РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет внеурочная деятельность «Шахматы» Класс ____3_______________ Уровень ________базовый________________________________ ФИО учителя-разработчика__Корж Владимир Владимирович Срок реализации программы ________1 год_________________ Количество часов: Всего___17 ч.; в неделю ____0,5___ ч. Программа разработана на основе: Примерной программы по внеурочной деятельности начального образования, программы факультативного курса «Шахматы – школе» Сухина И.,М.: Просвещение, 2014. 2023 г . 1.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Формировать уважительное отношение к иному мнению. Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям. Познавательные: Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Учиться использовать знако-символические средства представления информации. Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах) Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. Коммуникативные: Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий. Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. 2 1. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (1ч). 2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блиц-шахматы. Игра с часами. (4 ч). 3. . Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. (4 ч). 4. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля). (4ч). 5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (4ч). На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. 3.Тематический план 4 класс (34часов) № раздела Наименование разделов Модуль воспитательной программы «Школьный урок» Учебные часы 1 История шахмат Уроки безопасности 1 2 Шахматная нотация Праздник спорта и здоровья. 4 3 Ценность фигур шахматных Уроки здоровья и 4 пропаганды ЗОЖ. 4 Техника матования В здоровом телездоровый дух. одинокого короля 4 5 Достижение мата без День Отечества. жертвы материала 4 ИТОГО героев 17ч 3 4