1-4 класс Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (украинский) язык». 76.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (украинский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному (украинскому) языку, родной (украинский) язык, украинский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (украинским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку. 76.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (украинского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. 76.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. 76.4. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. 76.5. Пояснительная записка. 76.5.1. Программа по родному (украинскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. 76.5.2. Программа по родному (украинскому) языку предусматривает взаимосвязанное усвоение обучающимися звукового и лексического состава украинского языка с первого года обучения, изучение системы украинского языка с использованием курса русского языка. 76.5.3. Изучение родного (украинского) языка на уровне начального общего образования нацелено на развитие и совершенствование умений обучающихся общаться на украинском языке в устной и письменной формах, понимать слушаемую речь. В ходе изучения предмета у обучающихся формируются представления об украинском языке как живом, развивающемся явлении, украинский язык становится инструментом познания национальной культуры и самореализации в ней. В связи с этим программа по родному (украинскому) языку включает в себя не только темы, касающиеся внутреннего устройства языка, но и вопросы реализации языковой системы в речи‚ сведения о взаимосвязи украинского языка с культурой украинского народа и общероссийской многонациональной культурой, отражает те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. 76.5.4. В содержании программы по родному (украинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке. Язык и культура», «Систематический курс» (фонетика и орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация), «Виды речевой деятельности. Развитие речи» (слушание, говорение, чтение, письмо). 76.5.5. Изучение родного (украинского) языка направлено на достижение следующих целей: воспитание интереса к изучению родного украинского языка, уважительного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству общения; формирование коммуникативных способностей обучающихся (развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи), включение их в практическую речевую деятельность; формирование у обучающихся определённого круга знаний об украинском языке; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе. 76.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (украинского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю). 76.6. Содержание обучения в 1 классе. 76.6.1. Начальным этапом изучения родного (украинского) языка в 1 классе является учебный курс «Обучение грамоте». На учебный курс «Обучение грамоте» рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета «Родной (украинский) язык» и 1 час учебного предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке»). Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте» зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель. 76.6.1.1. Развитие речи. Речь устная и письменная – общее представление. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Основные различия между словом и предложением. Деление речи на смысловые отрезки (предложения) с помощью рисунков и схем. Выработка первоначальных умений слушания и говорения. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. 76.6.1.2. Слово и предложение. Роль слова в речи. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Номинативная функция слова. Связь слов по смыслу. Этикетная лексика. Слова, обозначающие предметы, признаки и действия. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. 76.6.1.3. Фонетика. Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных звуков, качественная характеристика гласных и согласных звуков. Совершенствование произношения отдельных звуков, которые имеют трудности при произношении: [г], [ґ], [дж], [дз], [дз’], [ц], [ц’], [ч], звуки, которые произносятся на месте букв е, є, и, і, ї, й, в. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Словесное ударение. 76.6.1.4. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Знакомство с алфавитом украинского языка как последовательностью букв, а также с небуквенными орфографическими знаками, характерными для украинского языка. Овладение рукописным и печатным начертанием прописных и строчных букв украинского языка. Буквы, употребляющиеся только в заимствованной лексике. 76.6.1.5. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их практическое применение: раздельное написание слов; прописная (Прописная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам; знак конца предложения (точка). 76.6.1.6. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. 76.6.1.7. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с их произношением, и предложений. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. 76.6.2. Систематический курс. 76.6.2.1. Общие сведения о языке. Язык и культура. Язык как основное средство человеческого общения. Роль украинского языка в жизни человека. Национальный речевой этикет украинцев. 76.6.2.2. Фонетика и орфоэпия. Звуки речи украинского языка. Различение гласных и согласных звуков. Сходство и различия украинских и русских гласных и согласных. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Деление слов на слоги. Основные законы орфоэпии. Восприятие на слух и правильное произношение звуков, обозначаемых буквами е, є, и, і, ї, щ, в, й. Совершенствование произношения специфических украинских звуков: [г], [ґ], [дж], [дз], [дз’], [ц], [ц’], [ч]. 76.6.2.3. Графика. Буква как знак звука. Алфавит. Названия букв украинского алфавита. Сопоставление украинского и русского алфавитов, выделение специфических букв (є, і, ї, ґ) и небуквенных графических знаков в украинском алфавите (апостроф «’»). Употребление пробела между словами. 76.6.2.4. Лексика. Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Словарное богатство украинского языка. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Этикетная лексика. 76.6.2.5. Синтаксис. Различия между словом, сочетанием слов, предложением. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление элементарных предложений из заданного набора словоформ. Текст как единица речи (ознакомление). Выделение в тексте предложений, установление границ предложения на слух (интонационно) и по знакам препинания. 76.6.2.6. Орфография и пунктуация. Основные принципы орфографии. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных). Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. 76.7. Содержание обучения во 2 классе. 76.7.1. Общие сведения о языке. Язык и культура. Украинский язык в ряду славянских языков, единство восточнославянского языкового пространства. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Формулы речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее). 76.7.2. Фонетика и орфоэпия. Смыслоразличительная функция звуков, различение звуков и букв. Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные гласные звуки, отсутствие в украинском языке качественной редукции гласных в безударном положении. Классификация согласных звуков украинского языка. Различение на слух звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Практическое усвоение и совершенствование нормативного произношения звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д’], ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка. Непарные твердые согласные украинского языка. Совершенствование произношения слов с апострофом перед я, ю, є, ї (твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’асо]). Долгие согласные мягкие звуки в украинском языке, их обозначение при письме удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання). Обозначение при письме звука [o] после мягкого согласного, обозначение при письме звукосочетания [й’о]: льон и знайомий. Постановка ударения в словах в соответствии с нормами современного литературного языка, отработка правильного произношения слов, в которых обычно допускают ошибки в ударении. Использование учебного орфоэпического словаря для решения практических задач. Правильное интонирование основных типов предложений. 76.7.3. Графика. Назначение абзаца (красной строки), употребление знака переноса и других небуквенных графических средств (апостроф «’»), характерных для украинского языка (в пределах изученного). 76.7.4. Лексика. Слово и его значение. Культурно-маркированная лексика. Тематические группы слов. Распределение слов на тематические группы. Слова однозначные и многозначные (простые случаи). Определение значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря учебника. Синонимы и антонимы (простые случаи). 76.7.5. Морфемика. Изменяемые и неизменяемые слова. Корень как обязательная часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и форм слова, однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. 76.7.6. Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (без введения терминов) на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы «хто?» («кто?»), «що?» («что?») (имя существительное). Изменение слов, отвечающих на вопросы «хто?» («кто?»), «що?» («что?»), по числам (один – много). Имена собственные и нарицательные. Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы «який?» («какой?»), «яка?» («какая?»), «яке?» («какое?»), «які?» («какие?») (имя прилагательное). Связь имён прилагательных с именами существительными. Изменение имён прилагательных по числам. Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы «що робити?» («что делать?»), «що зробити?» («что сделать?») (глагол). Предлог: значение и употребление в речи. Общее представление о предлоге. 76.7.7. Синтаксис. Словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение как единица языка. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). 76.7.8. Орфография и пунктуация. Перенос слов с учётом морфемного членения. Правила переноса частей слов с буквами й, ь в середине слов. Правила переноса с буквосочетаниями дж, дз, йо, ьо. Правило переноса слов с апострофом. Правило переноса слов с удвоенными согласными. Написание слов типа сонце, серце, чесний. Использование мягкого знака (ь) и букв я, ю, є, і для обозначения мягкости согласных. Написание прописной буквы в именах собственных, а также в начале предложения. Правописание безударных гласных е, и в корне слова. Чередования гласных и согласных звуков в корне слова. Знак конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). 76.8. Содержание обучения в 3 классе. 76.8.1. Общие сведения о языке. Язык и культура. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Язык как основа национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности. 76.8.2. Фонетика и орфоэпия. Случаи расхождения звукового и буквенного состава слов. Звукобуквенный разбор слов. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка (отрабатывание заданного перечня слов). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. 76.8.3. Графика. Использование знания алфавита украинского языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. 76.8.4. Лексика. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова (простые случаи). Синонимы и антонимы: различение и употребление. Многозначность и омонимия. Лексические нормы. 76.8.5. Морфемика. Понятие об окончании и основе слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Роль окончания как части слова, с помощью которой меняется форма слова (без употребления термина) на примерах из разных частей речи. Окончание как средство связи слов в предложении. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных о, е с i, согласных г, к, х c ж, ч, ш и з, ц, с в корнях слов (ciм – семи, стiл – стола, дорога – на дорозі – доріжка, рік – у роцi – річний, муха – мусі – мушка). Приставка. Словообразовательная роль приставок. Перенос слов с приставками. Приставки, созвучные с предлогами (наблюдение за звучанием и правописанием). Суффикс. Наблюдение за словообразовательной ролью на примере суффиксов однокоренных слов, относящихся к одной части речи (ліс – лісок – лісник). Наблюдение за совпадением согласных на стыке корня и суффикса (сонний, денний, осінній). Разделение таких слов для переноса. Разбор слова по составу (простые случаи), последовательность морфемного анализа. Сопоставление структуры слов украинского языка со строением слов в русском языке. 76.8.6. Морфология. 76.8.6.1. Имя существительное: род имён существительных: мужской, женский, средний. Отнесение слова к одному из родов. Слова, род которых не совпадает в украинском и русском языках. Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число). Практическое ознакомление с падежами имени существительного (названия падежей, падежные вопросы). 76.8.6.2. Имя прилагательное: установление связи имён прилагательных с именами существительными при помощи вопросов от имени существительного к имени прилагательному. Изменение имён прилагательных по родам. Родовые окончания имён прилагательных: -ий, -iй, -а, -я, -е, -є. Изменение имён прилагательных по числам и падежам. Правописание имён прилагательных с суффиксами -ськ-, -зьк-, -цьк-. 76.8.6.3. Глагол: связь глагола с именами существительным в предложении. Неопределённая форма глагола (начальная форма). Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Изменение глаголов по временам. Распознавание временных форм глаголов в тексте. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов (простые случаи). 76.8.6.4. Местоимение: личные местоимения. Склонение личных местоимений. Сопоставление грамматических признаков слов украинского языка с грамматическими признаками слов русского языка. 76.8.6.5. Служебные части речи – предлог, союз: функции, употребление. Употребление союзов і, та, а, але. Частица: употребление частицы не. 76.8.7. Синтаксис. Понятие о словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Простое предложение. Главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Однородные члены предложения. Текст и его признаки (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность, относительная законченность, заглавие). 76.8.8. Орфография и пунктуация. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Раздельное, слитное и дефисное написание слов. Правописание безударных гласных е, и в корне слова. Углубление знаний о правописании звонких и глухих согласных. Правописание слов со звонкими согласными в конце и середине слов перед глухими. Правило проверки правописания слов типа просьба, боротьба, кігті, нігті. Использование орфографического словаря учебника и знакомство с академическим орфографическим словарём. Запятая в предложениях с однородными членами. 76.9. Содержание обучения в 4 классе. 76.9.1. Общие сведения о языке. Язык и культура Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект. Статус и основные функции украинского языка в субъекте Российской Федерации. Культура народа, выраженная в фольклорных и литературных текстах на украинском языке, в контексте отечественного и мирового культурного пространства. Контакты украинцев с другими народами. Взаимообогащение культур (на базе изучения заимствованной лексики). 76.9.2. Фонетика и орфоэпия. Обобщение знаний об образовании звуков речи украинского языка. Звуко-буквенный разбор слов. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка (отрабатывание заданного перечня слов). Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Использование орфоэпических словарей украинского языка с целью определения правильного произношения слов. 76.9.3. Графика. Развитие письменности на украинском языке (общие сведения). Обобщение знаний об алфавите и небуквенных графических средствах украинского языка. 76.9.4. Лексика. Повторение: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, определение прямого и переносного значения слова, распределение слов по тематическим группам. Словарный состав украинского языка. Сходства словарного состава украинского и русского языков. Заимствованные слова и их правописание. Устаревшая лексика (общее представление). Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) как средства языковой выразительности (первоначальное представление). 76.9.5. Морфемика. Состав изменяемых слов, выделение в словах однозначно выделяемых морфем (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). 76.9.6. Морфология. Повторение изученного (общее значение, морфологические признаки и употребление имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений. Союзы, предлоги). Изменение имён существительных по числам и падежам. Формирование умений ставить имена существительные в начальную форму. Чередование заднеязычных звуков в основе имён существительных. Окончание -и в родительном падеже единственного числа имён существительных женского рода с основой на твердый и мягкий согласный и на [ж], [ч], [ш] (стіни, руки, но пісні, межі, кручі, груші). Окончания имён существительных в творительном падеже единственного числа: окончание ею у имён существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания -єю у имён существительных на -iя (лінія – лінією), окончание -ем у имён существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (конем, ножем, мечем, споришем), окончание -єм у имён существительных с основой на [й’] (гай – гаєм). Окончания творительного падежа имён существительных II склонения смешанной группы мужского рода на -ар, -яр (вівчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром). Наблюдения над параллельными окончаниями одушевлённых имён существительных мужского рода в дательном и предложном падежах единственного числа (братові и брату, батькові и батьку, Василеві и Василю). Изменение имён прилагательных по родам, числами и падежам в сочетании с именами существительными. Сопоставление окончаний имён прилагательных с основой на твердый и мягкий согласный в единственном и множественном числе. Употребление падежных форм имён прилагательных во множественном числе. Окончание -i в именительном падеже множественного числа (произношение и правописание: (хороші, далекі). Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Произношение и правописание самых употребляемых имён числительных, использование их в речи. Наречие. Понятие о наречии как части речи (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами). Неизменяемость как основной грамматический признак наречий. Глагол. Время глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по числам и лицам. Изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам (в единственном числе). Произношение глаголов на -ся. Морфологический разбор изученных частей речи. 76.9.7. Синтаксис. Повторение изученного: сходства и различия между словом, словосочетанием и предложением. Связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов). Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Распространённые и нераспространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Употребление в речи простых и сложных предложений в соответствии с речевой ситуацией. Обращение, его функции. Использование в роли обращений форм звательного падежа: друже, Ольго, Василю, Наталко, Наталю, Маріє, Петрівно. Признаки текста (повторение). План текста. 76.9.8. Орфография и пунктуация. Обобщение изученных правил орфографии: раздельное, слитное и дефисное написание слов. Правописание заимствованных слов (с использованием академического орфографического словаря). Правописание форм имён существительных женского рода с основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тінню, молоддю, но радістю, щирістю). Употребление ь перед окончаниями имён прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа (синьої, давнього, братньою, літньому, могутньому). Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных. Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов на -ся. Запятая в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обращении. Запятая в сложных предложениях. 76.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне начального общего образования. 76.10.1. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (украинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (украинского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (украинского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (украинского) языка). 76.10.2. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. 76.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (украинского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. 76.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 76.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. 76.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 76.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. 76.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. 76.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. 76.10.3. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски; различать устную и письменную речь, слово и предложение; определять роль слова в речи, его номинативную функцию; делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем; различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия; на слух различать интонацию (вопросительную, утвердительную и другую) предложения и моделировать предложения в соответствии с заданной интонацией; различать звуки и буквы (букву как знак звука); владеть позиционным способом обозначения звуков буквами; устанавливать число и последовательность звуков в слове; сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов, подбирать слова к определенной модели; различать гласные и согласные звуки, определять их качественные характеристики; совершенствовать произношение отдельных звуков, которые имеют трудности при произношении: [г], [ґ], [дж], [дз], [дз’], [ц], [ц’], [ч], звуки, которые произносятся на месте букв е, є, и, і, ї, й и в; делить слова на слоги; определять словесное ударение; называть буквы украинского языка в алфавитной последовательности; различать буквы, которые используются в заимствованной лексике; определять небуквенные орфографические знаки (апостроф «’»), характерные для украинского языка; сопоставлять количество букв в алфавите украинского языка с русским алфавитом и выделять специфические буквы (є, і, ї, ґ) и небуквенные графические знаки украинского языка (апостроф «’»), нехарактерные для русской письменности; выделять буквы, употребляющиеся только в заимствованной лексике; владеть рукописным и печатным начертанием прописных и строчных букв украинского языка; писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, и предложения; определять лексическое значение слова (по общему представлению); осознавать словарное богатство украинского языка, выделять слова, значение которых требует уточнения; переносить слова по слогам; использовать разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове; писать прописную букву в начале предложения, в именах собственных; ставить знаки препинания в конце предложения; понимать функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса); читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук; читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу; владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения; осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания; устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов, изменять порядок слов; восстанавливать деформированные предложения; составлять элементарные предложения из заданного набора словоформ; понимать текст как речевое произведение; последовательно и правильно списывать текст; воспринимать на слух речь учителя на украинском языке; понимать язык как основное средство человеческого общения; осознавать цели и ситуации общения; задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя и других обучающихся (элементарный диалог), соблюдая орфоэпические нормы; понимать читаемый учебный текст; списывать и писать под диктовку изученные слова на родном языке, короткие предложения; понимать роль украинского языка в жизни человека; владеть речевым этикетом украинцев. 76.10.4. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику; основным формулам речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее); понимать смыслоразличительную функцию звуков; классифицировать гласные и согласные звуки украинского языка; различать гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные гласные звуки; понимать произносительные особенности гласных в безударном положении; различать на слух звонкие-глухие, твёрдые-мягкие согласные звуки; усваивать и совершенствовать на практике нормативное произношение звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д’], ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка; классифицировать непарные твёрдые согласные украинского языка; совершенствовать произношение слов с апострофом перед я, ю, є, ї (твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’асо]); обозначать при письме долгие согласные мягкие звуки удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання); обозначать при письме звук [o] после мягкого согласного и звукосочетание [й’о]: льон и знайомий; ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка; использовать знание алфавита украинского языка при работе со словарями; использовать орфоэпический словарь для решения практических задач; правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные); понимать назначение абзаца (красной строки); употреблять знак переноса и небуквенные графические средства (апостроф «’»), характерные для украинского языка (в пределах изученного); иметь представление о культурно-маркированной лексике; определять однозначные и многозначные слова (простые случаи); определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника; объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением); различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи); различать изменяемые и неизменяемые слова; выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные) слова; отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями; переносить слова с учётом морфемного членения; делить части речи на самостоятельные и служебные (без употребления терминов) на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли; определять части речи по задаваемым к ним вопросам; находить имя существительное, определять его значение; различать имена собственные и нарицательные; находить глагол, определять его значение; находить имя прилагательное, определять его значение, связь с именами существительными; изменять имена прилагательные по числам; иметь общее представление о предлоге как части речи; определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически; иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на украинском языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы; различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); ставить необходимый знак конца предложения – вопросительный или восклицательный, точку; осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение); различать типы текстов – описание, повествование, рассуждение (первичное ознакомление), называть их особенности; слушать аудиозаписи (несложные песни на украинском языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания; воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся; владеть алгоритмом списывания текста; вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на украинском языке; находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде; списывать или писать под диктовку тексты из нескольких несложных предложений; владеть различными правилами переноса слов; проверять безударные гласные в корне слова; определять чередования гласных и согласных звуков в корне слова; использовать мягкий знак (ь) и букв я, ю, є, і для обозначения мягкости согласных; владеть правилами написания слов типа сонце, серце, чесний; писать прописную букву в именах собственных, а также в начале предложения. писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные минисочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений. 76.10.5. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: иметь представление о многообразии языкового пространства России и мира; понимать язык как основу национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности; выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; проводить звуко-буквенный разбор слов; использовать знание алфавита украинского языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках; отличать прямое значение слова от переносного; различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы, осознавая их функции; определять заимствованные из русского и других языков слова (общеупотребительная лексика); разбирать слова по составу, выделяя корень, аффиксы (слова с однозначно выделяемыми морфемами); определять роль окончания как части слова и как средства связи слов в предложении; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; использовать знание чередований гласных о, е с i и согласных г, к, х c ж, ч, ш и з, ц, с в корнях слов: (ciм – семи, стiл – стола, дорога – на дорозі – доріжка, рік – у роцi – річний, муха – мусі – мушка); иметь представление об элементарном способе образования слов в украинском языке; сопоставлять структуру слов украинского языка со строением слов в русском языке; правильно писать и использовать приставки роз-, без-, з-, с-; осуществлять перенос слов с приставками; определять согласные на границе приставки и корня; употреблять апостроф после приставок перед буквами я, ю, є, ї; определять приставки, созвучные с предлогами; определять словообразовательную роль на примере суффиксов однокоренных слов, относящихся к одной части речи (ліс – лісок – лісник); распознавать согласные на стыке корня и суффикса (сонний, денний, осінній), разделять такие слова для переноса; осуществлять морфемный анализ слова; сопоставлять грамматические признаки слов украинского языка с грамматическими признаками слов русского языка; проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов (простые случаи); изменять самостоятельные части речи по заданным характеристикам; давать характеристику имени существительному, определять род слова, изменять по числам и падежам; устанавливать связи имён прилагательных с именами существительными при помощи вопросов от имени существительного к имени прилагательному; изменять имена прилагательные по родам, определять родовые окончания имён прилагательных: -ий, -iй, -а, -я, -е, -є; изменять имена прилагательные по числам и падежам; правильно писать имена прилагательные с суффиксами -ськ-, -зьк-, цьк-; определять связь глагола с именем существительным в предложении; находить неопределённую форму глагола (начальная форма); различать время глагола: прошедшее, настоящее, будущее – и изменять глаголы по временам; распознавать временные формы глаголов в тексте; спрягать глаголы в настоящем времени; правильно писать частицу не с глаголами; давать общую характеристику местоимениям; находить и грамотно склонять личные местоимения; проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов (простые случаи); различать служебные части речи – предлоги, союзы, иметь представление об их функциях и особенностях употребления; правильно употреблять союзы і, та, а, але; иметь представление о частицах как о части речи; правильно употреблять частицу не; формулировать понятие простого предложения; находить главные члены предложения; выделять однородные члены предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения; выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность, относительная законченность, заглавие); находить в предложении обращение, грамотно ставить знаки препинания при обращениях; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, знать различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов; ставить запятую в предложениях с однородными членами; различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов; правильно писать слова с безударными гласными е и и в корне слова; владеть правилами написания звонких и глухих согласных; владеть правилами написания слов со звонкими согласными в конце и середине слов перед глухими; владеть правилом проверки правописания слов типа просьба, боротьба, кігті, нігті; использовать академический орфографический словарь украинского языка для решения практических задач; прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на украинском языке, читаемые учителем, с установкой на понимание содержащейся в них информации; вести диалоги на изученные темы на украинском языке; формулировать монологические высказывания на заданную тему (описание); выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте; формулировать простые выводы на основе сведений, содержащихся в тексте; писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения) повествовательного характера на основе впечатлений, литературных произведений, иллюстраций. 76.10.6. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: различать методы познания языка (наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект); иметь представление о статусе и основных функциях украинского языка в субъектах Российской Федерации; видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на украинском языке; осознавать место украинской культуры в контексте отечественного и мирового культурного пространства; соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения; использовать орфоэпические словари украинского языка с целью определения правильного произношения незнакомых слов; иметь представление о развитии письменности на украинском языке; выделять устаревшую лексику; выделять безэквивалентную лексику и переводить её с украинского языка на русский и с русского на украинский; находить устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (на основании общего представления); разбирать изменяемые слова по составу (простые случаи) и характеризовать состав неизменяемых слов; проводить морфологический разбор изученных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений, союзов, предлогов); ставить имена существительные в начальную форму; изменять имена существительные по числам и падежам, учитывая особенности чередования основы; определять окончание имён существительных женского рода на –и в родительном падеже единственного числа с основой на твёрдый и мягкий согласный и на [ж], [ч], [ш] (стіни, руки, но пісні, межі, кручі, груші); правильно употреблять окончания имён существительных в творительном падеже единственного числа: окончание -ею у имён существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на и шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания -єю у имён существительных на -iя (лінія – лінією), окончание -ем у имён существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (конем, ножем, мечем, споришем), окончание -єм у имён существительных с основой на [й’] (гай – гаєм); правильно писать окончания творительного падежа II склонения смешанной группы имён существительных мужского рода на -ар, -яр (вівчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром); различать параллельные окончания одушевлённых имён существительных мужского рода в дательном и предложном (місцевому) падежах единственного числа (братові и брату, батькові и батьку, Василеві и Василю); правильно писать формы имён существительных женского рода с основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тінню, молоддю, но радістю, щирістю); изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам в сочетании с именами существительными; сопоставлять окончания имён прилагательных с основанием на твёрдый и мягкий согласный в единственном и множественном числе; употреблять ь перед окончаниями имён прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном (місцевому) падежах единственного числа (синьої, давнього, братньою, літньому, у могутньому); употреблять падежные формы имён прилагательных во множественном числе; употреблять окончание -i в именительном падеже множественного числа (произношение и правописание: хороші, далекі); давать общую характеристику имени числительному как части речи; произносить и правильно писать самые употребляемые имена числительные; определять наречие как часть речи (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами); изменять глаголы по временам, числам и лицам; произносить и правильно писать глаголы на -ся; обобщать сведения о сходствах и различиях между словом, словосочетанием и предложением; выделять сложные предложения (на основании общего представления), ставить в них запятые; правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; обобщать изученные правила пунктуации и пользоваться ими на практике; употреблять в речи простые и сложные предложения в соответствии с речевой ситуацией; использовать в роли обращений формы звательного падежа; воспринимать на слух отрывки из художественных произведений на украинском языке (в аудиозаписи), выделять в услышанном тексте главную и второстепенную информацию, определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам; вести диалоги на изученные темы на украинском языке, соблюдая этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы общения, лежащие в основе национального речевого этикета, формулировать монологические высказывания на заданную тему (рассуждение); применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное) в зависимости от поставленной задачи; интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте информацию; определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение); анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру предложенного для чтения текста; письменно излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно или выборочно); писать небольшие сочинения на основе литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи; составлять план текста, писать текст по заданному плану; корректировать заданные и собственные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.