Шахматы 5класс

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет внеурочная деятельность «Шахматы»
Класс _____________5_______
Уровень ________базовый________________________________
ФИО учителя-разработчика__Корж Владимир Владимирович
Срок реализации программы ________1 год_________________

Количество часов:
Всего___17 ч.; в неделю ____0,5__ ч.
Программа разработана на основе: Примерной программы по внеурочной деятельности
начального образования, программы факультативного курса «Шахматы – школе» Сухина
И.,М.: Просвещение, 2014.

2023 г
.

1.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
 Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
 Формировать уважительное отношение к иному мнению.
 Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
 Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
 Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
 Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
 Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке
тему.
 Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными
способами.
 Овладевать
логическими действиями, устанавливать аналогии, строить
рассуждения, овладевать новыми понятиями.
 Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
 Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Коммуникативные:
 Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во
время занятий.
 Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать
замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
 Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные:
 Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
 Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
 Формировать умение контролировать свои действия.
 Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
1. Повторение (1 ч).
2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (1ч).
3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение
шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блиц-шахматы. Игра с
часами. (4ч).
4. . Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса. (4 ч).
5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к
постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король
против короля). (3ч).
6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (4 ч).
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной
доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не
только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых

возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для
самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др.,
занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
3.Тематический план
№
раздела

Наименование
разделов

Модуль
воспитательной
программы
«Школьный урок»

Учебные
часы

1

Повторение

2

История шахмат

Уроки безопасности

1

3

Шахматная нотация

Праздник спорта и
здоровья.

4

4

Ценность
фигур

шахматных Уроки здоровья и
пропаганды ЗОЖ.

4

5

Техника
матования В здоровом телездоровый дух.
одинокого короля

3

6

Достижение
мата
жертвы материала.
ИТОГО:

1

без День
Отечества.

героев

4
17ч


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».