
изучение условий упражнения. Классификация целей на поле боя и их краткая характеристика. Простейшая огневая
задача, её сущность и алгоритм решения.
Способы ведения огня из автомата. Наводка оружия, сущность, видыи приёмы производства выстрела. Выбор
момента выстрела. Изготовка для стрельбы из различных положений. Условия выполнения начальных стрельб.
Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству
оружия. Действиясо стрелковым оружием.
Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и гранатометаний.
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»
Ознакомление с основными образцами вооружения и военной техники Сухопутных войск. Виды, назначение,
общее устройство и тактико-технические характеристики основных образцов боевых машин Сухопутных войск
(БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90).
Боевая робототехника — оружие будущего в настоящем. Виды, предназначение, тактико-технические
характеристики и общее устройство БПЛА. Ведение разведки местности с использованием БПЛА. Способы
противодействия БПЛА противника.
Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций. Подготовка
радиостанции к работе, настройка частот (диапазонов).
Порядок ведения радиообмена. Особенности назначения позывных. Переход на запасные и резервные частоты.
Меры по обману противника при ведении радиопереговоров по открытым каналам связи.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка инструмента. Порядок
оборудования позиции отделения. Назначение, размеры и последовательность отрывки окопа для стрелка.
Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные инженерные заграждения.
Основные виды противотанковых и противопехотных мин отечественного и зарубежного производства. Средства
разведки и

разминирования. Особенности разведки дорог, мостов, зданий. Способы обнаружения и обезвреживания
взрывоопасных предметов.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическаязащита»
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примерыприменения. Его роль в современном бою.
Поражающие факторы ядерных взрывов, средства и способы защиты от них.
Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки применения бактериологического
(биологического) оружия.
Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения. Назначение, устройство и подбор по
размеру средств индивидуальной защиты. Использование их в положениях «походное», «наготове» и «боевое»,
подаваемые при этом команды.
Сигналы оповещения о применении противником оружия массовогопоражения и порядок действий по ним.
Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила пользования им. Правила
поведения на заражённой местности. Назначение, устройство и порядок работы с войсковым измерителем дозы ИД-1
и войсковым прибором химической разведки (ВПХР).
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»
Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи. Основные типы ранений на поле боя. Приёмы
первой помощи. Остановка кровотечения. Наложение повязок. Иммобилизация конечностей.
Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя. Штатныеи подручные средства эвакуации раненых.
Реанимационные мероприятия.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»
Общие обязанности, права и ответственность военнослужащих. Содержание воинской дисциплины. Правила
взаимоотношений между военнослужащими и ответственность за их нарушение.
Сущность единоначалия и приказа командира (начальника). Воинские звания. Обязанности солдата (матроса).
Организация размещения и быта военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок. Состав и
назначение суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте. Ответственность за нарушение порядка
несения внутренней службы.
Виды караулов. Назначение и состав караула. Подготовка караула. Неприкосновенность часового. Обязанности
часового, порядок применения оружия.
Модуль № 8 «Строевая подготовка»
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Развёрнутый и походный
строи отделения (взвода). Строевые приёмы на месте.
Строевые приёмы в движении без оружия. Выход из строя, подходк начальнику и возвращение в строй. Строевая
стойка с оружием. Выполнение воинского приветствияс оружием. Строевые приёмы с оружием на
месте (автоматом).
Движение в походном строю. Перестроение взвода. Перемена направления движения. Выполнение воинского
приветствия в движении. Ответ на приветствие в составе подразделения.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»
Опасные факторы военной службы в процессе повседневной деятельности и боевой подготовки. Мероприятия по
обеспечению безопасности военной службы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК (вариативный компонент «Патриотическое воспитание и профессиональная
ориентация»)
Модуль «Структура органов государственной власти Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина,воинская обязанность. Взаимодействие гражданина с государством и обществом, гражданские
инициативыи волонтёрство»
Права, свободы и обязанности граждан в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации.
Система органов государственной власти федеральногои регионального уровней.
Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы.
Проявления гражданственности в повседневной жизни.
Патриотизм и псевдопатриотизм, взаимосвязь патриотизмаи гражданственности.
Гражданское общество и его институты, система политическихи общественных объединений.
Модуль «Профессии будущего — современная наука и высокие технологии в военной сфере, военные и
гражданские специальности»

Специфика рынка труда.
Военно-учётные специальности.
Высшие учебные заведения Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, где
предусмотрена военная служба.
Высокие технологии, их использование в военной сфере.
Модуль «Гибридные войны и невоенные конфликты в современном мире, противодействие негативным
тенденциям в международных отношениях»
Конструктивные и деструктивные ценности.
Система общественных и личностных ценностей, расстановка приоритетов.
Влияние средств массовой информации на общество.
Способы и инструменты формирования общественного мнения.Информационно-психологическая война.
От холодной войны к гибридной войне.Стратегия гибридных войн.
Концепция «мягкой силы».
Ложная и недостоверная информация: основные признаки. Невоенные «факторы силы» в международных
конфликтах.
Модуль «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народав Великой Отечественной войне 1941—1945
годов»
События, ставшие основой государственных праздников и памятных дат России.
Причины начала Великой Отечественной войны и усилия СССР по её предотвращению.
Основные битвы и операции Великой Отечественной войны (Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская
дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины, операция «Багратион», освобождение Европы, Берлинская операция).
Вклад народа в победу на трудовом фронте.Герои Великой Отечественной войны

РАСЧЁТ ЧАСОВ ПО УЧЕБНЫМ МОДУЛЯМ
Базовый блок
Количество часов
№
п/п

Учебный модуль
1-й
день

2-й
день

3-й
день

1

2

2

1

1

1

Тактическая подготовка

2

Огневая подготовка

3

Основы технической подготовки и связи

4

Инженерная подготовка

5

Радиационная, химическая и биологическая защита

1

6

Первая помощь (Тактическая медицина)

1

7

Общевоинские уставы

1

1

4-й
день

1
1

2

7

4

1

7

1

1

4

1

1

3

1

3

1

3

1
1
1

5-й
день

1

3

Количество часов
№
п/п

Учебный модуль

1

Тактическая подготовка

2

Огневая подготовка

3

Основы технической
подготовки и связи

1-й
день

2-й
день

3-й
день

1

2

2

1

1

1

1

Общее количество
часов

5-й
день

Общее
количест
во
часов

2

7

4

1

7

1

1

4

4-й
день

4
3

Инженерная подготовка

5

1

Радиационная, химическая и

1

1

1

1

1
3

биологическая защита
6

Первая помощь (Тактическая
медицина)
7

1

1
Строевая подготовка
8
4

1
1

3
1

2

Основы безопасности военной

1
1

службы
9

Тактическая подготовка
ИТОГО

1

2

2

7

7

7

7

2

7

7

35

Тематический блок (вариативный компонент
«Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация»)
Количество часов
№

Модуль

п/п

1-й
день

2-й
день

1

Структура органов государственной власти Российской Федерации. Права и обязанности гражданина, воинская обязанность

2

Профессии будущего — современная наука и высокие технологии в военной сфере, военные и гражданские специальности

3

Гибридные войны и невоенные конфликты в современном
мире

4

Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа
в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

5

Турниры по игровым видам спорта. Выполнение нормативов
ВФСК ГТО

1

1

ИТОГО

2

2

3-й
день

4-й
день

1

Общее количество
часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

2

2

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» (УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙСЛУЖБЫ)
Основные виды деятельности обучаю-щихся
Темы

Основное содержание
БАЗОВЫЙ БЛОК
Модуль № 1 «Тактическая подготовка» (3 ч)

Теоретическое
занятие (1 ч).
Основные виды
тактических
действий.
Организационноштатная структура
мотострелкового
отделения (взвода).

Основы общевойскового боя. Оборона.
Наступление. Тактические действия.
Организационно-штатнаяструктура
и боевые возможности отделения. Задачи
отделения в различных видах боя.
Ознакомление с организационно-штатной
структурой подразделений иностранных
армий (НАТО, КНР)

Классифицируют основные виды такти-ческих
действий подразделений.
Формируют представление
об организационной структуре отделенияи задачах
личного состава в бою.
Характеризуют отличительные признаки
подразделений иностранных армий.
Вырабатывают алгоритм действий в бою

Практическое
занятие (1 ч).
Основы действий
мотострелкового

Состав, назначение, характеристики,
порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и
экипировки.

Объясняют боевой порядок отделенияв обороне
и наступлении.
Раскрывают способы действий солдатав обороне
и наступлении.

отделения в обороне
и наступлении

Действия отделения в обороне. Способы
перехода к обороне.
Позиция отделения в обороне.
Назначение ориентиров. Система огня
отделения и сектора обстрела стрелков.
Сигналы оповещения, управления и
взаимодействия. Действия наблюдателя.
Действия отделения в наступлении. Боевой
порядок отделения в наступлении.
Преодоления заграждений. Перебежкии
переползания.
Действия в составе боевых групп

Раскрывают способы действия наблюдателя.
Действуют по сигналам оповещенияи
управления.
Вырабатывают алгоритм действий привнезапном
нападении противника.
Решают ситуационные задачи.
Выполняют тактические перемещения в составе
групп, занимают позиции, пре-одолевают
заграждения

Сигналы оповещения. Действия личного
Актуализируют порядок действий военнослужащих
состава по тревоге. Получение оружия,
по сигналам оповещения.
средств индивидуальной защиты и
Вырабатывают алгоритм действий при получении
экипировки. Походный порядок взвода.
оружия и военного имущества.Решают
Задачи и способы действий дозорного
ситуационные задачи.
отделения и пеших дозорных.
Выполняют практические действия при
Действия при внезапном нападении
совершении марша, внезапном нападении
противника и преодоление заражённого
противника, преодолении заражённого участка
участка местности
местности
Модуль № 2 «Огневая подготовка» (4 ч)
Классное занятие (1 ч). Вооружение мотострелкового отделения.
Актуализируют информацию о вооружении
Виды, назначение
Назначение и тактико-технические
отделения и тактико- технических характеристиках
характеристики основных видов
стрелковогооружия.
и тактикострелкового оружия и ручных гранат.
Классифицируют виды стрелкового оружия и
технические
Перспективы развития современного
ручных гранат.
характеристики
стрелкового оружия
Рассказывают о перспективах развития
стрелкового оружия и
стрелкового оружия
ручныхгранат
Сухопутных войск.
Практическое
Назначение и устройство частей и механизмов Объясняют назначение и устройство частей и
занятие (1 ч).
автомата, патронов и принадлежностей.
механизмов автомата, патронов и
Общее устройство
Принцип устройства и действие автоматики.
принадлежностей. Рассказывают общее
автомата
Возможные задержки при стрельбе и их
устройство ручныхгранат. Формируют навык
Калашникова и
устранение. Порядок неполной разборки и
обращения с оружием. Выполняют практические
ручных гранат.
сборки после неполной разборки. Устройство
действия по неполной разборке и сборке автомата
Уход за стрелковым
гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО
Калашникова, подготовке к бою ручных гранат
оружием, его
хранение и
сбережение.
Практическое занятие ТребованияКурса стрельбпоорганизации,
Оценивают риски нарушения правили мер
(1 ч).
порядку и мерам безопасности во время
безопасности.
Требования
стрельб и тренировок, изучение условий
Приводят примеры нарушений правил и мер
безопасности при
упражнения.
безопасности и их возможных последствий.
обращении с
Классификация целей на поле боя и их
Перечисляют меры безопасности при проведении
оружием
краткая характеристика. Простейшая
занятий по боевой подготовкеи обращении с
и боеприпасами.
огневая задача, её сущность и алгоритм ре
оружием.
Правила стрельбыиз
шения.
Вырабатывают навыки прицеливанияи
стрелкового оружия
Способы ведения огня из автомата.
производства выстрела.
и метания ручных
Наводка оружия, сущность, виды
Выполняют практические действия по изготовке к
гранат.
и приёмы производства выстрела. Выбор
стрельбе из различных положений
момента выстрела.
Изготовка для стрельбы из различных
положений
Практическое занятие Условия выполнения начальных стрельб.
Актуализируют информацию об устройстве
(1 ч).
Занятие на учебно-тренировочных
стрелкового оружия и ручных гранати мерах
Выполнение
средствах.
безопасности при обращении с ними. Вырабатывают
Отработка нормативов, усовершенствование
упражнения
алгоритм действий при выполнении начальных
знаний по устройству оружия. Действия со
начальныхстрельб из
стрельб и метаниигранат. Отрабатывают нормативы
стрелковым оружием. Выполнение упражнений по снаряжениюмагазина боеприпасами и изготовке
стрелкового оружия
начальныхстрельб 1 УНС и гранатометаний
и упражнения в
для стрельбы из положения лёжа. Выполняют
метании учеб- ноупражнение начальных стрельб и метание учебноимитационных
имитационныхручных гранат
ручных гранат
Комплексное
практическое
занятие(1 ч).
Действия
мотострелкового
отделения в дозоре

Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи» (2 ч)

Классное занятие
(1 ч). Основные
образцы
вооруженияи
военной техники
Сухопутных
войск. Боевое
применение
беспилотных
летательных
аппаратов
(БПЛА).
Практическое занятие
(1 ч).
Средства
радиосвязи
отделения
(взвода). Правила
ведения
переговоров на
средствах связи.

Практическое
занятие (1 ч).
Оборудование
позиции отделения.
Последовательность
отрывки окопадля
стрелка.

Виды, назначение, общее устройствои
тактико-технические характеристики
основных образцов боевых машин
(БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90).
Виды, предназначение, тактикотехнические характеристики и общее
устройство БПЛА.
Ведение разведки местностис
использованием БПЛА.
Способы противодействия БПЛА
противника
Предназначение, общее устройство
и тактико-технические характеристики
переносных радиостанций. Подготовка
радиостанции к работе,настройка частот
(диапазонов). Порядок ведения
радиообмена. Особенности назначения
позывных. Переход на запасные и
резервные частоты. Меры по обману
противника при ведении радиопе
реговоров по открытым каналам связи

Формируют представления об основных образцах
вооружения и военной техники.Классифицируют
виды боевых машин. Рассказывают об основных
тактико-технических характеристиках боевых
машин.
Формируют представления о способахбоевого
применения БПЛА. Объясняют способы ведения
разведкиместности с помощью БПЛА.
Вырабатывают алгоритм противодействияБПЛА
противника.
Выполняют практические действия поуправлению
БПЛА
Формируют представления овидах,
предназначении, тактико-технических
характеристиках средств связи. Классифицируют
средства связи отделения.
Объясняют последовательность действийпри
подготовке радиостанций к работе. Выполняют
практические действия по подготовке
радиостанции к применению.
Актуализируют информацию об устройстве
радиостанций и подготовке их к работе.
Объясняют порядок перехода на запасныеи
резервные частоты радиостанций.
Раскрывают основные требованияк ведению
радиопереговоров.

Модуль № 4 «Инженерная подготовка» (1 ч)
Шанцевый инструмент, его назначение,
Актуализируют информацию о порядке и сроках
применение и сбережение. Заточка и
инженерного оборудования позиции отделения и
правка инструмента. Порядок
окопа для стрелка.
оборудования позиции отделения.
Рассказывают о назначении и порядке применения
Назначение, размеры и
шанцевого инструмента. Объясняют способы
последовательность отрывки окопа для
маскировки окопа длястрельбы лёжа.
стрелка
Выполняют практические действия по
оборудованию окопа для стрельбы лёжа

Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита» (2 ч)
Классное занятие (1 ч).
Оружие массового
поражения.
Ядерное, химическое
и биологическое
оружие.
Зажигательные
смеси.

Практическое
занятие (1 ч).
Основы ведения
радиационногои
химического
наблюдения,
разведки и
дозиметрического
контроляв
подразделении.

Понятие оружия массового поражения.
История его развития, примеры применения.
Его роль в современном бою.
Поражающие факторы ядерных взрывов,
средства и способы защиты от них.
Отравляющие вещества, их назначениеи
классификация.
Внешние признаки применения
бактериологического (биологического) оружия.
Поражающие свойства зажигательного
оружия и средства его применения
Назначение, устройство и порядок работыс
войсковым измерителем дозы ИД-1
и войсковым прибором химической
разведки (ВПХР)

Актуализируют информацию об оружиимассового
поражения.
Классифицируют виды ядерных взрывов.
Рассказывают о поражающих свойствах ядерного
взрыва, зажигательного оружия,признаках
применения отравляющих веществ и
биологического оружия.
Вырабатывают алгоритм действий при применении
противником оружия массового поражения

Формируют навык использования войсковых
средств радиационного и химического контроля.
Объясняют порядок подготовки к работе
измерителей доз и войскового прибора
химической разведки.
Выполняют практические действия по измерению
уровня радиационного фона

Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)» (1ч)

Практическое
занятие (1 ч).
Оснащение для
оказания первой
помощи раненым.
Типы ранений и
способы оказания
первой само- и
взаимопомощи
при них.
Эвакуация
раненых с поля
боя.

Состав и назначение штатных и подручных
средств первой помощи. Основные типы
ранений на поле боя. Приёмы первой
помощи. Остановка кровотечения.
Наложение повязок. Иммобилизация
конечностей. Способы поиска, сближения и
эвакуациираненых с поля боя. Штатные и
подручные средства эвакуации раненых.
Сердечно-лёгочная реанимация

Актуализируют информацию о порядкеоказания
первой помощи.
Объясняют состав и назначение средствоказания
первой помощи.
Решают ситуационные задачи. Выполняют
практические действия пооказанию первой помощи.
Классифицируют типы ранений. Объясняют порядок
и условия различныхвидов кровотечений,
иммобилизации конечностей.
Выполняют практические действия пооказанию
первой помощи. Объясняют порядок
использования штатных и подручных средств
эвакуации.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы» (2 ч)
Классное занятие (1 ч). Общие обязанности, права и ответственность
Объясняют права и обязанности военнослужащих.
военнослужащих.Содержание воинской
Рассказывают о принципах единоначалия.
Военнослужащие и
дисциплины. Виды караулов. Назначение и
Классифицируют виды караулов и их
взаимоотношения
состав караула. Подготовка караула.
предназначение. Объясняют смысл понятия
между ними.
«неприкосновенность часового». Характеризуют
Организация и несение Неприкосновенность часового. Обязанности
часового, порядок применения оружия
обязанности часового,раскрывают особенности
караульной службы.
примененияоружия. Оценивают риски нарушения
Обязанности
порядка несения караульной службы, формируют
должностныхлиц
готовность к несению караульной службы.Решают
караула.
ситуационные задачи
Классное занятие (1 ч). Правилавзаимоотношений между
Определяют знаки различия и воинскиезвания
Общие обязанности и
военнослужащими и ответственность за их
военнослужащих.
юридическая
нарушение.
Оценивают риски нарушения воинской
ответственность
Сущность единоначалия и приказа
дисциплины, вырабатывают модель поведения в
военно-служащих.
командира (начальника).
воинском коллективе.
Внутренний порядок в Воинские звания.
подразделении.
Обязанности солдата (матроса)
Обязанности
должностных лиц
суточного нарядапо
роте.
Модуль № 8 «Строевая подготовка» (1 ч)
Практическое занятие Строи и управление ими. Обязанности
Объясняют основные положения Строевого
(1 ч).
военнослужащих перед построением и встрою. устава. Перечисляют строевые приёмы на месте.
Общие положения
Развёрнутый и походный строи отделения
Выполняют строевые приёмы. Вырабатывают
строевого устава. Строи (взвода). Строевые приёмы на месте. Строевая
алгоритм выполнениястроевых приёмов с
отделения. Строевая
стойка с оружием. Выполнениевоинского
оружием. Перечисляют строевые приёмы с
стойкаи повороты на
приветствия с оружием. Стро-евые приёмы с
оружиемна месте. Выполняют строевые приёмы
месте. Выполнение
оружием на месте (авто- матом)
воинского приветствия
на месте. Строевые
приёмы с оружием.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы» (1 ч)
Классное занятие (1 ч). Опасные факторы военной службы в процессе Классифицируют опасные факторы военной
Основные мероприятия повседневной деятельностии боевой
службы, виды нарушений правил и мер
по обеспечению
подготовки. Мероприятия пообеспечению
безопасности. Перечисляют меры безопасности
безопасности
безопасности военной службы
при проведении занятий по боевой подготовкеи
военной службы.
обращении с оружием.
Оценивают риски нарушения правили мер
безопасности. Формируют навыки
минимизации рисков

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
(вариативный компонент «Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация» (8 ч)
Беседа (1 ч).
Структура органов государственной
власти Российской Федерации. Права
и обязанности гражданина, воинская
обязанность. Взаимодействие
гражданина с государствоми
обществом, гражданские инициативы
и волонтёрство

Права, свободы и обязанности гражданв
соответствии с Конституцией Российской
Федерации.
Система органов государственной власти
федерального и регионального уровней.
Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы. Воинская
обязанность.
Проявления гражданственностив
повседневной жизни. Патриотизм и
псевдопатриотизм, взаимосвязь
патриотизма и гражданственности.
Гражданское общество и его институты,
система политических и общественных
объединений

Презентация (1 ч). Профессии
будущего — современная
наука и высокие технологии в
военной сфере,
перспективныевоенные
специальности

Специфика рынка труда. Военноучётные специальности.
Высшие учебные заведения Минобороны
России и других федеральных органов
государственной власти, где предусмотрена
военная служба. Высокие технологии, их
использованиев военной и гражданской
сферах

Беседа (1 ч).
Гибридные войны и невоенные
конфликты в современном мире,
противодействие негативным
тенденциям в международных
отношениях

Конструктивные и деструктивные
ценности.
Система общественных и личностных
ценностей, расстановка приоритетов.
Влияние средств массовой информации на
общество. Способы и инструменты
формирования
Информационно-психологическая война.
Ложная и недостоверная информация:
основные признаки.
От холодной войны к гибридной войне.
Стратегия гибридных войн.
Концепция «мягкой силы». Невоенные
«факторы силы» в международных
конфликтах

Викторина (интеллектуальная
игра) (1 ч).
Ратные страницы истории
Отечества. Подвиг народа в
Великой Отечественной войне
1941—1945годов

События, ставшие основой
государственных праздников и памятных
дат России. Причины начала Великой
Отечественнойвойны и усилия СССР
по её предотвращению.
Основные битвы и операции Великой
Отечественной войны (Битва за Москву,
Сталинградская битва, Курская дуга, битва за
Кавказ, освобождение Украины, операция
«Багратион», освобождение Европы,
Берлинская операция).
Вклад народа в победу на трудовом фронте.
Герои Великой Отечественной войны.
Значение Великой Отечественной войны в
жизни каждой семьи участников сборов

Классифицируют структуру органов
государственной власти Российский Федера
ции.
Формируют представление о конституционных
гарантиях прав и свобод граждан, об
обязанностях граждан перед государством и
обществом, о воинской обязанности.
Аргументированно объясняют
понятиягражданственности и патриотизма и
оценивают их взаимосвязи.
Объясняют правообразующие принципы
равенства, свободы,
Формируют представление о сфере правовых
отношений между людьми, а также между
личностью и государством, регулируемых
действующим правом. Классифицируют
институты гражданскогообщества,
политические партии и общественные
объединения. Объясняют роль и значение
волонтёрской деятельности в развитии
обществаи государства
Формируют представление о тенденциях
развития и изменениях на рынке труда.
Классифицируют военно-учётные
специальности. Формируют представление об
организации подготовки офицерских кадров
дляВооружённых Сил Российской
Федерации, МВД России, ФСБ, России, МЧС
России, Росгвардии и др.
Перечисляют новые и перспективные военные
профессии
Перечисляют конструктивныеи
деструктивные ценности. Анализируют
порядок формирования личностной
системы ценностей. Классифицируют
различные виды воз-действий на
общественное сознание.
Формируют представление о роли средств
массовой информации в современном мире и
об их влиянии на общество.
Объясняют роль пропаганды в информационнопсихологическом противостоянии на
международной арене. Рассказывают о
невоенных мерах воздействия в системе
международных отношений, о технологиях
ведения гибридных войн.
Классифицируют признаки искажения
информации в целях негативного воздействия
на общество.
Формируют представление о методах и
средствах воздействия на общество в
целях дестабилизации.
Вырабатываюталгоритм противодействия
негативному информационнопсихологическому влиянию.
Рассказывают о событиях, ставших
основой государственных праздников
и памятных дат России.
Анализируют причины начала Великой
Отечественной войны и усилия СССР поеё
предотвращению.
Перечисляют основные битвы и операции
Великой Отечественной войны. Оценивают
вклад народа в победуна трудовом фронте.
Рассказывают о героях Великой
Отечественной войны. Рассказывают
о значении Великой
Отечественной войны в жизни каждой
семьи участников сборов


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».