Ложкари

1

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
настоящее
время
основой
разработки
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая
нормативно-правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
2


Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года
в Республике Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;

Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
3

науки
РФ
от
29.03.2016
г.
№
ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;

Устав
Муниципальноого
бюджетного
общеобразоватеельного
учреждения «Митяевская средняя школа».
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Ложкари»,
разработанная педагогом дополнительного образования Дьяконовой М.В.
является общеразвивающей и имеет художественную направленность.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с
изменениями 2021 года) и другими нормативно-правовыми документами,
регламентирующими
деятельность
учреждений
дополнительного
образования.
Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с
человеком с незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного
стола, обыкновенные деревянные ложки с течением времени стали
употребляться в народном музицировании. Теперь это – русский народный
инструмент. Дополнительная общеобразовательная программа «Ложкари»
разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся детей. Она предусматривает изучение богатейшего культурного
наследия русского народа. Программа является вариативной, при
необходимости допускается внесение изменений в учебный план,
музыкальный материал, время на его прохождение, форму и содержание
занятий.
Данная программа отличается от существующих программ тем, что в
ограниченный временной срок она позволяет максимально погрузить ребенка
в современный мир творчества, народной музыки.
Новизна данной программы заключается в патриотическом
воспитании подрастающего поколения. Дети - наше будущее и оттого, что мы
4

заложим в их душах, зависит будущее России. Зная истоки и корни своего
народа, ребенок через приобщение к музыкальному искусству, такому, как
ложки и другие русские народные музыкальные инструменты, хочется
верить, вырастет патриотом своей Родины. Вместе с этим данная программа
позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются
учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это повышение
заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то
вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также
помогает формировать художественную индивидуальность школьника,
выявляет его творческие наклонности.
Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы
его изучения. Ученики получают возможность более широко знакомиться с
музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно.
Возрастают технические и творческие возможности, обогащается
динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного
интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.
Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни
сцены. Многие, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене
теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно.
Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку
товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед
выступлением.
Актуальность программы при необычайно высоком техническом
прогрессе общества ощущается недостаток внимания к изучению своих
национальных «корней», истоков русского народного музыкального
творчества, такого как ложки.
Характерные черты и особенности программы:
в содержании программы используются методические разработки и опыт
работы современных руководителей ансамблей ложкарей, а также свой личный
опыт. При составлении программы учитываются здоровьесберегающие
технологии. Положительные эмоции, присутствующие на занятиях,
поднимают жизненный тонус и влияют на укрепление здоровья ребенка. Игра
на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и
быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании.
Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые
движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные
действия при музицировании координируют работу мозга и мышц,
5

полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая
предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Программа уделяет большое внимание коллективному музицированию, что
помогает созданию чувства коллективизма, что тоже является немаловажным
элементом воспитания учащихся.
Педагогическая целесообразность - учащиеся глубже узнают историю
русской культуры, получат первичные знания об основных эстетических и
стилевых направлениях в области народного музыкального искусства; знания
особенностей национальной народной музыки; овладение основными
приёмами игры на 2-х ложках. Приобретая определённые навыки и умения
игры на ложках, в дальнейшем могут использовать полученные знания,
участвуя в любительских и самодеятельных ансамблях в общественных
организациях.
Программа адресована детям от 11 до 13 лет. Принимаются все
желающие дети, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья,
независимо от уровня развития, подготовки и способностей на начальном
этапе. Программный материал соответствует возрастным особенностям и
интересам учащихся. Вариативность заданий позволяет индивидуально
подходить к каждому ребенку. Количество учащихся в учебной группе до 15
человек.
Уровень программы, объём, сроки реализации: уровень программы –
стартовый. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов по
программе – 36.
Форма обучения: форма обучения очная. Язык обучения – русский.
Особенности организации образовательного процесса: занятия
проводятся с обязательными перерывами, во время которых помещение
проветривается, проводится гимнастика для глаз, рук, физкультминутки и
разминки в игровой форме. В связи с тем, что занятия требуют
индивидуального подхода, группы комплектуются из расчёта 10 - 15 человек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания
новыми заданиями.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю – 1 академический час.
6

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся в коллективном
музицировании игры на ложках эстетических взглядов, нравственных установок,
приобщение к духовным ценностям русской и мировой культуры.
Задачи программы:
Образовательные:
Ознакомить с основами нотной грамотности. Формировать правильные навыков
игры на ложках и других народных (шумовых и звуковысотных) инструментах.
Формировать навыки образно - эмоционального строя музыкального произведения.
Формировать знания в области истории развития музыкальной культуры,народного
творчества. Познакомить с современными направлениями игры на ложках.
Личностные:
Развитие у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю, мотивацию
к творчеству и самостоятельности. Формировать навыки сценической культуры.
Воспитывать
чувство
коллективизма.
Воспитывать
у
учащихся
гражданственность и любовь к Родине через изучение народного творчества.
Развитие творческого, образного мышления учащихся.
Развить у детей индивидуальные способности: наблюдательность, мелкую
моторику рук, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование стремления к достижению поставленных целей, творческому росту,
самоопределению.
Метапредметные: развить у детей музыкальный слух: мелодический и
гармонический, чувство ритма, память и внимание, творческий потенциал ребенка,
его познавательно - творческую активность. Необходимые социально-трудовые,
коммуникативные, творческо - поисковые и иные навыки, требующиеся для
социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности.
Воспитание чувства патриотизма и гордости за национальное творческое наследие
и уважение к народной музыке.
Развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям действительности
1.3.Воспитательный
потенциал
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Воспитательная работа в рамках программы «Ложкари» направлена на:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее
традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов;
воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
7

щкольных мероприятиях, благотворительных акциях, творческих выступлениях,
концертах, мастер-классах, в конкурсных программах различного уровня.
В результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим
занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах),
привлечение родителей к активному участию в работе объединения.
1.4.Содержание программы
Содержание программы предусматривает два раздела: теоретический и
практический.
Теоретический: основы музыкальной грамоты, терминологии, беседы, рассказы,
показы, познавательные экскурсии, лекции с использованием мультимедийных
средств, видеозаписи, знакомство с историей создания ложек, видами
народноприкладного искусства и промыслами, народными праздниками и
приметами.
Практический: постановка исполнительского аппарата, корпуса, освоение
основных приемов игры на ложках (от простого к сложному), работа над
ансамблевым исполнением, слаженностью игры, точным исполнением
ритмических рисунков, артистичностью исполнения, постановка музыкальных
композиций.
Учебный план
Количество часов
Форма
№
Название раздела, темы Всего Теория Практика
аттестации
п/п
(контроля)
часов
Раздел «История исполнительского мастерства игры на деревянных
ложках».
1.
Тема «Вводное занятие.
1
1
0
Педагогическое
Значение ударных
наблюдение
инструментов в сохранении
народных традиций»
2.
Тема «Беседа о русских
1
1
0
Педагогическое
народных
музыкальных
наблюдение
инструментах. Ложка – как
символ
самобытности
русской
культуры
и
традиций»
Раздел «Приёмы игры на деревянных ложках».
8

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Тема «Основные приемы
2
1
игры
на
деревянных
ложках»
Тема
«Особенности
1
0
применения
и
использования
ударных
инструментов:
спаренные
ложки»
Раздел «Фольклор».
Тема «Частушка в
2
0
сопровождении спаренных
деревянных ложек»
Учебно - тренировочные
3
0
занятия

1

1

2

Педагогическое
наблюдение
прослушивание
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение,
прослушивание
Итоговое
занятие
по
1
0
1
Педагогическое
пройденным темам.
наблюдение.
Практика. Концерт
Творческое
выступление
Раздел «Знакомство с русским народным оркестром ».
Тема
«Фольклорные
1
1
0
Педагогическое
ансамбли.
Инструменты
наблюдение
русского
народного
оркестра»
Тема
«Практическое
6
0
6
Педагогическое
занятие. Русские народные
наблюдение,
песни»
прослушивание
Итоговое
занятие
по
1
0
1
Творческое
пройденным темам
выступление
Раздел «Способы игры на ложках в ансамбле».
Тема «Основные
1
0
1
Педагогическое
исполнительские приёмы
наблюдение,
игры на ложках в
прослушивание
ансамбле. Ансамбль,
синхронность движений»
Тема «Ритмические игры,
2
0
2
Педагогическое
сочетание между собой
наблюдение,
различных приемов игры
прослушивание
на спаренных деревянных
ложках»
Тема
«Танцевальные
3
1
2
Педагогическое
9

3

15.

16.

17.

18.

19.

движения во время игры на
спаренных
деревянных
ложках»
Итоговое
занятие
по
1
0
пройденным темам
Раздел «Песня, танец»
Тема
«Самостоятельное
2
0
пение и сопровождение
игрой
на
спаренных
ложках»
Тема «Танец в процессе
4
1
игры
на
спаренных
деревянных ложках»
Практика. Подготовка к
3
0
концерту «Мы для вас
сейчас сыграем».
Итоговое занятие
1
1
Итого

36

8

наблюдение

1

Творческое
выступление

2

Педагогическое
наблюдение,
прослушивание

3

Педагогическое
наблюдение

3

Педагогическое
наблюдение

0

Творческое
выступление

28

Содержание программы
1.Тема «Вводное занятие. Значение ударных инструментов в сохранении
народных традиций».
Теория – 1 час Беседа о самобытных ударных инструментах русского народа, тесно
связанных с бытом. Через игру на шумовых инструментах дети познают наши
исторические корни, прикасаются к народной музыке, начинают любить её, возникает
потребность общаться с музыкой чаще. Входящий контроль.
2. Тема «Беседа о русских народных музыкальных инструментах. Ложка – как
символ самобытности русской культуры и традиций»» Теория – 1 час
Знакомство с редкими русскими народными музыкальными инструментами: рожок,
жалейка, брёлка, бубенцы. Слушание музыкальных моментов в исполнении этих
инструментов. Использование слайдов и видео-роликов по данной теме.
3. Тема «Основные приемы игры на спаренных деревянных ложках».
Теория – 1 час. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения .
Практика – 1 час. Постановка рук во время игры на спаренных ложках.
4. Тема «Особенности применения и использования ударных инструментов:
спаренные ложки». Песни из русского фольклора с использованием деревянных
ложек. Практика – 1 час
5. Тема «Частушка в сопровождении спаренных деревянных ложек».
Русские народные частушки, проигрыш между пением. Ритмичное исполнение
10

проигрыша русской народной частушки на спаренных деревянных ложках.
Практика – 2 часа
6. Учебно - тренировочные занятия. Практика – 3 часа
7. Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Концерт - 1 час
Промежуточный контроль – тестирование, индивидуальное творческое
задание.
8. Тема «Фольклорные ансамбли».
Беседа о фольклорных ансамблях, демонстрация видео-роликов выступлений
фольклорных ансамблей на экране. Теория - 1 час.
9. Тема «Русские народные песни». Практика – 6 часов
10. Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. – 1 час. Выступление
11. Тема «Основные исполнительские приёмы игры на ложках в ансамбле.
Ансамбль, синхронность движений». Понятие «Ансамбль, синхронность».
Практика – 1 час. Музыкально-ритмические разминки и упражнения на
синхронность движений.
12. Тема «Ритмические игры, сочетание между собой различных приемов
игры на деревянных ложках».
Практика – 2 часа. Ритмические игры с музыкальным сопровождением, в
которых произвольно сочетаются различные приёмы игры на ложках.
Гармоничное соединение различных приёмов игры на деревянных ложках,
переходы, паузы, перестановки.
13. Тема «Танцевальные движения во время игры на ложках». Теория – 1
час. Практика – 2 часа. Выполнение движения под музыку в танце и игре
непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично, в сочетании с игрой
на деревянных ложках.
14. Итоговое занятие по пройденным темам. Практика – 1 час Творческое
выступление
15. Тема «Самостоятельное пение и сопровождение игрой на спаренных
ложках». Практика - 2 часа Выразительное исполнение песен народного
репертуара в сочетании с игрой на спаренных деревянных ложках.
Одновременное воспроизведение игры и пения и поочередное сочетание.
16. Тема «Танец. Хореографические постановки в процессе игры на
спаренных деревянных ложках». Теория – 1 час.
Практика - 3 часа.
Выполнение танцевальных движений и перестроений на танцевальном
пространстве в процессе исполнения музыкального произведения. Выход,
сольные партии.
17. Практика – 3 часа. Подготовка к концерту «Мы для вас сейчас
сыграем».
18. Итоговое занятие – 1 час (теория) Подведение итогов за учебный год.
Итоговый контроль.
1.5 Планируемые результаты
Предметные: по итогам реализации программы учащиеся
11

будут знать

основы игры на ложках. Уметь правильно играть на ложках и других
народных (шумовых и звуковысотных) инструментах.
Метапредметные:
учащиеся должны знать и уметь соблюдать правила техники
безопасности и личной гигиены; уметь планировать, контролировать и
оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата, демонстрировать высокую творческую активность. В результате
освоения программы у учащихся будут развиты:
музыкальный слух учащихся: мелодический и гармонический, чувство ритма,
память и внимание творческий потенциал, познавательно - творческая
активность.
Личностные:
к концу обучения учащиеся должны владеть навыками сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, способами индивидуальной и совместной
деятельности. Владеть эффективными способами организации рабочего и
свободного времени; уважительно относиться к культуре и искусству,
традициям и обычаям России. В процессе освоения программы учащиеся
получат возможность воспитать:
- собранность и дисциплинированность;
- навыки сценической культуры;
- чувство коллективизма.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть
знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и
посильных для детей данного возраста работ имеющих практическую
значимость. Должен обладать общенаучными знаниями, физиологическими,
психическими, педагогическими и методическими. Расширять свои знания и
умения, анализировать педагогический опыт.
Уметь создавать проблемные ситуации и задачи
для развития
познавательных процессов, создавать условия для развития индивидуальных
особенностей, осуществлять
в этих целях индивидуальный подход к
учащимся. Планировать индивидуальную работу с учащимися с целью
преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей,
творческих сил и дарований и т.д.
2.1.Календарный учебный график (См. Приложение 1)
Год

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

12

Количеств
о учебных
часов

Режим
занятий

1

01.09.2023

30.05.2024

36

36

1
академический
час в неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Помещение - проветриваемая и хорошо освещаемая комната.
Столы и стулья. Народные костюмы : рубашки для мальчиков, костюмы для
девочек. Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Инструменты: ложки, бубны, маракасы, трещетки, свистульки и др.
инструменты
Кадровое обеспечение:
Дополнительную общеобразовательную программу «Ложкари»
реализует педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями и
умениями в данной сфере деятельности и выполняющий качественно и в
полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
Информационное обеспечение:
1.
2.
3.

it-n.ru Сеть творческих учителей.
dopedu.ru
Информационно-методический
портал
Дополнительное
образование.
stranamasterov.ru Веб-сайт «Творчество для детей и взрослых».
Методическое обеспечение образовательного процесса работы кружка:
Дополнительная
образовательная
программа
предусматривает
вариативность использования некоторых педагогических технологий
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего
обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
Дополнительная образовательная
следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• беседа-презентация по алгоритму:
13

программа

реализуется

через

— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация, повторение, закрепление,
— обсуждение,
— подведение итогов;
• итоговое занятие
— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга
образовательных результатов обучающихся;
— мастер-класс — проведение открытого занятия в формате практической
деятельности обучающихся.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы
используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с
применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и
групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и
образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и
итогового контроля;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала,
консультация при выполнении конкретного приема
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы
располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского
коллектива).
Учебно – методическое и информационное обеспечение программы
1. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании. – М.: Просвещение, 1986.
2. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов
образовательных
учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.
3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор (на примере
земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и
музыкальных руководителей. – М.: Гном-пресс,
2000.
4. Мерзлякова С.И. Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей – М.,
2001.
5. Михайлова М.А. А у наших у ворот- развеселый хоровод. Народные
праздники, игры и развлечения. – Ярославль: Академия развития, 2001.
6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние (зимние, весенние,
летние) праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
14

7. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей:
Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
8. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни.
СПб.: «Детство - Пресс», 2000.
Педагогические технологии:
Развивающее и проблемное обучение способствует формированию
умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать
информацию в ходе решения проблемных ситуаций. Информационнокоммуникационные технологии предполагают обучение навыкам поиска
информации в интернет-источниках (поисковых системах, сайтах и т.п.),
использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение
повышает наглядность и информативность обучения, способствует
формированию у учащихся информационной культуры, расширению
кругозора, обогащению содержания образования.
Элементы тестового контроля используются для закрепления и
диагностики знаний, подготовки к участию в концертах и конкурсах.
Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие
природных
способностей
учащихся.
Способствует
повышению
познавательной активности, формированию мотивации к самостоятельной и
коллективной деятельности, уверенности в себе и адекватной самооценки.
Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим
занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности
учащихся, с учётом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных
и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе
занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также
соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и
укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения
правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального
напряжения.
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы.
Критерии оценки развития исполнительского навыка детей включает в себя
следующие компоненты: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух,
правильная постановка рук и инструмента (деревянные ложки, спаренные ложки),
согласованность
действий,
сыгранность
(ансамбль), динамика
интереса
воспитанников к народному творчеству, готовность участия детей в конкурсах и
мероприятиях разного уровня.
Эмоциональная отзывчивость является показателем развития интереса, вкуса,
представлений о русском народном творчестве, творческой активности,
выразительности исполнения. Интерес к народному музыкальному творчеству,
15

кроме
учета
показателей
эмоциональной
отзывчивости,
выявляется
непосредственно после работы над музыкальным произведением.
Музыкально-образовательные знания детей определяются по ответам на
систему вопросов о русских народных музыкальных инструментах, об
исполнителях - ложкарях, ансамблях и оркестрах.
Показателем выразительного исполнительства является умение детей
слушать и слышать музыку, переживать выраженные в ней чувства, различать
смену нюансов динамики, акценты, смену характера частей, фраз, чтобы творчески
передать музыкальный образ во время игры на деревянных ложках.

2.4. Список литературы
Список использованной литературы
1. Бергер М. Современная концепция и методика обучения музыке:
«Музыкальный ритм и проблемы ритмического воспитания». С-Петербург,
2004.
2.Быльман А.И. Игра на ложках. Учебное пособие 2-е изд. доп. и перераб. —
Челябинск : Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013. —
46 с.
3. Свистков В.А. Методика «Обучение игре на русских ложках» - Волгоград:
Учитель, 2008. - 193 с.
4. Рытов В.Н. Русская ложка. Музыкально – игровая энциклопедия. Учебно –
методическое пособие. Издательство «Композитор • Москва, 2012 – 54 с.
Список литературы для учащихся и родителей
Алексеева Л. Музыкальная азбука. – М.; 2005.
Бублей С. Детский оркестр. -Л.; 1983.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.; 2007
Виноградов Г. Детский фольклор (из истории фольклористики). Л.1978.
5. Мельников М. Русский детский фольклор. - М.; Просвещение, 1987.
6. Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Игры звуками. - С-Петербург, 2003
1.
2.
3.
4.

16

3. ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. Оценочные материалы
Отчетные просмотры работ учащихся
Во время отчетных просмотров определяются
навыки учащихся.

прежде

всего практические умения и

Учёт участия учащихся в конкурсах и выставках
Фамилия, имя ребёнка
Дата

Название
конкурса,
мероприятия

Название работы
Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной
программы.
3.2. Методические материалы

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация, упражнение,
практический, обучающий контроль ,познавательная игра. В работе ансамбля
можно выделить три этапа.
1 ЭТАП
Знакомство с приемами игры на ложках и других инструментах. Руководитель
должен сам выразительно сыграть на ложках, чтобы заинтересовать, увлечь
учащихся музыкой. Ведущим методом является объяснительно-иллюстративный.
2 ЭТАП
Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется
большое внимание координированным, совместным действиям учащихся для игры
в ансамбле. С этой целью проводятся различные игры и упражнения. На 2-ом этапе
осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь
17

выделить трудные места, отработать их отдельно. Вводятся другие инструменты,
разучиваются песни, танцевальные движения, художественное слово. В ансамбле
ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках
простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное
произведение. Нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится
хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одной
высоте и одновременно выполняют исполнительские приемы. На данном этапе в
сочетании с наглядным, словесным, практическим методами используются
репродуктивные (повторение, закрепление), эвристические «(частично поисковый),
проблемные ситуации.
3 ЭТАП
Выступление на праздниках, концертах, конкурсах.
Алгоритм учебного занятия:
1этап – организационный:
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация
начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и
активизация внимания.
II этап - подготовительный: (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей.
III этап - основной:
1 Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения.
2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Применение пробных практических заданий.
3. Закрепление знаний и способов действий.
Применяются тренировочные упражнения, задания, выполняемые
детьми самостоятельно.
4. Практическое самостоятельное занятие.
IV этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
V этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: сообщение ответов на следующие вопросы: как
работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели.
VI этап - рефлексивный.
18

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
Образовательные технологии:
Личностно-ориентированное развивающее обучение.
Основная задача дифференцированной организации учебной
деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться.
Конспект занятия
Тема занятия: «Ложки деревенские"
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке,
русским народным музыкальным инструментам.
Задачи:


Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным
шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие
деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование
исполнительского мастерства.



Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности,
выразительности исполнения музыкальных произведений в сопровождении
игры на ложках.



Воспитательная: воспитывать культуру исполнения песен, прививать
интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Тип занятия: «открытое»
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, игровые методы,
практическая работа (исполнение и игра на ложках).
Оборудование: деревянные учебные ложки, трещотки.
19

Продолжительность занятия: 45 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему занятия:
Педагог: Начнём мы с вами наше занятие с загадки, которую я вам загадаю,
послушайте внимательно, о чём будет идти речь?
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
Педагог: Верно! А вот и ответ на мою загадку.
Показывает деревянную ложку.
3. Введение в новую тему:
Педагог: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из
осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные
брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось,
что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её
часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят
сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её,
чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно
поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Хотьковская - украшены геометрической резьбой;
Хохломская - росписью;
Вятская – выжиганием;
Архангельская – необычной формой и росписью;
Семёновская – обычной формой и росписью с видами города;
Псковская - резьбой и выжиганием.

20

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.Существует огромное
количество разнообразных ложек, как для украшения интерьера, так и для
использования в быту.
В городе Семёнов Нижегородской области в 2012 году был открыт музей
«Деревянной ложке», в котором собраны различные экспонаты с разных городов
России. Но, большая часть экспозиции музея посвящена «Семёновской» ложке, т.к.
в этом городе находится Фабрика деревянной ложки, на территории которой
располагается музей.
Ребята, какая ложка у меня в руках? (хохломская)
Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный
материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали
предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом.
Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы:
легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
Педагог: Ребята, а как вы думаете на скольких ложках можно играть
одновременно?
Демонстрируется картинка с веерными ложками.
Педагог: На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и
называются «веерные ложки».
Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Но, мы с вами пока
познакомились только с тремя.
1. «Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и,
создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.
Звук напоминает цоканье копыт.
2. «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения
маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о
тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном
положении, так и в горизонтальном.
3. «Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к
другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая
между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют
ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
4. Повторение и закрепление приёмов игры:
21

Повтор развивающих ритмических упражнений: (работа группой,
индивидуально и т.д.)
Педагог: Мы уже с вами начали разучивать партию ложек к этим песням. Давайте
вспомним, какие приёмы игры мы используем в каждой песне? («щелчок»,
«маятник», «мячики».
А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы.
(Повторить правило) Ложками не машем, держим ручками к себе или вверх, чтобы
не задеть соседа.
Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и
мастерство русских умельцев.
5.Работа с ложками. Повторение и отработка приёмов игры:Практическая
работа: групповая – в ансамбле, и индивидуальная – с отдельными детьми.
Педагог: Молодцы! Уже хорошо получаются у всех ребят.
6. Подведение итога занятия.
Сценарий мероприятия

«Многоликая ложка».
Цель:
Знакомство с «многоликой ложкой» через историю и традиции русского
народа.
Задачи:
-способствовать формированию у ребёнка эмоционально – чувственного
базиса для получения дальнейших знаний в области истории русского
народа, его традиций и обрядов;
-формирование знаний о разнообразии ложек;
-воспитание бережного отношения к истории нашего народа, стремление
к бережному отношению домашней утвари.

Ход мероприятия:
Организационный момент.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»).
Учитель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим!
22

Пусть наша встреча сегодня, будет весёлой и полезной!
Сегодня мы с вами будем говорить об одном очень необходимом предмете. О
каком, догадайтесь сами?
Загадка: Будь то суп или картошка,
Для обеда нужна ……………. Ложка.
Да, сегодня мы поговорим о ложке.
Тема нашего мероприятия «Многоликая ложка».
Учитель: Ребята, для начала мы встанем в круг. Я буду к каждому подносить
волшебный мешочек, а вы достанете из него ложку. Кто достанет большую –
встают в команду «УДАЛЬЦЫ», кто маленькую – в команду «УМЕЛЬЦЫ».
(деление детей на команды)

Учитель:
Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает. Ещё в доисторические
времена ложкой служила скорлупа крупных орехов.
В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка
была вполне обычным предметом. В деревне ложки резали для себя сами. Самой
подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же
из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали
на баклуши. Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям.
Это занятие так и называлось «баклуши бить». Мастера в шутку называли
подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это
выражение «БИТЬ БАКЛУШИ», которое сегодня означает ничего не делать. На
изготовление ложки у подмастерья уходило до пяти суток. В зависимости от
размера черенка, глубины черпака деревянные ложки имели свои названия.Простая
русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок».
Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости,
произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была
такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее.
Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская —
немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный,
разукрашенный).
Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли
поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала
по шести!»
Учитель: Ложка стала героиней устного народного творчества. Ей посвящены
пословицы и поговорки.
Первый конкурс « Собери пословицу».
Каждая команда получит конверт, в котором пословицы и поговорки о ложке.
Каждая пословица написана одним цветом, вам необходимо правильно её собрать.

Учитель: Теперь проверим:
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Пришла ложка ко рту, да хлебать нечего.
23

Один горшок, а много ложек.
Ложка дёгтя - в бочке мёда.
Ложкой моря не вычерпаешь.
Красная ложка едоком, а лошадь ездоком.

Учитель: Молодцы, хорошо поработали! Запомните эти пословицы и поговорки,
и используйте их в своей речи.
Учитель: Ребята, а вы знаете приметы связанные с ложкой? (ответы детей).
Есть очень интересные народные приметы, связанные с ложкой.
А) Ложка забытая на столе - к гостю.
Б) Ложкой в край посуды стучать – к ссоре.
В) Две чайные ложки на одном блюдце – к свадьбе.

Учитель: Постарайтесь узнать у своих родственников ещё приметы связанные с
ложкой.
Конкурс « Поиграем».
Первый игрок в команде несёт яйцо в деревянной ложке, оставляет на столе и возвращается
в конец команды. Второй игрок бежит, забирает яйцо, отдаёт третьему игроку и т.д.

Учитель: Деревянная ложка – это не только прибор, с помощью которого мы
употребляем пищу, это ещё шумовой музыкальный инструмент.
Выступление детей - ложкарей из музыкальной школы.

Учитель: Аплодисменты ребятам!
Вы устали чуточку?
Отдохнём минуточку.
Если ложкарям ты друг
То вставай в наш дружный круг.
Учитель: Сейчас прозвучит русская народная мелодия в исполнении ансамбля
шумовых инструментов. Я вам буду показывать движения, а вы повторять за
мной.
Девочки взяли юбочки, мальчики руки в пояс.
Плечики вверх – вниз, вместе, вправо – влево повернулись,
Ножку на пяточку, с пятки – на носок, топ – топ – топ.

Учитель: Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что
открытого и дорого металла, отдалённо похожего на серебро. Позднее они стали
уделом дешёвого общепита. Теперь популярны и практичны ложки из
качественной и нержавеющей стали, с тщательно продуманным рисунком, иногда
с золотой отделкой некоторых частей.
Делали ложки из олова, золота и серебра. Есть ложки столовые,
десертные, чайные, кофейные.
Конкурс «Я знаю…»
Командам нужно по очереди назвать блюда, которые употребляются с помощью
ложки, любой – столовой, десертной, чайной. Например:
(Суп, борщ, щи, уха, мороженое, йогурт, чай, кофе, окрошка, соус, картошка…)
24

Учитель: А теперь послушайте частушки о том, как девочка Вера хотела удивить
свою маму и приготовить щи, которые хлебают ложкой.
Как-то раз решила Вера
Поперчила от души,
Свою маму удивить:
Соли не жалела…
Из картошки и капусты
Да, в готовке вкусных щей
Щи вкуснейшие сварить.
Вера преуспела!
Три морковки, пять картошек
И листики капустные…
Кто готов нас убедить,
Что щи будут невкусные?

Мы не будем говорить,
Что сказала мама.
Скажем только лишь одно:
Есть она не стала.

Лук, головку чеснока
Вера не забыла.
Их для вкуса в кожуре
В кастрюлю положила.

Чтобы в жизни всё уметь Надобно учиться.
Ну, а если не умеешь Нечего хвалиться.

На плите стоит кастрюля
И тихонечко пыхтит.
Что с кастрюлей происходит?
В ней вода давно кипит!
Учитель: А сейчас отгадайте загадки об овощах, из которых готовят пищу.
Под землёю птица гнездо свила, яиц нанесла. ( Картофель).
Я – красная девица, зелёная косица!
Собой горжусь, для всего гожусь!
И для сока, и для щей, для салатов и борщей,
В пироги и винегрет, и … зайчишкам на обед. ( Морковь).
Я кругла и крепка, тёмно – красные бока,
Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет. ( Свекла).
Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. ( Капуста).
Говорят, я горький, говорят, я сладкий,
Стрелочкой зелёной я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким – будете здоровы. (Лук).
Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней – красные детки. (Помидор).
Учитель: Ложка была верным другом солдату во время войны. Бойцы носили
ложку за голенищем. С нею был боец не разлучен в пути и в бою. С большим
25

уважением относились солдаты к ложке. Они считали, что лучше и нужнее вещи
нет.
Конкурс « Не разливай».
Взяв товарища за руку, свободными руками вместе берёте ложку, набираете из
ёмкости воды, и аккуратно несёте воду. Обратно держась за руки, отдаёте
второй паре товарищей ложку.

Конкурс «Меткий стрелок».
Чайной ложкой вы толкаете шарик. Кто дальше толкнёт шарик.

Учитель: В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом поразному.
Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу
руками. И сейчас во многих странах не пользуются ложками. К примеру, в Японии
и Китае пользуются китайскими палочками.
В Индии всё едят руками, которые после еды обмывают в специальных
мисочках, расставленных на столе.
В Африке пользуются ложкой, но весьма своеобразно. Они зачерпывают
пищу ложкой, затем переливают в пригоршню левой руки и едят с ладони.
В Южной Африке вместо ложки - лепёшки - тортильяс, которые
сворачивали кульком, а после обеда съедали.
Учитель: Мы сегодня много нового и интересного узнали о привычном
для нас предмете - ЛОЖКЕ. А теперь проверим, чья команда была самая
внимательная.
Блиц- опрос.
Первая команда.
Почему ложкой можно назвать многоликой?
Кто первым изобрёл ложку?
Из какого металла изготавливали ложки?
Откуда пошло выражение «баклуши быть»?
Где находится в России музей ложки?
Вторая команда.
Какие названия деревянных ложек запомнили? ( Фигурная, загибка, бутырка,
носатая, межеумок).
Где носил ложку солдат? ( За голенищем).
Какие страны не используют ложку на обед? ( Индия, Китай, Япония, Африка).
Почему ложку можно назвать многоликой?
В каком веке на Руси изобрели ложку? (в 10 веке).
26

Подсчитываем баллы, называем команду победителей.
Учитель: Удальцы и умельцы сегодня молодцы!!!
Полюбуйтесь - просто диво,
Как всё чудно и красиво (вручение ложек ребятам, в память о мероприятии).
Нравятся вам ложки?
Славно мы повеселились,
Но всему есть свой черёд,
Нет веселья без застолья –
Чай с баранками вас ждёт!
В конце мероприятие чаепитие.

3.3. Календарно-тематическое планирование объединения «Ложкари»
№

1.

2.

3.

Название темы занятия

Вводное занятие.
Значение ударных
инструментов в
сохранении
народных традиций
Беседа о русских
народных
музыкальных
инструментах. Ложка
– как символ
самобытности
русской культуры и
традиций
Основные приемы
игры на деревянных
ложках

Колво
часо
в
1

Дата по расписанию
по плану

по факту

сентябрь

1

сентябрь

1

сентябрь

Форма
аттестации/
контроля
Входящий
контроль

27

Примечание
(корректировка)

4.

Основные приемы
игры на деревянных
ложках
Итого за месяц

5.

6.

7.

8.

Особенности
применения и
использования
ударных
инструментов:
спаренные ложки
Частушка в
сопровождении
спаренных
деревянных ложек
Частушка в
сопровождении
спаренных
деревянных ложек
Учебно тренировочные
занятия

Итого за месяц
9.
10
11.

12.

Учебно тренировочные
занятия
Учебно тренировочные
занятия
Итоговое занятие по
пройденным темам.
Практика. Концерт
Фольклорные
ансамбли.
Инструменты
русского народного
оркестра

Итого за месяц
13.
14.
15.
16.

Практическое
занятие. Русские
народные песни
Практическое
занятие. Русские
народные песни
Практическое
занятие. Русские
народные песни
Практическое
занятие. Русские
народные песни

Итого за месяц
Итого за I полугодие

1

сентябрь

4
1

октябрь

1

октябрь

1

октябрь

1

октябрь

4
1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

4
1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

Концерт

4
16
28

17.

18.
19.

20.

Практическое
занятие. Русские
народные песни
Практическое
занятие. Русские
народные песни
Итоговое занятие по
пройденным темам

1

январь

1

январь

1

январь

Основные
исполнительские
приёмы игры на
ложках в ансамбле.
Ансамбль,
синхронность
движений

1

январь

4
1

февраль

1

февраль

1

февраль

1

февраль

4
1

март

1

март

1

март

Итого за месяц
21.

22.

23.

24.

Ритмические игры,
сочетание между
собой различных
приемов игры на
спаренных
деревянных ложках
Ритмические игры,
сочетание между
собой различных
приемов игры на
спаренных
деревянных ложках
Танцевальные
движения во время
игры на спаренных
деревянных ложках
Танцевальные
движения во время
игры на спаренных
деревянных ложках

Итого за месяц
25.

26.

27.

Танцевальные
движения во время
игры на спаренных
деревянных ложках
Итоговое занятие по
пройденным темам
Самостоятельное
пение и
сопровождение
игрой на спаренных
ложках

Промежуточны
й контроль.
Тестирование

Творческое
выступление

29

28.

Самостоятельное
пение и
сопровождение
игрой на спаренных
ложках
Итого за месяц

29.
30.
31.

32

Танец в процессе
игры на спаренных
деревянных ложках
Танец в процессе
игры на спаренных
деревянных ложках
Танец в процессе
игры на спаренных
деревянных ложках
Танец в процессе
игры на спаренных
деревянных ложках

Итого за месяц

34.

35

36

Практика.
Подготовка к
концерту «Мы для
вас сейчас сыграем»
Практика.
Подготовка к
концерту «Мы для
вас сейчас сыграем
Практика.
Подготовка к
концерту «Мы для
вас сейчас сыграем».
Итоговое занятие

Итого за месяц
Итого за 2 полугодие
Итого за год

март

4
1

апрель

1

апрель

1

апрель

1

апрель

4
1

май

1

май

1

май

Творческое
выступление

1

май

Итоговый
контроль.

Выставка
творческих
работ.

4
20
36

1 полугодие
сентябрь

Кол- КолМесяц
вочасо воучебныхне
вв
дель
недел
ю(гр.)

33.

1

1

4

2

3

2 полугодие
октябрь

4

5

4

6

7

ноябрь

8

9

4

1
0

декабрь

1
1

1
2

1
3

4

1
4

1
5

январь

1
6

1
7

1
8

4

февраль

1
9

2
0

2
1

4

30

2
2

2
3

март

2
4

2
5

4

2
6

апрель

2
7

2
8

2
9

4

3
0

май

3
1

3
2

3
3

4

3
4

3
5

3
6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итоговый контроль. Тест

Входной контроль. Тест

1

Промежуточный контроль..Тест

Колвочасовв
месяц(гр.)
Аттестация/формыконтроля

1

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов

3.4. Лист корректировки дополнительной общеразвивающей программы
«Ложкари»
№ п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения (подпись)

3.5. План воспитательной работы
Тематические мероприятия кружка
№
п/п
1

Название конкурса

Дата
проведения

Дата
по
факту

Организация проведения и
участия
мероприятий,
посвященных
Дню
народного единства

02-03.11.2023

31

Место
проведения
ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя

Ответственный

1

школа»
2

Организация проведения и
участия
мероприятий,
посвященных Дню памяти
святого Николая Чудотворца

19.12.2023

3

Организация проведения и
участия
мероприятий,
посвященных
Дню
воссоединения Крыма с
Россией

18.03.2023

4

Организация проведения и
участия
мероприятий,
посвященных Дню Победы

01-09.05.2023

ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Проведение тематических мероприятий, акций
№
п/п

Название
мероприятия

1

Дискуссия-беседа
«Дети
против
террора» ко Дню
солидарности
в
борьбе
с
терроризмом.
Беседа «День Флага
Республики Крым».

Правовое
направление

Сентябрь,
2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Патриотическое
направление

сентябрь,
2023

Беседа «Россия и
мы», посвященная
Дню народного
единства.
Викторина «Мы
разные – в этом
наше богатство, мы
вместе – в этом наша
сила!», посвященная
Международному
дню толерантности
Беседа ко Дню
Неизвестного

Гражданскопатриотическое
направление

ноябрь, 2023

Духовнонравственное
направление

ноябрь, 2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

2

3

4

5

Направление

Гражданскопатриотическое

Время
проведения

декабрь,
2023
32

Дата
по
факту

Место
проведения

МБОУ
«Митяевская

Ответствен
ный

6

7

8

9

10

11

12

Солдата и Дню
Героев Отечества.
Беседа «День
Конституции».

направление
Гражданскопатриотическое
направление

декабрь,
2023

Беседа
«Международный
день памяти жертв
Холокоста», «День
снятия блокады
города Ленинграда».
Беседы «День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами
Отечества», «День
защитника
Отечества».
Беседа ко Дню
воссоединения
Крыма с Россией.

Гражданскопатриотическое
направление

январь, 2023

Гражданскопатриотическое
направление

февраль,
2023

Гражданскопатриотическое
направление

март, 2023

Беседа, посвященная
60-летию со дня
первого полета
человека в Космос.
Беседа «День
Победы советского
народа в Великой
Отечественной
войне 1941-1945 гг.»
Беседа, посвященная
Дню России.

Гражданскопатриотическое
направление

апрель, 2023

Гражданскопатриотическое
направление

май, 2023

Гражданскопатриотическое
направление

июнь, 2023

33

средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

34

35

36


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».