Чудеса своими руками

1

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
настоящее
время
основой
разработки
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая
нормативно-правовая база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;

Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
2


Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года
в Республике Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;

Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
3

науки
РФ
от
29.03.2016
г.
№
ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;

Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;

Устав
Муниципальноого
бюджетного
общеобразоватеельного
учреждения «Митяевская средняя школа».
Дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса своими
руками»», разработанная педагогом
дополнительного
образования
Дьяконовой М.В. является общеразвивающей и имеет художественную
направленность.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с
изменениями 2021 года) и другими нормативно-правовыми документами,
регламентирующими
деятельность
учреждений
дополнительного
образования.
Данная программа отличается от существующих программ по
изобразительному искусству тем, что в ограниченный временной срок она
позволяет максимально погрузить ребенка в современный мир творчества с
актуальными инновационными тенденциями и направлениями развития
изобразительного и декоративно-прикладного творчества, что помогает
учащимся не утратить связь развития искусства от архаики до современных
передовых технологий и является одним из путей формирования и развития
национального самосознания подрастающего поколения.
Программа учитывает стремительное развитие рынка товаров для
творчества, появление новых материалов, инструментов, дизайнерских
технологий, доступных информационно-методических источников в
Интернете, позволяющих расширить границы возможностей при организации
занятий изобразительным и прикладным творчеством с детьми младшего и
среднего школьного возраста в системе дополнительного образования.
4

Актуальность программы: в процессе обучения по программе учащиеся
развивают свои способности, расширяют кругозор, осваивают новые технологии
работы в современных направлениях изобразительного и декоративно-прикладного
творчества. Опираясь на народные традиции и прослеживая изменения в
современном мире искусства, приобретают новые трудовые навыки и умения,
учатся работать с разными материалами: гуашь, акварель, маркеры, гелиевые
ручки, пастель, пластилин, и др.
Кроме того, программа:
• способствует развитию творческих способностей учащихся, развитию
творческого, ассоциативного, конструктивного, образного мышления;
• способствует использованию таких умственных операций как анализ и
синтез, сравнение и обобщение;
• темы занятий современного направления в искусстве перекликаются с
традициями в народном творчестве, что позволяет усваивать легче
пройденный материал;
• позволяет отвлечь детей от гаджетов, наполнить их досуг новым полезным
содержанием;
• прививает трудолюбие, аккуратность, бережливость, усидчивость и
самостоятельность при работе с материалами и инструментами;
• предлагается многообразие и частая смена видов творчества, вариативность
заданий, в том числе разной сложности. Предполагается подбор задания и
видов деятельности как индивидуально, так и для работы в коллективе;
• на каждом занятии детям предоставляется выбор содержания
изобразительных работ (2-3 варианта), композиций, подбора цвета или
способов изображения, что способствует развитию самостоятельности,
инициативы и творческих способностей;
• опирается на современные средства воспитания: сотрудничество,
мотивацию, контроль.
Новизна программы заключается в следующем:
• составлена в соответствии с современными требованиями к проектированию
дополнительных общеразвивающих программ;
• базируется на
основах
изобразительного
и
декоративноприкладного направлениях;
Характерные черты и особенности программы.
• содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую
деятельность учащихся: помимо изобразительного творчества дети занимаются
5

лепкой, в результате интерес к творчеству не угасает, ребенок избавляется от
ненужных переживаний из-за неудач;
• содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы
изобразительного обучения;
• программа позволяет гибко и вариативно подходить к процессу обучения,
учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные
способности, направленность интересов в зависимости от возраста ребенка;
• обучение по данной программе доступно для всех, не зависимо от исходного
уровня способностей ребенка.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она отвечает социальному запросу населения на творческий полезный досуг
для детей младшего и среднего возраста,
и развитие их творческих
способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного
творчества. У учащихся данного возраста вырабатывается определённая тяга к
изобразительному искусству. В этом возрасте детям интересно творчески
самореализовываться.
Программа адресована детям от 8 до 9 лет. Принимаются все желающие
дети, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья, независимо от
уровня развития, подготовки и способностей на начальном этапе.
Программный материал соответствует возрастным особенностям и интересам
учащихся. Вариативность заданий позволяет индивидуально подходить к
каждому ребенку. Количество учащихся в учебной группе до 20 человек.
Уровень программы, объём, сроки реализации: уровень программы –
стартовый. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов по
программе – 36.
Форма обучения: форма обучения очная. Язык обучения – русский.
Особенности организации образовательного процесса: занятия
проводятся с обязательными перерывами, во время которых помещение
проветривается, проводится гимнастика для глаз, физкультминутки и разминки
в игровой форме. В связи с тем, что занятия прикладным творчеством требуют
индивидуального подхода, группы комплектуются из расчёта 10 - 15 человек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания
новыми заданиями.
6

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю – 1 академический час.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие эстетического, нравственного начала в детях через
приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков по основам
изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
Ознакомить с основами изобразительного и декоративно-прикладного
искусства;
Познакомить с основами промыслов России;
Познакомить с современными направлениями изобразительного и декоративно прикладного искусства;
Научить работать с различными материалами и инструментами, помочь овладеть
основами современных технологий в изобразительном и декоративно-прикладном
творчестве, основам культуры труда.
Личностные:
Развитие у детей важнейшие сферы личности: самосознание, волю, мотивацию
к творчеству и самостоятельности;
Развитие творческого, ассоциативного, конструктивного, образного мышления
учащихся;
Развить у детей индивидуальные способности: фантазию, наблюдательность,
мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление,
концентрацию внимания.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование стремления к достижению поставленных целей, творческому росту,
самоопределению;
Формирование уважения к произведениям искусства;
Воспитание трудолюбия, чувства взаимопомощи, умения работать в коллективе;
Развитие у учащихся воли к победе и духа соперничества, при подготовке к
участию в выставках, конкурсах.
Метапредметные:
Развить у детей необходимые социально-трудовые, коммуникативные,
творческо - поисковые и иные навыки, требующиеся для социальной адаптации к
условиям изменяющейся действительности.
Воспитание чувства патриотизма и гордости за национальное творческое наследие
и уважение к произведениям искусства народных мастеров и художников.
Развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям действительности
Сформировать устойчивое стремление к соблюдению основ культуры труда
7

(аккуратности, бережливости, экономному отношению к материалам, бережному
отношению к труду своих товарищей, соблюдению правил личной гигиены и
техники безопасности).
1.3.Воспитательный
потенциал
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Воспитательная работа в рамках программы «Чудеса своими руками»
направлена на: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской
культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и
народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и
критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при
выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в
щкольных мероприятиях, благотворительных акциях, творческих выставках,
мастер-классах, в конкурсных программах различного уровня.
В результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим
занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах),
привлечение родителей к активному участию в работе объединения.
1.4.Содержание программы

№
п/
п
1
1
2

3
5

Тема раздела

Учебный план
Кол-во часов
практика

Вводное занятие

теория
1 час

Всего
1час

Тематическое
рисование
Рисование с
элементами
аппликации

15 часов

15 часов

11 часов

11 часов

Нетрадиционное
рисование
Итоговое занятие

8 часов

8 часов

1 час

1 час

8

Форма аттестации/
контроля
Беседа. Тестирование.
Входящий контроль
Индивидуальны е
творческие задания
Индивидуальные
творческие задания
Промежуточный
контроль
Индивидуальные
творческие задания
Выставка
творческих работ
Итоговый контроль
– тестирование.

6

Итого:

35 часов

1 час 36 часов

Содержание программы
1.Вводное занятие – 1 час (теория) Определение целей и задач кружковой
деятельности. Ознакомление с планом работы. Организация рабочего места.
Подготовка детей к работе. Правильная посадка при рисовании. Материалы и
принадлежности для творческих работ. Знакомство с необходимыми материалами,
инструментами и правилами их использования на занятиях. Входящий контроль –
тестирование.
2.Тематическое рисование - 15 часов (практика)
Цель тематического рисования: Развить воображение, чувство
прекрасного;
учить
передавать
свои
впечатления;
воспитывать
самостоятельность в создании образа, учить работать над композицией листа.
Темы занятий: «Ее Величество Осень», «Школа», «Цветик разноцветик», «На
дно морское», «Чудовище морское», «Медуза», «Ожившие предметы»,
«Фантастические образы», «Сказочное царство», «Мой питомец», «Дикие
животные», «Удивительные птицы», «Луговые цветы», «Котенок», «Зоопарк».
3.Рисование с элементами аппликации – 11 часов (практика)
Работа детей осуществляется в процессе выполнения рисунков с
добавлением элементов аппликации. Дети знакомятся с произведениями
декоративно-прикладного и народного искусства. Работы выполняются на
основе декоративной переработки формы и цвета реальных предметов –
листьев, цветов, бабочек. Самостоятельно применяя простейшие формы
аппликации, народной росписи, исходя из назначения формы и материала
украшаемого предмета. Темы занятий: «Хохломские ложки», «Украсим
платочек», «Тарелка - гжель», «Снежинка», «Декоративное оформление
бабочки», «Птичка», «Петушок», «Букет для мамы», «Лесная сказка», «Тукан»,
«Дождь». Промежуточный контроль – тестирование, индивидуальное
творческое задание.
4. Нетрадиционное рисование – 8 часов. (практика)
Формирует эстетическое отношение к предметам, животным, природе и
их художественным изображениям. Формируются эстетические чувства с
передачей художественного образа различными техниками нетрадиционного
рисования, развивается фантазия и творчество при выборе содержания т и
способов изображения разными художественными техниками. Темы занятий:
«Весенние мотивы», «Пейзаж у озера», «Осень », «Цветочная поляна»,
«Волшебные карандаши», «Праздник», «Космические приключения», «Лето»
5. Итоговое занятие – 1 час. (теория)
Подведение итогов за учебный год. Итоговый контроль – тестирование.
Советы по изготовлению различных работ летом, обсуждение планов на
9

следующий учебный год. Оформление выставкок.

10

1.5 Планируемые результаты
Предметные:
учащиеся должны знать технологию изготовления поделок в технике
оригами; основные приёмы и особенности работы с пластилином;
технику и основные приёмы работы с гуашью и акварелью; правила
пользования инструментами. Уметь изготавливать поделки из
пластилина,
владеть основными приёмами работы с красками,
пользоваться инструментами и приспособлениями для создания
аппликаций из бумаги.
Личностные:
к концу обучения учащиеся должны владеть навыками
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками,
способами
индивидуальной и совместной деятельности; бережно относится к
результатам своего труда и своих товарищей. Владеть эффективными
способами организации рабочего и свободного времени; уважительно
относиться к культуре и искусству, традициям и обычаям России.
Метапредметные:
учащиеся должны знать и уметь соблюдать правила техники
безопасности и личной гигиены; уметь подбирать необходимые
материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи; уметь
планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата, демонстрировать высокую
творческую активность.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть
знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных
и посильных для детей данного возраста работ имеющих практическую
значимость.
Должен
обладать
общенаучными
знаниями,
физиологическими, психическими, педагогическими и методическими.
Расширять свои знания и умения, анализировать педагогический опыт.
Уметь создавать проблемные ситуации и задачи для развития
познавательных
процессов,
создавать
условия
для
развития
индивидуальных особенностей, осуществлять
в этих целях
индивидуальный подход к учащимся. Планировать индивидуальную
работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в
развитии их способностей, творческих сил и дарований и т.д.

11

2.1.Календарный учебный график (См. Приложение 1)
Год

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

Количеств
о учебных
часов

Режим
занятий

1

01.09.2023

30.05.2024

36

36

1
академический
час в неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Помещение - проветриваемая и хорошо освещаемая комната.
Столы и стулья. Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Инструменты: ножницы, цветная бумага, картон, альбом для рисования,
краски, карандаши, маркеры, пластилин, газеты, коробки, бисер, бусинки и
многое др. Клей ПВА, клей-карандаш.
Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе должен иметь высшее
или среднее профессиональное педагогическое образование, владеть
коммуникативными навыками, навыками художественной деятельности.
Преподаватели раз в 5 лет проходят курсы повышения квалификации.
Ведут активную творческую деятельность.
Методическое
обеспечение образовательного процесса работы
кружка:
Дополнительная образовательная программа предусматривает
вариативность использования некоторых педагогических технологий
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего
обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
Информационное обеспечнение:
http://stranamasterov.ru
https://risuemdoma.com/video/7years
http://allforchildren.ru
https://www.hudozhnik.online/
12

Дополнительная образовательная программа реализуется через
следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих
достижений сверстников),
— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов;
• итоговое занятие
— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга
образовательных результатов обучающихся;
— мастер-класс — проведение открытого занятия в формате практической
деятельности обучающихся.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы
используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с
применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на
взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и
образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и
итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания
макета изделия, поделки;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала,
консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое
обеспечение
дополнительной
образовательной
программы располагает широким набором материалов и включает:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству
(журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по
воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение
13

детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки,
таблицы, тематические альбомы и др.).
Учебно – методическое и информационное обеспечение программы
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2.
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4.
Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития,
2006.
Педагогические технологии:
Проектно-исследовательские технологии являются основными для
реализации дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса
своими руками». Предполагают участие в индивидуальных и
коллективных проектах или выполнение работ. Применение этих
технологий
обеспечивает
развитие
исследовательских
навыков
(целеполагание, применение исследовательских методик, фиксация,
обработка и анализ полученных результатов), навыков самостоятельной
работы и сотрудничества, навыков работы с различным материалом.
Развивающее и проблемное обучение способствует формированию
умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать
информацию в ходе решения проблемных ситуаций. Эти навыки относятся
к универсальным учебным действиям и необходимы для выполнения
исследовательских работ.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают обучение
навыкам поиска информации в интернет-источниках (поисковых системах,
сайтах и т.п.), использование цифровых образовательных ресурсов. Их
применение повышает наглядность и информативность обучения,
способствует формированию у учащихся информационной культуры,
расширению кругозора, обогащению содержания образования.
Элементы тестового контроля используются для закрепления и
диагностики знаний, подготовки к участию в предметных олимпиадах и
конкурсах; направлены на развитие умения сравнивать и сопоставлять,
выбирать верное решение.
Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие
природных способностей и индивидуальных свойств личности учащихся в
процессе выполнения работ. Способствует повышению познавательной
активности, формированию мотивации к самостоятельной учебной
деятельности, уверенности в себе и адекватной самооценки.
14

Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим
занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности
учащихся, с учётом степени сложности работы, индивидуальных,
возрастных и психологических особенностей детей. Смена видов
деятельности
в процессе
занятия
и применение
элементов
психологической разгрузки, а также соблюдение техники безопасности
труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и снижение
утомления учащихся, формирование умения правильного распределения
видов деятельности и снятия эмоционального напряжения.
2.3. Формы аттестации
Способы определения уровня освоения программы:
индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов
обучающимися, участие в выставках и конкурсах, викторины.
Форма фиксации результатов реализации дополнительной
образовательной программы:
• ежегодная выставка работ детского творческого объединения «Мир
чудес» в образовательном учреждении;
• видеоролик «Чудесные будни» детского творческого объединения
(видео- и фотоматериалы);
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений объединения (грамоты, дипломы,
сертификаты и др.);
• отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастерклассах, в которых они принимали участие или посетили.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как
дополнительное образование не имеет четких критериев оценки
результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это
наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы
позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы,
но и свои. Оценка результативности программы проводится два раза в год
(декабрь, май), сформированности уровня художественно – эстетического
развития детей.

15

2.4. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.

Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1998.
Антипова М.Г. Школа рисования. Мир вокруг тебя. – М.: Эксмо, 2016.
Брагинский В.Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.:
РОСМЭН, 2002.
Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство – ПРЕСС,
2002.
Иванов В.И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 20012002.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке:
Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Изд-во «Акцидент»,
1996.
Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: АмритаРусь, 2005.
Матюшкина Е. Школа рисования для детей от 1 до 100 лет! – Минск,
2010.
Румянцева Е.А. Веселые уроки рисования. – М.: АЙРИС-Пресс, 2016.
Синицына Е.И. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство. – М.:
Владос, 2016.
Сэвидж-Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е.И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Трафимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра. Изобразительное
искусство. – Ярославль. «Академия развития», 2010.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Уотт Ф., Милборт А., Диккинс Р., Маккафферти Я. Большой самоучитель
рисования / Перевод с английского О. Солодовниковой, Н. Веденеевой,
А. Евсеевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия холдинг, 2004.
Чивиков Е.К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М.Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Список литературы для учащихся и родителей

1.
2.
3.

Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Матюшкина Е. Школа рисования для детей от 1 до 100 лет! – Минск,
2010..
Румянцева Е.А. Веселые уроки рисования. – М.: АЙРИС-пресс, 2016.
16

Цифровые образовательные ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

it-n.ru Сеть творческих учителей.
dopedu.ru
Информационно-методический портал Дополнительное
образование.
юный художник.рф. Журнал «Юный художник».
art-history.ru Информационно-исторический портал об истории и
современности культуры и искусства.
oformitelblok.ru Веб-сайт «Изобразительное искусство и дизайн».
svoimi-rukamy.com Веб-сайт «Поделки своими руками, поделки из
природного материала».
stranamasterov.ru Веб-сайт «Творчество для детей и взрослых».

17

3. ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. Оценочные материалы
Входящий контроль. Тестирование.
1.Чтобы стать художником, нужно научиться работать
2.Чем отличаются восковые мелки от пастели?
3.Назови три основных цвета
Промежуточный контроль. Тестирование
1.Что называется живописью?
2.С какими материалами работает художник?
3.Назови три составных цвета.
4.При смешивании каких красок получается оранжевый цвет?
5.Какая краска превращает цвета в более тяжёлые, тёмные?
Итоговый контроль. Тестирование
Выбери правильный ответ
1. Жанр изобразительного искусства, когда на картине могут быть
изображены один или несколько человек.
А. портрет
Б. пейзаж
В. натюрморт
Г. исторический.
2. Жанр изобразительного искусства с изображением природы.
А. портрет
Б. пейзаж
В. натюрморт
Г. исторический.
3. Узор, предназначенный для украшения различных предметов.
А. украшение
Б. орнамент
В. рисунок
Г. наклейка.
4. Временный публичный показ художественных произведений
изобразительного искусства.
А. концерт
Б. выставка
В. кино
Г. театр.

18

5. Правила и закономерности изображения предметов в пространстве.
А. колорит
Б. перспектива.
В. пропорции предметов.
Г. конструкция.
6. Картина, на которой художник изображает самого себя:
А. портрет
Б. автопортрет
В. групповой портрет
Г. парадный портрет
7. К холодным цветам не относится.
А. синий
Б. красный.
В. голубой
Г. фиолетовый.
8. Основное средство языка живописи
А. объем
Б. цвет
В. штрих
Г. звук
9. Неосвещенная поверхность предмета
А. Рефлекс
Б. Блик.
В. Тень
Г. Свет.
Отчетные просмотры работ учащихся
Во время отчетных просмотров определяются прежде всего практические умения и
навыки учащихся.
Учёт участия учащихся в конкурсах и выставках
Фамилия, имя ребёнка

Название
конкурса,
выставки

Дата

Название работы
(художественный
материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им
образовательной программы.

3.2. Методические материалы
1) Учебные и методические пособия:
19

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
2) Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
3) Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, клей;
- пластилин, стеки;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь,
акварель;
- кисти трех размеров, трубочки для
коктейля;
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Конспект занятия
Тема: « И кружится цветов хоровод»
Цель и задачи:
- дать представление о разнообразии и красоте цветов
- показать, какую роль играют цветы в жизни человека
- познакомить учащихся с загадками о цветах, с наиболее распространёнными цветами
- воспитывать любовь к цветам, бережное отношение к тому, что нас окружает, желание
украшать нашу землю
Оборудование:
презентация/ картинки цветов
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я хочу вас спросить: что же является в мире самым
замечательным?
- Эти создания природы никого не оставляют равнодушными.
- Их дарят друг другу по любому поводу. (Ответы детей)

20

- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом, что есть
на земле – о цветах.
Они дарят нам радость, красоту и свою нежность.
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» - говорил великий сказочник
Ганс Христиан Андерсен.
Мир цветов очень разнообразен. А какие цветы бывают?
(Луговые, лесные, садовые, комнатные (Просмотр слайдов или картинкок)
Загадки о цветах помогут нам познакомиться с ними поближе.
1. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок –
И остался стебелёк.
(Одуванчик)
2. Меня называют царицей цветов
За запах, за цвет моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов.
(Роза)
3. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
4. Посреди двора золотая голова.
(Подсолнух)
Какие вы молодцы! Вы очень хорошо знаете цветы.
2) А что испытываете вы, когда смотрите на цветы?
Назовите разные эпитеты к слову цветы.
Яркие
Душистые
прекрасные
Красивые
светолюбивые
Нежные
ароматные
Чудесные
любимые
волшебные великолепные
О многих цветах сложены легенды и предания.
Групповая работа
Каждая команда выбирает карточку с одной легендой и читает её вслух
Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы
обращаемся к цветам?
(Цветами встречают новорождённых, с цветами дети впервые идут в школу, Цветы радуют
людей на свадьбе, в праздники. Цветы утешают больных и провожают людей в последний
путь)
Люди так восхищаются цветами, что цветы являются даже символом
государства. (Россия – ромашка, Украина – подсолнух, Беларусь – цветок льна, Болгария –

21

роза, Индия – лотос, Япония – хризантема, Китай – пион, Голландия – тюльпан, Франция –
лилия, Англия – маргаритка, Ирландия – клевер, Италия – гвоздика, Швеция – василек.)
- А какой символ нашей страны?
(Ромашка, есть праздник 8 июля - День семьи, любви и верности)
4. Физминутка
5. Творческое задание
Цветы приносят человеку счастье. Любовь к цветам одно из самых лучших человеческих
качеств. Я предлагаю вам нарисовать букет цветов в вазе по образцу.
6. Самостоятельная работа учащихся, под контролем учителя
(в процессе рисования учитель знакомит учащихся с легендами о цветах)
7. Подведение итогов.
Итак, наше занятие подходит к концу.
- Скажите, что цветы дают человеку?
(радость, восхищение, лечат, очищают воздух, вызывают чувства, предсказывают погоду,
создают уют, воспитывают душу человека).
Значит, мы обязаны беречь цветы.
7. Рефлексия (жесты)
Посмотрите, сколько красивых цветов вы нарисовали. Подарите свои рисунки маме,
бабушке или другу. Пусть вами рисунки приносят радость и счастье в каждый дом. Я
надеюсь, что сегодня вы унесете в своем сердце капельку тепла к цветам. Всем спасибо!
Дополнительные материалы к занятию:
1. Легенда о подснежнике. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны
из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее успокоить, согреть,
несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, поверила в счастье и
у нее появилась надежда на лучшие времена, потому подснежник и стал символом надежды.
А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и
Ветром решила не пускать на землю Весну. Но снежный подснежник выпрямился, расправил
лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник. Согрело землю и
открыло дорогу Весне.
2. Легенда о незабудке.
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем
цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной
слабый голосок: - Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя! Оглянулась Флора никого не было видно.Снова захотела уйти, но голосок повторился:
- Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!
И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной
силой - ты будешь возвращать память людям, которые начнут забывать своих близких или
свою родину.
У леса, у реки, на перепутье,
Где выстлана березовая гладь,

22

Такие загорелись незабудки,
Окинешь взором - глаз не оторвать!
3. Легенда о ландыше.
Преданье утверждает, что ландыш - это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по
весеннему лесу. С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей
французы. Ландыш - это символ любви.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень
Он тихо зазвенит
И это услышат луг, и птицы, и цветы:
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.
4. Легенда о ромашке: Ромашка - милый обаятельный цветок. По народному преданию
ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Её обычно сопровождает эпитеты
"скромная", "полевая", но трудно обойтись без нее, сплетая венок, собирая букет полевых
цветов. А ещё ромашка обладает лечебными свойствами.
А если случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимается жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
5. Легенда о нарциссе.
В древнегреческой легенде красивый молодой юноша Нарцисс жестоко отверг любовь
нимфы. Нимфа от безнадёжной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью
произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".
В жаркий полдень истомлённый зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и в его
светлых струях увидел своё отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной
красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в
воду, чтобы отнять того, кого видел, но всё было тщетно.
Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти
на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели последний раз, вырос
душистый белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии
украшали свои головы венками из нарциссов.
6. Легенда о гвоздике.
Однажды, возвращаясь после неудачной охоты, богиня Диана повстречала на своём пути
маленького пастушонка. Он весело играл на скрипке.
Возмущенная Диана крикнула, ничего не подозревавшему мальчику: "Это ты распугал всех
моих зверей и разогнал всех моих птиц!" Напрасно хотел оправдаться маленький пастух,
напрасно просил прощения. Богиня Диана бросилась к мальчику и вырвала ему оба глаза. А
когда поняла меру своей жестокости, было слишком поздно… Глаза мальчика покатились по
траве, и в тот же миг на их же месте выросли трепещущие цветы. Своей окраской они
напоминали невинно пролитую кровь, а желтым пятнышком в середине - человеческий
зрачок. Это была гвоздика.
7. Легенда о лилии. По древнегреческой легенде, фиванская царица Алкмена тайно родила
от Зевса мальчика Геракла, но, боясь наказания жены Зевса, Геры, спрятала новорожденного
в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила покормить его грудью. Но
23

маленький Геракл почувствовал в Гере врага и грубо оттолкнул богиню. Молоко брызнуло
на небо, отчего образовался млечный путь, а те несколько капель, что упали на землю,
проросли и превратились в лилии.
8. Легенда о розе. Роза - символ божественной тайны. Древние греки создали множество
легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Говорят, что роза появилась из белоснежной
морской пены, падавшей с тела Афродиты - богини красоты, когда она выходила с первыми
лучами утренней зари из моря. По христианской мифологии роза - символ милосердия,
душевной чистоты.

Сценарий мероприятия « В гостях у радуги»
Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с расположением цветов в цветовом спектре на
примере радуги.
2. Развивать сенсорные чувства, умение видеть красоту окружающей
действительности.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, эстетическое
отношение к природе.
Ход мероприятия
Под музыку «Радуга желаний» выбегает Акварелька и кукла ЛОЛ
Акварелька:
Ребята, здравствуйте. Давайте с вами знакомиться. Я – Акварелька. А вас как
зовут? (дети хором называют свои имена)
ЛОЛ:
Как, как? Ничего не услышала (дети снова кричат хором свои имена)
Акварелька:
А, Серёжи, Маши, Пети? Алины, Кати, Светы? Будем знакомы.
Я рада приветствовать вас на празднике. Вы любите праздники?
Дети: да
24

ЛОЛ: Ну, тогда предлагаю открыть наше веселье весёлым танцем
Танец «У АА АУ»
ЛОЛ: Какой кошмар! Вы тут с вами пляшем и ничего не замечаем!
Акварелька: ЛОЛ единорожка, не кричи! Что случилось, расскажи!
ЛОЛ: Я же вам говорю, кошмар! Вы только посмотрите, у нашей радуги
пропали цвета! А без нее ни счастья, ни радости не будет!
Акварелька: А куда же они пропали?
ЛОЛ: Наверное, её похитили, все цвета разлучили и отправили на разные
острова.
Акварелька: Я знаю что делать! Мы с ребятами сейчас отправимся в
путешествие, соберём все цвета радуги по порядку, а ребята обязательно
помогут нам! Правда ребята?
Дети: Да!
Акварелька: Но чтобы туда попасть, нужно скачать волшебные слова:
«Раз кружись, два кружись
в волшебной стране окажись»
КРАСНЫЙ ОСТРОВ
-А вот и наш первый остров, он красного цвета. Ребята, чтобы помочь радуге
мы должны выполнить задание.
Игра «Попади в цель»
(По завершению игры дети получают мелки красного цвета в ведерке)
ЛОЛ: Молодцы, отправляемся на следующий остров:
«Раз кружись, два кружись
на оранжевом острове окажись»
ОРАНЖЕВЫЙ ОСТРОВ
Подвижная игра «Карусели» (малыши)

25

(Акварелька или ЛОЛ стоят в центре круга, держат обруч с разноцветными
лентами за стойку. Под весёлую музыку дети выполняют упражнения, хором
произносят слова игры)
Еле-еле, еле-еле (дети идут медленно по кругу, держась за ленточку правой
рукой)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (бегут по кругу)
Тише-тише, не спешите. (замедляют ход)
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра. (останавливаются)
(игру можно повторить ещё один раз, ленточку переложить в другую руку,
пойти в другом направлении. По завершению игры дети получают мелки
оранжевого цвета
Акварелька: Прокатились с ветерком! Ребята, а нас уже ждёт «жёлтый остров»,
скорей отправимся туда:
«Раз кружись, два кружись
На желтом острове окажись»
ЖЕЛТЫЙ ОСТРОВ
Игра «Солнце, земля, ветер»
Учитель дает команду: например «солнце» - дети поднимают руки вверх,
«земля» - опустить руки вниз, «ветер» - покачать руками. Учитель путает ребят
- говорит одно, а показывает другое. Темп речи тоже ускоряется. По
завершению игры дети получают мелки желтого цвета
ЛОЛ: Молодцы, у нас очень дружная команда! Ребята, пришло время
отправиться на «зелёный остров»:
«Раз кружись, два кружись

26

На зеленом острове окажись»
ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВ
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
(на полянке разложены раскрытые зонты)
Ведущий предлагает детям во время дождя прятаться под зонты разных цветов.
Под весёлую музыку дети бегают, играют. Когда музыка заканчивается,
слышится шум дождя. Кукла Лол, Акварелька берут каждый по зонту,
например, синий, зелёный. Дети прячутся под зонтами. Игра проводится
несколько раз. По завершению игры дети получают мелки зеленого цвета
Акварелька: Прогулка под дождём просто замечательная!!!
Отправляемся на следующий остров:
«Раз кружись, два кружись
на голубом острове окажись»
ГОЛУБОЙ ОСТРОВ
Акварелька - Ребята, смотрите, на дереве я вижу письмо, так-так посмотрим…
Оказывается это остров загадок, как же мы справимся с этим заданием?
ЛОЛ: Не переживай Акварелька, наши дети самые умные!!! Загадывай загадки.
«Загадки о лете»
1.Самый маленький жучок, в черных крапинках бочок. (Божья коровка.)
2. Кто смыл сор и грязь с тропинки, напоил листы, травинки,
Отгадал загадку ежик, он фырчит: ... Пролился ... (Дождик.)
3. Домовитая хозяйка, полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком, И поделится медком! (Пчела.)
4. На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочка)
Акварелька: Какие умные у нас ребята все загадки отгадали.
Готовы продолжить наше путешествие?
Дети: Да!

27

ЛОЛ : Тогда отправляемся на «синий остров»
«Раз кружись, два кружись
на синем острове окажись»
СИНИЙ ОСТРОВ
Игра «Пройди через болото»
Задача детей пройти через «болото» по «кочкам». На полянке раскладываются
«кочки» - обручи. Дети, перепрыгивая их, за героем, проходят «болото». ( Дети
получают синие мелки).
Акварелька: Ура!! Справились с заданием. Ребята, а вы любите рисовать?
Тогда самое время отправиться на «фиолетовый остров».
ФИОЛЕТОВЫЙ ОСТРОВ
Игра «Рисуем радугу на асфальте»
(дети делятся на две части и под весёлую песню берут мелок любого цвета и
рисуют радугу на размеченном асфальте)
ЛОЛ: Ура! Ребята, мы благодарим вас за то, что помогли справиться со всеми
заданиями и вернуть радуге все ее яркие краски. Ну, а нам пора возвращаться в
радужную страну, где нас ждут много новых приключений! До новых встреч!
3.3. Календарно-тематическое планирование объединения «Чудеса своими
руками»
№

Название темы занятия

1.

Вводное занятие.

2.

Ее Величество
Осень
Школа

3.
4.

Цветик разноцветик

Итого за месяц

Колво
часо
в
1

Дата по расписанию
по плану
сентябрь

1

сентябрь

1
1

сентябрь
сентябрь

5.

На дно морское

4
1

октябрь

6.

Чудовище морское

1

октябрь

28

по факту

Форма
аттестации/
контроля
Входящий
контроль

Выставка
творческих
работ.

Примечание
(корректировка)

7.

Медуза

1

октябрь

8.

Ожившие предметы

1

октябрь

4
1

ноябрь

1

ноябрь

Итого за месяц
10

Фантастические
образы
Сказочное царство

11.

Мой питомец

1

ноябрь

12.

Дикие животные

1

ноябрь

4
1

декабрь

1

декабрь
декабрь
декабрь

9.

Итого за месяц
14.

Удивительные
птицы
Луговые цветы

15.
16.

Котенок
Зоопарк

13.

Выставка
творческих
работ.

17.

Хохломские ложки

1
1
4
16
1

18.
19.

Украсим платочек
Тарелка - гжель

1
1

январь
январь

20.

Снежинка

1

январь

4
1

февраль

1
1
1

февраль
февраль
февраль

Итого за месяц
Итого за I полугодие

Итого за месяц
21.
22.
23.
24.

Декоративное
оформление бабочки
Птичка
Петушок
Букет для мамы

Итого за месяц

январь

25.
26.

Лесная сказка
Тукан

4
1
1

март
март

27.

Дождь

1

март

Выставка
творческих
работ.

Опрос

Промежуточны
й контроль.
Тестирование
Выставка
творческих
работ.

Выставка
творческих
работ.

Выставка
творческих
работ.

29

28.

Весенние мотивы
Итого за месяц

1

март

апрель

29.

Пейзаж

4
1

30.

Осень на опушке

1

апрель

31.

Цветочная поляна

1

апрель

32

Волшебные
карандаши

1

апрель

Итого за месяц
33.

Праздник

4
1

май

34.

Космические
приключения

1

май

35

Лето

1

май

36

Итоговое занятие

1

май

Итого за месяц
Итого за 2 полугодие
Итого за год

4
20
36

Выставка
творческих
работ.

Итоговый
контроль.
Выставка
творческих
работ.

1 полугодие

КолКол- КолМесяц
вочасовв вочасо воучебныхне
месяц(гр.) вв
дель
недел
ю(гр.)

сентябрь

1

2

3

4

4

1

1

2 полугодие
октябрь

5

6

7

ноябрь

8

4

1

1

1

9

1
0

декабрь

1
1

1
2

4

1

1

1

1

1
3

1
4

1
5

январь

1
6

4

1

1

1

1

1
7

1
8

февраль

1
9

2
0

4

1

1

1

1

30

2
1

2
2

март

2
3

4

1

1

1

1

2
4

2
5

2
6

апрель

2
7

2
8

4

1

1

1

2
9

3
0

май

3
1

3
2

4

1

1

1

1

3
3

3
4

3
5

3
6

1

1

1

4

1

1

1

1

Итоговый контроль. Тест

Промежуточный контроль..Тест

Входной контроль. Тест

Аттестация/формыконтроля

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов

3.4. Лист корректировки дополнительной общеразвивающей программы
«Чудеса своими руками»
№ п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения (подпись)

3.5. План воспитательной работы
Тематические мероприятия кружка
№
п/п
1

2

3

4

Название конкурса

Дата
проведения

Организация
проведения
и
участия
мероприятий,
посвященных Дню народного
единства. Выставка рисунков
Организация
проведения
и
участия
мероприятий,
посвященных
Дню
памяти
святого Николая Чудотворца.
Выставка рисунков
Организация
проведения
и
участия
мероприятий,
посвященных Дню воссоединения
Крыма с Россией. Выставка
рисунков
Организация
проведения
и

02-03.11.2023

19.12.2023

Дата
по
факту

Место
проведения
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

18.03.2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

01-09.05.2023

МБОУ

31

Ответственн
ый

участия
мероприятий,
посвященных
Дню
Победы.
Выставка рисунков

«Митяевская
средняя
школа»

Проведение тематических мероприятий, акций
№
п/п

Название
мероприятия

1

Дискуссия-беседа
«Дети
против
террора» ко Дню
солидарности
в
борьбе
с
терроризмом.
Беседа «День
Флага Республики
Крым».

Правовое
направление

Сентябрь,
2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Патриотическое
направление

сентябрь,
2023

Беседа «Россия и
мы», посвященная
Дню народного
единства.
Викторина «Мы
разные – в этом
наше богатство,
мы вместе – в
этом наша сила!»,
посвященная
Международному
дню
толерантности
Беседа ко Дню
Неизвестного
Солдата и Дню
Героев Отечества.
Беседа «День
Конституции».

Гражданскопатриотическое
направление

ноябрь, 2023

Духовнонравственное
направление

ноябрь, 2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Беседа
«Международный
день памяти
жертв
Холокоста»,
«День снятия
блокады города
Ленинграда».
Беседы «День
памяти о

2

3

4

5

6

7

8

Направление

Время
проведения

Гражданскопатриотическое
направление

декабрь,
2023

Гражданскопатриотическое
направление

декабрь,
2023

Гражданскопатриотическое
направление

январь, 2023

Гражданскопатриотическое

февраль,
2023
32

Дата
по
факту

Место
проведения

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

МБОУ
«Митяевская

Ответственный

9

10

11

12

россиянах,
исполнявших
служебный долг
за пределами
Отечества»,
«День защитника
Отечества».
Беседа ко Дню
воссоединения
Крыма с Россией.

направление

средняя
школа»

Гражданскопатриотическое
направление

март, 2023

Беседа,
посвященная 60летию со дня
первого полета
человека в
Космос.
Беседа «День
Победы
советского народа
в Великой
Отечественной
войне 1941-1945
гг.»
Беседа,
посвященная Дню
России.

Гражданскопатриотическое
направление

апрель, 2023

Гражданскопатриотическое
направление

май, 2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

Гражданскопатриотическое
направление

июнь, 2023

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

33

МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»
МБОУ
«Митяевская
средняя
школа»

34

35


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».