Хор

1

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
настоящее
время
основой
разработки
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая
нормативно-правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
2

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года
в Республике Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;

Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки
РФ
от
29.03.2016
г.
№
ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
3

«О направлении методических рекомендаций»;

Устав
Муниципальноого
бюджетного
общеобразоватеельного
учреждения «Митяевская средняя школа».
Дополнительная общеобразовательная программа «Хор», разработанная
педагогом дополнительного образования Корж В.В. является общеразвивающей и
имеет художественную направленность.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями 2021
года) и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими
деятельность учреждений дополнительного образования.
Данная программа отличается от существующих программ тем, что в
ограниченный временной срок она позволяет максимально погрузить ребенка в
современный мир музыки, направлена на стимулирование творческой
деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и
ансамблевое исполнение – это одна из самых эффективных форм музыкального
развития детей.
Новизна программы в том, что она разработана для детей
общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и
грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные
стартовые способности. Новизна Программы в том, то в ней представлена
структура последовательного педагогического воздействия на формирование
певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства,
развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского
мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь
через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и
навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана эта Программа.
Характерные черты и отличительные особенности программы:
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию разных
видов деятельности, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе,
без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,
что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
4

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
Программа
учитывает
особенности
психофизического
развития
ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития,
предусматривает практическое усвоение комплекса репертуарного
материала,
необходимого в будущей вокальной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
ребенку довольно непросто освоить процесс коллективного певческого
исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления
ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в
художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что личнозначимым продуктом деятельности для ребенка 7-10 лет становится только то, во
что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение,
реализовал способности. В этой связи я разделяю точку зрения академика Б.В.
Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий
коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному,
более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой
возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма
художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает
важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства.
Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных
звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует
нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания
и умения в этой области искусства.
Программа адресована: детям от 10 до 11 лет. Принимаются все желающие
дети, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья, независимо от уровня
развития, подготовки и способностей на начальном этапе. Программный материал
соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся. Вариативность
заданий позволяет индивидуально подходить к каждому ребенку. Количество
учащихся в учебной группе до 20 человек.
Уровень программы, объём, сроки реализации: уровень программы –
стартовый. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов по
программе – 36.
Форма обучения: форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса:
основной формой работы является музыкальное занятие, которое
предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку. Важной формой самовыражения детей
является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Занятия проводятся с обязательными перерывами, во время которых помещение
5

проветривается, проводится гимнастика для глаз, физкультминутки и разминки в
игровой форме.
Виды занятий:
музыкальные занятия;
занятия – концерт;
репетиции;
творческие отчеты.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс
задачами которого являются:
создание дружного коллектива;
взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости
от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить
изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми
заданиями.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю – 1 академический час.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и
нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством
вовлечения их в певческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного
края.
Метапредметные:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.
1.3.Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Воспитательная работа в рамках программы «Хоровое пение» направлена
6

на: развитие творческих способностей, вокально-хоровых навыков и нравственного
становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в
певческую деятельность, формирование знаний во многих областях музыкального
искусства; воспитание
эстетического вкуса и исполнительской культуры,
предоставления возможности самовыражения и самореализации.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
щкольных мероприятиях, творческих концертах, мастер-классах, в конкурсных
программах различного уровня.
В результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к музыкальным
занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах).
1.4 Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Темы

1

3

Вводное занятие.
Инструктаж
Знакомство с основными
вокально-хоровыми
навыками пения
Охрана голоса

4

Количество часов

Всего

Форма аттестации/контроля

1

Беседа. Входящий контроль

2

Беседа

2

2

Индив.занятия

Певческая установка

2

2

Практический

5

Дыхание.

2

2

Упражнение на дыхание

6

Дикция и артикуляция

2

2

Работа со скороговорками

7

Ансамбль. Унисон

1

1

Работа над интонацией

8

3

3

Работа над интонацией

2

Игры на раскрепощение
Промежуточный контроль

10

Ансамбль. Элементы
двухголосья
Музыкальноисполнительская работа
Ритм

1

1

Ритмический рисунок

11

Сцендвижения

2

2

Игры на раскрепощение

12

Работа над репертуаром

6

6

Тексты с фразировкой

13
14

Репетиционная работа
Концертная деятельность

6
3

6

Разбор ошибок

3

Культура поведения

15

Итоговые занятия,
творческие отчеты
Итого

1

1

Итоговый контроль – тестирование.

2

9

теория
1

практика

2

2

3

33

36

Содержание программы
1.

Вводное занятие - 1час (теория). Знакомство с основными разделами и
темами программы, режимом работы коллектива, инструктаж по правилам
7

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор
репертуара.
Знакомство с основными вокально - хоровыми навыками пения. Общее
понятие о культуре певческого мастерства – 2 часа (теория) История
певческой культуры. Знакомство с музыкальными жанрами. Прослушивание
произведений различных жанров. Ознакомление с основами вокального
искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение
голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие.
Процесс звукообразования и звуковедения. Беседа о правильной постановке
голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с
упражнениями. Формирование культуры исполнительского мастерства.
Ознакомление с терминами вокального искусства.
Охрана голоса – 2 часа (практика). Проведение гимнастики голоса по
фонопедическому методу В.В.Емельянова. Упражнения на развитие вокальной
техники. Постановка голоса.
Певческая установка. Пение специальных упражнений для развития слуха
и голоса – 2 часа (практика) Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука. Упражнения на развитие вокальной техники.
Диапазон голоса певца. Развитие диапазона за счет упражнений. Кантилена.
Формирование правильных навыков дыхания- 2 часа (практика).
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.
Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания,
взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Упражнения на дыхание.
Певческая позиция.
Дикция и артикуляция - 2 часа (практика). Формирование правильного
певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого
аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по
системе В.В. Емельянова. Вокальная речь. Развитие культуры вокальной речи.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Певческая позиция.
Ансамбль. Унисон - 1 час (практика). Воспитание навыков пения в ансамбле,
работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое,
динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.
Использование, а капелла
Ансамбль. Элементы двухголосия - 3 часа (практика). Понятие единства
музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого
звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение
каноном Понятие о тоне и полутоне. Понятие о знаках альтерации. Развитие
чувства лада. Мажор. Минор.
Музыкально – исполнительская работа - 2 часа (практика). Понятие о
форме построения песни. Многообразие музыкальных форм. Основные
принципы построения музыкальной формы. Простые формы: одночастная
форма, двухчастная форма, куплетная форма. Развитие навыков уверенного
пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием
8

10.
11.

12.

13.

14.

15.

форсированного звука в режиме «громко». Обработка динамических оттенков
в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на
сохранение певческого тона Уверенное исполнение песни с помощью
сценического движения.Подбор движений к разучиваемому произведению
Ритм - 1 час (практика). Размер. Размер 2/4,4/4. Размер 3/4,6/8.
Сцендвижения - 2 часа (практика). Воспитание самовыражения через
движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и
сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности.
Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Уверенное исполнение
песни с помощью сценического движения. Подбор движений к разучиваемому
произведению. Просмотр видеозаписей детских выступлений.
Работа над репертуаром – 6 часов (практика). Соединение музыкального
материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара.
Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой,
нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Разучивание
репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и
технически сложных мест.
Репетиционная работа- 6 часов (практика). Работа над репертуаром,
выучивание литературных текстов и технически сложных мест.
Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
Подготовка концертных номеров. Умение применять свое исполнительское
мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных
моментов.
Концертная деятельность - 3 часа (практика). Работа с воспитанниками по
культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на
сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение
удачных моментов. Формирование культуры исполнительской деятельности
учащихся. Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью
сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению.
Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров.
Концертные выступления.
Итоговые занятия. Творческие отчёты. Концерты для родителей - 1 час
(практика).

1.5 Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знать особенности музыкального языка;
- уметь исполнять вокальные произведения разных жанров хором и
индивидуально;
- применять свои творческие способности на деле; уметь воплощать
музыкальные образы при исполнении;
Личностныерезультаты:
9

- к концу обучения учащиеся должны владеть навыками сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, способами индивидуальной и совместной
деятельности;
- уважительно относиться к культуре и музыкальному искусству.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
- уметь анализировать собственную учебную
вносить необходимые
коррективы для достижения запланированных результатов;
- уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; уметь устанавливать причинно-следственные связи; размышлять,
рассуждать и делать выводы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями,
умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для
детей данного возраста работ имеющих практическую значимость. Должен
обладать
общенаучными
знаниями,
физиологическими,
психическими,
педагогическими и методическими. Расширять свои знания и умения,
анализировать педагогический опыт.
Уметь создавать проблемные ситуации и задачи
для развития
познавательных процессов, создавать условия для развития индивидуальных
особенностей, осуществлять в этих целях индивидуальный подход к учащимся.
Планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления
имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований
и т.д.
2.1.Календарный учебный график (См. Приложение 1)
Год

Дата начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

Количество
учебных часов

Режим занятий

1

01.09.2023

30.05.2024

36

36

1 академический
час в неделю

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное количество
стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для
учебных пособий, наглядный материал - нотный материал, видео - и аудио
пособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ),
10

фонограммы, музыкальный центр, фортепиано, компьютер, записи фонограмм в
режимах «+» и «-».
Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе должен иметь высшее или
среднее
профессиональное
педагогическое
образование,
владеть
коммуникативными навыками, навыками художественной деятельности.
Преподаватели раз в 5 лет проходят курсы повышения квалификации. Ведут
активную творческую деятельность.
Информационное обеспечение:
www.art-education.ru/electronic-journal/hor-kak-instrument-esteticheskogo-razvitiyalichnosti-na-uroke-muzyki-v-shkole
https://shkolamuzikant.ru/raspevka-v-shkolnom-xore/
https://shkolamuzikant.ru/dvuxgolosie-v-shkolnom-xore-obshhie-momenty/
https://infourok.ru/prezentaciya-chto-takoe-hor-5705775.html
https://infourok.ru/krossvord-zagadka-russkie-narodnye-instrumenty-5705367.html
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Хоровой коллектив объединяет обучающихся разного возраста, которые
делятся на две группы, по 12 человек в каждой.
первая (2, 3 классы);
вторая (4 классы).
Исходя из задач коллектива, занятия проводятся следующим образом:
первая группа – 1 раза в неделю по 1 часу;
вторая группа – 1 раза в неделю по 1 часу.
Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса),
мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).
учебное занятие;
контрольный урок;
музыкальные спектакли;
отчетный концерт;
участие в конкурсах, фестивалях;
посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Каждое занятие является комплексным, так как оно включает в себя
различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкальноритмические движения).
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной
программы:
высокий
уровень
мотивации
кружковцев
к
вокально-хоровому
исполнительству;профессиональное самоопределение одаренных детей в области
музыкально-хорового образования;творческая самореализация воспитанников,
участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях,
концертно-массовых мероприятиях.
Каждое занятие строится по схеме:
11

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
распевание;пение вокализов;
работа над произведениями; анализ занятия.
Принципы и формы обучении
доступности содержательного материала в соответствии с возрастными
особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой
ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
последовательности и систематичности изложения;
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов
деятельности; единства художественного и технического развития учащихся,
оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм
организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный
коллектив.
В кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное
количество стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы
для учебных пособий, наглядный материал - нотный материал, видео и аудио
пособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ),
фонограммы, музыкальный центр, фортепиано, компьютер, записи фонограмм в
режимах «+» и «-»;
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное,
социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников
обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные
ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается
художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное
мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в
художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося,
формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и
через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения
осуществляется познание и самопознание.
Печатный раздаточный материал.
- Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., ШершуновА., М.: Изд.
«Современная музыка», 2002.
- Сборники песен В.Шаинского, Ген. Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского,
Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса.
«Молодежная
эстрада»,
«Молодежный
меридиан»
журналы
«Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
- «100 великих композиторов» М.,1999. А.Кленов «Там, где музыка живет»
М.,1986
12

- «Хоры русских композиторов». Москва, 1958.
- Сборник хоровых произведений. Просвещение, 1964.
- «Дружба». Песни и хоры. Сов. композитор, 1976.
Глиэр.Р. Хоры.
Музыка, 1983.
- Репертуар школьных хоров. В 33, Сов. композитор, 1973.
- Хрестоматия р.н.п. Вып. 2. Москва, 1962. «Вместе весело шагать». Хоры.
Сов. композитор, 1981. Веселые уроки «Радионяни». Вып. 1. Москва, 1987.
- «Ты откуда музыка?» Песни для детей. Л. Дубравин.
Л. Марченко Детские песни. Вып. 1,2. Феникс, 1999.
- «Пойте малыши!» Песни для детей. Москва, 1979.
- Школа хорового пения. Вып. 1. Москва, 1966.
- Л. Лядова. «Почемучка». Москва, 2000.
- Б.Асафьев. О хоровом искусстве. Л., 1980.
- В.Попов, Л.Тихеева. Школа хорового пения. Вып. 1. М., 1986.
- видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и
зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них,
выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Для качественного развития творческой деятельности юных любителей пения
программой предусмотрено:
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми
обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий
компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду
с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых
первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы,
концерты, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто
практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической беседе, завершается занятие хоровым пением и обсуждением
результат.
Система показателей эффективности реализации программы
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
высокий
уровень
мотивации
учащихся
к
вокально-хоровому
исполнительству;
творческая
самореализация
учащихся,
участие
вокально-хоровых
коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно - массовых
мероприятиях.
13

В процессе реализации дополнительной образовательной программы
используются следующие методы:
два
основных
метода
контроля
успеваемости
- формирующий
и констатирующий.
Формы формирующего контроля:
оценка за работу в классе;
текущая сдача партий.
Формы констатирующего контроля:
контрольная проверка знаний хоровых партий;
контрольное исполнение в конце каждой четверти;
оценка выступлений на публичных концертах.
Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее
выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего,
анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания,
всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
Педагогические технологии:
Развивающее и проблемное обучение способствует формированию
умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать
информацию в ходе решения проблемных ситуаций. Информационнокоммуникационные технологии предполагают обучение навыкам поиска
информации в интернет-источниках (поисковых системах, сайтах и т.п.),
использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение
повышает наглядность и информативность обучения, способствует
формированию у учащихся информационной культуры, расширению
кругозора, обогащению содержания образования.
Элементы тестового контроля используются для закрепления и
диагностики знаний, подготовки к участию в концертах и конкурсах.
Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие
природных
способностей
учащихся.
Способствует
повышению
познавательной активности, формированию мотивации к самостоятельной и
коллективной деятельности, уверенности в себе и адекватной самооценки.
Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим
занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности
учащихся, с учётом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных
и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе
занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также
соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и
укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения
правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального
напряжения.

14

2.3 Формы аттестации:
Способы определения уровня освоения программы:
индивидуальный опрос;
открытое занятие;
зачет;
учебный концерт
Форма
фиксации
результатов
реализации
дополнительной
образовательной программы:
• ежегодный концерт детского творческого объединения «Мир чудес» в
образовательном учреждении;
• видеоролик «Музыкальная шкатулка» детского творческого объединения (видеои фотоматериалы);
• копилка детских видеоработ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений объединения (грамоты, дипломы,
сертификаты и др.);
• отзывы обучающихся объединения о концертах в которых они принимали участие
или посетили.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как
дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов
практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее
объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет
обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

15

2.4 Список литературы
Алиев Ю.Б «Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
Добровольская Н.Н. Распевание в школьном хоре. - М.: Музыка,2007.
Дмитриев Л.Б.Основы вокальной педагогики. - М.: Музыка, 2007
Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. Москва 1998
Кукушкин ВС «Музыка, архитектура и изобразительное искусство»М.2005.
«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
Мануйлова М.Н. «Музыкальный календарь» Ейск. 2005
Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 2009
Пигров К.К. Руководство хором. - М.: Музыка, 2007.
Шорин И.П. Развитие, воспитание и охрана певческого голоса.
Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Москва 2001
Список литературы, рекомендованной для детей и родителей.
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России. — Т., 2003.
6. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение»,
1987
7.Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
8.Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
9.Далецкий О. Н. «О пении»,2010
10. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»,2013
11.Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», 2013
12.Усова И.М. «Старшая группа детского хора», 2000
13. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011

16

3. Приложения
3.1 Оценочные материалы.
Критерии констатирующего контроля ЗУН.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5
(«отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях,
разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на
занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4
(«хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей
хоровой программы при недостаточной проработке трудных
технических фрагментов (вокально-интонационная неточность),
участие в концертах хора

3
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных
(«удовлетворител причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых
ьно»)
партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном
отчетном концерте хора в случае пересдачи партий;
2
пропуски хоровых занятий без уважительных причин,
(«неудовлетворит неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей
ельно»)
программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет»
(без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном
этапе
обучения,
соответствующий
программным
требованиям.
В начале учебного года проводится стартовая диагностика ЗУН учащихся, которая
проходит в форме зачёта – проверки вокальных данных и уровня владения вокально-хоровыми
навыками.
При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс
приобретения знаний, умений, навыков в хоре предусматривает коллективное исполнительство
как основную форму учебной деятельности. Итоговая аттестация проводится в конце учебного
года в форме хорового концерта. Необходимо участие в концерте всех выпускников. При
прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-хоровые
навыки именно в процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе
выступления хора присутствовали произведения различных музыкальных направлений. Данный
вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5 «Отлично»
1. Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.
2.
Высокий
технический
уровень
владения
вокально-хоровыми
навыками
для
воссоздания
художественного
образа
и
стиля
исполнения
сочинений
разных
форм
и
жанров
зарубежных
и
отечественных
композиторов.
3. Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту.
17

При проведении итоговой аттестации по хоровому пению также необходимо учитывать:
отличное знание выпускника текущего материала, активное участие в концертах, посещение
репетиционных занятий и концертных выступлений.
4 «Хорошо»
1.Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются
невыразительно.
2. Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах
технически ровное звучание.
3 «Удовлетворительно»
1. Безразличное пение концертной программы.
2. Невнимательное отношение к дирижерскому показу.
3. Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.
2 «Неудовлетворительно»
1. Неявка на экзамен по неуважительной причине.
2.Плохое знание своей партии в исполняемой программе.
3.2.МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация, упражнение, практический,
обучающий контроль ,познавательная игра
КОНСПЕКТ УРОКА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СКАЗОЧНИК»
Цели и задачи урока:
- закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», продолжить
знакомство с композитором Римским-Корсаковым как «музыкальным сказочником»;
- выявить возможности эмоционального воздействия музыки на человека;
- познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации
использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «музыкальная
живопись», «музыкальная сказка»;
- развивать познавательные и мыслительные навыки, уметь слушать и вступать в диалог,
участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить
продуктивное взаимодействие;
- продолжать развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их
эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: видеопроектор, экран, мультимедийная презентация, компьютер.
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ) ЧАСТЬ
1. Организационный момент
1) Музыкальное приветствие
- Здравствуйте! (до-ми-соль)
- Здравствуйте! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).
- Здравствуйте! (соль-ми-до)
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)
- Здравствуйте, учитель! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).
18

- Здравствуйте, ребята! (соль-фа-ми-ре-до-до)
- Здравствуйте, учитель!
- Прозвенел звонок.
- Начался урок!
2) Мотивация
- Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный.
Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны,
Чудес и песен в сказке – до небес!
Вы представляете, как стало бы скучно,
Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес.
Музыкально-ритмическая игра «Чудесная шкатулка»:
Шкатулка - это стукалка
Для всяких разных штук.
И если потрясти ее,
Услышишь: тук-тук-тук...
Припев: Тук-тук-тук…
Так-так-так…
Стук-стук-стук…
Бряк-бряк-бряк…
А может быть, там гномики
Живут давным-давно,
И рубят гномы-плотники
В шкатулочке окно?
Припев.
А вдруг волшебный замок там,
И танцы при свечах,
И кавалеры с дамами
Подметками стучат.
Припев.
А может быть, и сами мы
В шкатулочке сидим
И на большой волшебный мир
Сквозь щелочку глядим.
Припев.
2. Актуализация опорных знаний
- Где играют дружно и поют умело,
Там и сказке можно появиться смело.
Угадайте, ребята, из каких уже знакомых вам музыкальных сказок прозвучат сейчас фрагменты.
Назовите автора музыки и скажите, что ещё объединяет эти музыкальные фрагменты, что между
ними общего?
Игра «Угадай мелодию»:
1) «Тридцать три богатыря» (Образ моря) из симфонической картины «Три чуда» из оперы
«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
2) Образ моря из вступления ко II действию этой же оперы
19

3) Вступление к опере «Садко» («Океан — море синее»)
Ответы учащихся: Во всех музыкальных фрагментах представлен образ моря. Эти образы
запечатлел в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
- Назовите, по каким характерным интонациям главных тем этих музыкальных фрагментов вы
смогли определить образ моря, ведь композитор создал разные по характеру и настроению
образы.
Ответы учащихся.
- А как вы думаете, какие функции выполняют эти интонации - выразительнуюили
изобразительную?
- И одну, и другую.
3. Целеполагание
- Римский-Корсаков говорил: «В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские».
И поэтому его назвали «музыкальным сказочником». Но не только русские сказки встречаются в
творчестве композитора. Восточная тематика также занимает большое место в музыке РимскогоКорсакова.
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым произведением Римского-Корсакова симфонической сюитой «Шехеразада», написанной по мотивам арабских сказок «1000 и 1 ночь».
Сюита «Шехеразада» принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки,
посвященных теме Востока. Мы познакомимся с её героями: сказочницей Шехеразадой и
грозным султаном Шахриаром, сравним образы этих героев и выявим черты, которые их
отличают. Узнаем также значение выражений (словосочетаний) «симфоническая сюита» и
«программная музыка».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сюита(с франц. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая
из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.
Понятие программная музыка означает ту музыку, в основе которой лежит определенный сюжет,
программа.
Композитор приложил к партитуре следующую программу:
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую
из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела
занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый
любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое
намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен,
вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:
I. Море и Синдбадов корабль;
II. Фантастический рассказ Календера-царевича;
III. Царевич и царевна;
IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.
В последствии названия были уничтожены автором из-за «нежелательного... искания слишком
определенной программы...».
И это неудивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее
удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя.
«Русский Восток»
20

1) Слушание Вступления к симфонической сюите «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.
Музыкальный анализ.
- Что вы услышали в сюите? Какой характер произведения? Какие образы передаёт музыка?
- Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи,
таинственность.
- Сначала музыка зазвучала сурово, требовательно, величественно. Мелодия звучала в низком
регистре и передавала образ грозного султана. Затем зазвучала другая тема – нежная,
завораживающая, пленительная, «сладкая», восточная, экзотичная.
- На протяжении всей части обе темы иногда будто переплетаются. Но всё же преобладает,
главенствует 2-я тема – тема восточной сказочницы, рассказывающей султану захватывающую
сказочную историю.
- Правильно, ребята. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Словно тяжелая поступь,
мощно играют струнные и духовые инструменты в низкомрегистре.Энергичные ритмыпридают
теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.
Образ же Шехеразады отличается мягкостью, женственностью. Римский-Корсаков достигает
этого благодаря высокому регистру, тембрусолирующей скрипки, преобладанию плавных
интонаций,ритмической ровностиузорчатой мелодики. Усиливает сказочный характер и
сочетание тембров таких инструментов, как арфа(аккомпанемент) искрипка (основная мелодия).
Две эти темы составляют вступительный раздел сюиты.
Основной раздел первой части сюиты — одной из сказок Шехеразады — построен на
видоизмененных мелодиях вступления. Основным принципом изложения музыкальной мысли в
этой части является принцип вариационного развития.
Вспомните, скажите, какая музыкальная форма называется вариациями?
Ответы учащихся.
Верно, ребята, вариационная форма (вариации), тема с вариациями — музыкальная форма,
состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений (вариаций).
2) Повторное прослушивание Вступления.
- Музыка Вступления очень живописна. Прослушайте этот фрагмент ещё раз и попытайтесь
услышать, как с помощью музыкальных тем композитор изображает разные состояния моря, по
которому плывет корабль Синдбада: то спокойного, безмятежного, то бурного и взволнованного.
Отмечайте во время звучания му¬зыки поднятием руки появление знакомых музыкальных темобразов.
3) Ассоциации
- Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» и подумайте над вопросом:
какой, по вашему мнению, эпизод первой части сюиты «Шехеразада» созвучен этой
иллюстрации?
На этот вопрос четвероклассники могут дать разные, неоднозначные ответы.
- Ваши ответы разные. Но это хорошо и правильно, так как в нашем сознании слушателей могут,
конечно, возникать различные зрительные образы и разные художественные ассоциации.
4) Вторая жизнь симфонической сюиты «Шехеразады»
- Известный русский балетмейстер Сергей Фокин в начале прошлого, XX в., осуществил
хореографическую постановку этой сюиты. Зрелищность и живописность музыки «Шехеразады»,
соединившись с выразительной пластикой танцевальных движений, рельефным рисунком танца,
оригинальными костюмами словно дали вторую жизнь этому сочинению. Недавно в Санкт21

Петербургском Мариинском государственном театре оперы и балета эта постановка
возобновлена и пользуется заслуженной любовью зрителей.
Просмотр видеофрагмента «Адажио» из балета «Шехеразада» (Хореография С. Фокина).
Адажио - в музыке означает: медленный темп; музыкальная пьеса (либо её часть), исполненная в
медленном темпе; в балете - дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио –
это широкие, распевные и романтические мелодии.
Сказочная тематика песен
- Кроме Римского-Корсакова, многие композиторы обращались к сказке. И сегодня, чтобы
продлить наше эмоциональное состояние от встречи со сказкой, мы вспомним на этом уроке
песни на сказочную тематику.
Вокально-хоровая работа над песнями:
1) «Сказка по лесу идет» С. Никитина, слова Ю. Мориц
2) «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина, слова М. Пляцковского
II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
4. Итог урока
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Композитор Римский-Корсаков – «музыкальный сказочник». Познакомились с симфонической
сюитой «Шехеразада».
- Узнали значение понятий «сюита», «программная музыка».
- Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но в ней прочтёшь ты между строк,
Что в жизнь уверенно войдёшь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чём,
Поймёшь, проснувшись на рассвете!
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности учащихся,
расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам деятельности.
Задачи:
Развитие слухового восприятия при исполнении песен, слушание музыки.
Актуализация знаний учащихся о музыкальных терминах.
Развитие концентрации и устойчивости внимания при выполнении заданий.
Коррекция двигательных недостатков учащихся, совершенствование координации
движений и свободного перемещения в пространстве.
5. Развитие творческого воображения учащихся.
1.
2.
3.
4.

Оборудование: ноты с заданиями, детские музыкальные инструменты: маракасы, бубен,
погремушки; музыкальный центр, фонограммы песен и музыкальное сопровождение, баян,
призы.
22

Ход занятия.
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Мы собрались здесь на праздник, посвященный музыке.
Музыка – один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии она является
образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с
колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре.
С утра до позднего вечера мы слушаем музыку: делаем под музыку зарядку, поем на уроках
музыки. Сегодняшний день мы тоже посвящаем музыке – царице всех искусств.
Мне помогут провести наше занятие семь ноток.
Выходят нотки (7 человек)
1. Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из
инициаторов учреждения Международного дня музыки был Дмитрий Шостакович, композиторклассик 20 века.
2. Отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших
артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в
сокровищницу мировой культуры.
3. Международный день музыки стали отмечать в XX веке. Но с музыкой человечество знакомо с
давних времен.
В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен.
4. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим
той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.
5. Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке.
6. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена
всегда с благодарностью будут произносить потомки.
7. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.
Ведущий: Международный день музыки каждый год отмечается во всем мире 1 октября. Наша
страна не стала исключением, отмечается этот праздник и в России.
Этот день празднуют не только композиторы, музыканты, в общем, все те, кто
профессионально связал свою жизнь с музыкальным искусством, но и все мы, кто просто любит
музыку и жизни без нее не представляет.
У каждого своя любимая музыка, которая заставляет плакать и радоваться, позволяет
задуматься о смысле жизни и бытия. Музыка - вообще - сильнейший инструмент воздействия на
психику человека. Музыкой нужно наслаждаться, ее нужно слушать и понимать, тогда и жить
станет проще, и люди станут добрее.
Ведущий:
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки – семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!
Семь всего лишь нот на свете.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Ты запомни эти ноты, иль в тетрадку запиши.
Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых.
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.
23

Звучит песня «Чтоб выучиться пению» З. Петровой
Ведущий:
Ребята, перед вами ноты – семь нот и семь заданий.
Выполним все задания, подружимся с нотами.
Ноту первую снимаю и заданье объявляю: «Ребусы здесь на экране, разгадать должны вы сами!»
Ведущий:
Вторую ноту я снимаю и заданье объявляю: «Вот музыкальные загадки, отгадайте их,
ребятки!»
1.Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий. (балалайка)
2. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня…..? (рояль)
3. Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)
4. Молодежь из разных стран лихо пляшет под …(баян)
5. Удовольствие для Васи –
Поиграть на контрабасе,
А для Сани и для Вани
Постучать на … (барабане)
6. Мы очень удивляемся
И очень восхищаемся,
Когда малыш Филлипка
Играет нам на … (скрипке)
7. Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)
8. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (гармонь)
9. От гармони
Он родился,
С пианино
Подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь? (аккордеон)
24

10. Голова об шапку — бом!
И на всю округу — гром! (колокол)
11.Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.. (Дудочка)
12. Приложил к губам я трубку —
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ... (свирель)
Ведущий:
Третья нота перед вами,
Угадайте мелодию сами.
Игра "Угадай мелодию".
Ведущий:
Четвертую ноту открываем
И заданье выполняем.
Мы инструменты в руки возьмем,
Да играть сейчас начнем.
Ну, а вы не отставайте,
Дружно в хоровод вставайте!»
Звучит русская народная песня «На горе-то калина»
Одна часть детей водит хоровод, другая – аккомпанирует на музыкальных инструментах.
Ведущий: Вот пятая нота, и ждет вас новая работа.
«Погремушка и бубен» – на слуховое внимание (на фоне музыки).
Под звуки погремушки дети легко бегают, прыгают.
На удар бубна – приседают.
Опоздавшие выбывают из игры.
Ведущий:
Перед вами нота шесть,
В ней новое заданье есть.
Игра «Угадай песню»
Ведущий:
Седьмая нота завершает нотный стан,
Пора исполнить дружно песню нам.
Звучит песня «Дружат дети всей земли» Д. Львова - Компанейца
Ведущий:
25

Мы выполнили все задания нот.
Семь нот, так много это или мало?
Это главные ноты в музыке!
И пусть добрая музыка всегда живет в ваших сердцах!
А я хочу завершить наш праздник словами русского композитора Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича:
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно
сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые,
неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
До новых встреч!
3.3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ «Хоровое
пение»
№

1.
2.

3.

5.
6.
7.

8.
9.
10.

11.

Название темы
занятия

Колво
часов

по плану

Вводное занятие.
Инструктаж.
Знакомство с
основными вокальнохоровыми навыками
пения
Работа над голосовыми
связками. Охрана
голоса
Итого за месяц
Беседа. Охрана голоса

1

сентябрь

2

сентябрь

1

сентябрь

Учить правильно
пользоваться
певческим аппаратом.
Работа над дыханием
по Агародному.
Дыхание.
Итого за месяц
Работа над дыханием
по Агародному.
Дыхание.
Упражнения на дикцию
и артикуляцию.
Дикция и артикуляция.
Ансамбль. Унисон.

Дата по расписанию

4
1

октябрь

2

октябрь

1

октябрь

4
1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

по факту

Форма
аттестации/
контроля
Входящий
контроль

26

Примечание
(корректировка)

12.
13.

13.

14.
15.

16.
17.

Итого за месяц
Пение в унисон и
двухголосье.
Ансамбль. Элементы
двухголосия.
Работа над песней:
«Зори России».
Итого за месяц
Итого за I полугодие
Музыкальноисполнительская
работа. «Зори России».
Ритм.
Учить поведению на
сцене (вход и выход).
Сцендвижения. Учить
поведению на сцене
(вход и выход)
Итого за месяц
Песня «В тёмном лесе».
Повторение песни «В
тёмном лесе».

4
1

декабрь

2

декабрь

1

декабрь

4
16
1

январь

1
1

январь
январь

1

январь

4
1
1

февраль
февраль

1

февраль

Песня «Школа».
Песня «Светит солнце». 1

18.
19.

20.
21.
22.

Итого за месяц
Песня « Село».
Песня «В тёмном лесе».
«Светит солнце».

Промежуточный
контроль

.

февраль
4
1
1

март
март

Унисон 1 голоса»:В
тёмном лесе».

1

март

Работа над дикцией и
дыхание в песне
«Школа».
Итого за месяц
Работа над песней
«Село».
Работа над песней
«Светит солнце».
Работа над
двухголосием в песне
«Село».
Повторение и
закрепление
выученных песен.

1

март

4
1

апрель

1

апрель

1

апрель

1

апрель

27

май

1

май

1

май

1

май

Итого за месяц
Итого за 2 полугодие
Итого за год

4
20
36

.

Итоговый
контроль –
тестирование.

1

2

3

4

4

1

5 6

7

4

1

1

1 1

ноябрь

8 9 1
0

декабрь

1
1

1
2

4

1

1 1 1

1
3

1
4

январь

1
5

1
6

4

1

1

1

1
7

1
8

февраль

1
9

2
0

4

1

1

1

Входной контроль. Тест

1

2 полугодие
октябрь

1

2
1

март

2 2
2 3

4

1

Промежуточный контроль..Тест

сентябрь

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов

28

1

1

1

2
4

2
5

2
6

апрель

2
7

2
8

4

1

1

1

2
9

3
0

май

3
1

3
2

4

1

1

1

1

3 3
3 4

3
5

3
6

1

1

4

1

1

1

1 1

Итоговый контроль. Тест

1 полугодие

КолКол- КолМесяц
вочасовв вочасо воучебныхне
месяц(гр.) вв
дель
недел
ю(гр.)

24.

4
1

Аттестация/формыконтроля

23.

Итого за месяц
Выступление на
школьном празднике.
Выступление на
школьном празднике.
Выступление на
школьном празднике.
Выступление перед
родителями.

3.4. Лист корректировки дополнительной общеразвивающей программы
«Хор»
№ п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения (подпись)

3.5. План воспитательной работы
Тематические мероприятия кружка
№
п/п

Название конкурса
проведения
и
мероприятий,
Дню народного

Дата
проведения

1

Организация
участия
посвященных
единства

2

Организация
проведения
и
участия
мероприятий,
посвященных
Дню
памяти
святого Николая Чудотворца

19.12.2023

3

Организация
проведения
и
участия
мероприятий,
посвященных Дню воссоединения
Крыма с Россией

18.03.2023

4

Организация
проведения
и
участия
мероприятий,
посвященных Дню Победы

01-09.05.2023

Дата
по
факту

Место
проведения

Ответственн
ый

ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
ДК
«Митяево»,
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

02-03.11.2023

Проведение тематических мероприятий, акций
№
п/п

Название
мероприятия

Направление

Время
проведения
29

Дата
по

Место
проведения

Ответственный

факту
1

2

3

4

5

6

7

8

Дискуссия-беседа
«Дети
против
террора» ко Дню
солидарности
в
борьбе
с
терроризмом.
Беседа «День
Флага Республики
Крым».

Правовое
направление

Сентябрь,
2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Патриотическое
направление

сентябрь,
2023

Беседа «Россия и
мы», посвященная
Дню народного
единства.
Викторина «Мы
разные – в этом
наше богатство,
мы вместе – в
этом наша сила!»,
посвященная
Международному
дню
толерантности
Беседа ко Дню
Неизвестного
Солдата и Дню
Героев Отечества.
Беседа «День
Конституции».

Гражданскопатриотическое
направление

ноябрь, 2023

Духовнонравственное
направление

ноябрь, 2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Беседа
«Международный
день памяти
жертв
Холокоста»,
«День снятия
блокады города
Ленинграда».
Беседы «День
памяти о
россиянах,
исполнявших
служебный долг
за пределами
Отечества»,
«День защитника
Отечества».

Гражданскопатриотическое
направление

декабрь,
2023

Гражданскопатриотическое
направление

декабрь,
2023

Гражданскопатриотическое
направление

январь, 2023

Гражданскопатриотическое
направление

февраль,
2023

30

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

9

Беседа ко Дню
воссоединения
Крыма с Россией.

Гражданскопатриотическое
направление

март, 2023

10

Беседа,
посвященная 60летию со дня
первого полета
человека в
Космос.
Беседа «День
Победы
советского народа
в Великой
Отечественной
войне 1941-1945
гг.»
Беседа,
посвященная Дню
России.

Гражданскопатриотическое
направление

апрель, 2023

Гражданскопатриотическое
направление

май, 2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Гражданскопатриотическое
направление

июнь, 2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

11

12

31

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

32

33


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».