Родной язык (украинский) 1-4 класс

1-4 класс
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(украинский) язык».
76.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(украинский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному
(украинскому) языку, родной (украинский) язык, украинский язык)
разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным
(украинским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(украинскому) языку.
76.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(украинского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
76.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования.
76.4. Планируемые результаты освоения программы по родному
(украинскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне начального общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
76.5. Пояснительная записка.
76.5.1. Программа по родному (украинскому) языку разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
76.5.2. Программа по родному (украинскому) языку предусматривает
взаимосвязанное усвоение обучающимися звукового и лексического состава
украинского языка с первого года обучения, изучение системы украинского
языка с использованием курса русского языка.
76.5.3. Изучение родного (украинского) языка на уровне начального
общего образования нацелено на развитие и совершенствование умений
обучающихся общаться на украинском языке в устной и письменной формах,
понимать слушаемую речь. В ходе изучения предмета у обучающихся
формируются представления об украинском языке как живом,
развивающемся явлении, украинский язык становится инструментом
познания национальной культуры и самореализации в ней. В связи с этим
программа по родному (украинскому) языку включает в себя не только темы,
касающиеся внутреннего устройства языка, но и вопросы реализации
языковой системы в речи‚ сведения о взаимосвязи украинского языка с
культурой украинского народа и общероссийской многонациональной
культурой, отражает те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
76.5.4. В содержании программы по родному (украинскому) языку
выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке.
Язык и культура», «Систематический курс» (фонетика и орфоэпия, графика,

лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация),
«Виды речевой деятельности. Развитие речи» (слушание, говорение, чтение,
письмо).
76.5.5. Изучение родного (украинского) языка направлено на
достижение следующих целей:
воспитание интереса к изучению родного украинского языка,
уважительного отношения к языку как к духовному наследию народа и
средству общения;
формирование
коммуникативных
способностей
обучающихся
(развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи),
включение их в практическую речевую деятельность;
формирование у обучающихся определённого круга знаний об
украинском языке;
формирование
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном обществе.
76.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(украинского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю), во 2
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в
4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
76.6. Содержание обучения в 1 классе.
76.6.1. Начальным этапом изучения родного (украинского) языка в 1
классе является учебный курс «Обучение грамоте». На учебный курс
«Обучение грамоте» рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час
учебного предмета «Родной (украинский) язык» и 1 час учебного предмета
«Литературное чтение на родном (украинском) языке»). Продолжительность
учебного курса «Обучение грамоте» зависит от уровня подготовки
обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель,
соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1
классе может варьироваться от 10 до 13 недель.
76.6.1.1. Развитие речи.
Речь устная и письменная – общее представление. Первоначальное
представление о речи с помощью наглядно-образных моделей.
Основные различия между словом и предложением. Деление речи на
смысловые отрезки (предложения) с помощью рисунков и схем.
Выработка первоначальных умений слушания и говорения.
Первоначальное представление о тексте как речевом произведении.
76.6.1.2. Слово и предложение.
Роль слова в речи. Восприятие слова как объекта изучения, материала
для анализа. Номинативная функция слова. Связь слов по смыслу. Этикетная
лексика. Слова, обозначающие предметы, признаки и действия.
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.
76.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определенной модели. Различение гласных и согласных
звуков, качественная характеристика гласных и согласных звуков.
Совершенствование произношения отдельных звуков, которые имеют
трудности при произношении: [г], [ґ], [дж], [дз], [дз’], [ц], [ц’], [ч], звуки,
которые произносятся на месте букв е, є, и, і, ї, й, в. Слог как минимальная
произносительная единица. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
76.6.1.4. Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Знакомство с
алфавитом украинского языка как последовательностью букв, а также с
небуквенными орфографическими знаками, характерными для украинского
языка. Овладение рукописным и печатным начертанием прописных и
строчных букв украинского языка. Буквы, употребляющиеся только в
заимствованной лексике.
76.6.1.5. Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их практическое применение:
раздельное написание слов;
прописная (Прописная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
перенос слов по слогам; знак конца предложения (точка).
76.6.1.6. Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при
переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании.
76.6.1.7. Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с их
произношением, и предложений. Усвоение приёмов и последовательности

правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса.
76.6.2. Систематический курс.
76.6.2.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Язык как основное средство человеческого общения. Роль украинского
языка в жизни человека.
Национальный речевой этикет украинцев.
76.6.2.2. Фонетика и орфоэпия.
Звуки речи украинского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Сходство и различия украинских и русских гласных и согласных. Гласные
ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Деление слов на слоги.
Основные законы орфоэпии. Восприятие на слух и правильное
произношение звуков, обозначаемых буквами е, є, и, і, ї, щ, в, й.
Совершенствование произношения специфических украинских звуков: [г],
[ґ], [дж], [дз], [дз’], [ц], [ц’], [ч].
76.6.2.3. Графика.
Буква как знак звука. Алфавит. Названия букв украинского алфавита.
Сопоставление украинского и русского алфавитов, выделение
специфических букв (є, і, ї, ґ) и небуквенных графических знаков в
украинском алфавите (апостроф «’»).
Употребление пробела между словами.
76.6.2.4. Лексика.
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Словарное богатство украинского языка.
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Этикетная лексика.
76.6.2.5. Синтаксис.
Различия между словом, сочетанием слов, предложением.
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых
вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление
элементарных предложений из заданного набора словоформ.
Текст как единица речи (ознакомление). Выделение в тексте
предложений, установление границ предложения на слух (интонационно) и
по знакам препинания.
76.6.2.6. Орфография и пунктуация.
Основные принципы орфографии.
Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных).
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
76.7. Содержание обучения во 2 классе.
76.7.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.

Украинский
язык
в
ряду
славянских
языков,
единство
восточнославянского языкового пространства.
Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на
доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Формулы
речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание,
благодарность, просьба, пожелание и прочее).
76.7.2. Фонетика и орфоэпия.
Смыслоразличительная функция звуков, различение звуков и букв.
Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные гласные
звуки, отсутствие в украинском языке качественной редукции гласных в
безударном положении.
Классификация согласных звуков украинского языка. Различение на
слух звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Практическое
усвоение и совершенствование нормативного произношения звонких
согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д’],
ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка. Непарные твердые согласные украинского
языка.
Совершенствование произношения слов с апострофом перед я, ю, є, ї
(твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед
сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’асо]).
Долгие согласные мягкие звуки в украинском языке, их обозначение
при письме удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання).
Обозначение при письме звука [o] после мягкого согласного,
обозначение при письме звукосочетания [й’о]: льон и знайомий.
Постановка ударения в словах в соответствии с нормами современного
литературного языка, отработка правильного произношения слов, в которых
обычно допускают ошибки в ударении.
Использование учебного орфоэпического словаря для решения
практических задач.
Правильное интонирование основных типов предложений.
76.7.3. Графика.
Назначение абзаца (красной строки), употребление знака переноса и
других небуквенных графических средств (апостроф «’»), характерных для
украинского языка (в пределах изученного).
76.7.4. Лексика.
Слово и его значение.
Культурно-маркированная лексика.
Тематические группы слов. Распределение слов на тематические
группы.
Слова однозначные и многозначные (простые случаи). Определение
значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового
словаря учебника.
Синонимы и антонимы (простые случаи).
76.7.5. Морфемика.
Изменяемые и неизменяемые слова.

Корень как обязательная часть слова.
Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и
форм слова, однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
76.7.6. Морфология.
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (без
введения терминов) на основании общего грамматического значения,
морфологических признаков и синтаксической роли
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы «хто?»
(«кто?»), «що?» («что?») (имя существительное). Изменение слов,
отвечающих на вопросы «хто?» («кто?»), «що?» («что?»), по числам (один –
много). Имена собственные и нарицательные.
Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы
«який?» («какой?»), «яка?» («какая?»), «яке?» («какое?»), «які?» («какие?»)
(имя прилагательное). Связь имён прилагательных с именами
существительными. Изменение имён прилагательных по числам.
Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы
«що робити?» («что делать?»), «що зробити?» («что сделать?») (глагол).
Предлог: значение и употребление в речи. Общее представление о
предлоге.
76.7.7. Синтаксис.
Словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных
слов, связанных по смыслу и грамматически.
Предложение как единица языка. Порядок слов в предложении. Связь
слов
в
предложении.
Предложения
по
цели
высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
76.7.8. Орфография и пунктуация.
Перенос слов с учётом морфемного членения. Правила переноса частей
слов с буквами й, ь в середине слов. Правила переноса с буквосочетаниями
дж, дз, йо, ьо. Правило переноса слов с апострофом. Правило переноса слов с
удвоенными согласными.
Написание слов типа сонце, серце, чесний. Использование мягкого
знака (ь) и букв я, ю, є, і для обозначения мягкости согласных.
Написание прописной буквы в именах собственных, а также в начале
предложения.
Правописание безударных гласных е, и в корне слова. Чередования
гласных и согласных звуков в корне слова.
Знак конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный
знаки).
76.8. Содержание обучения в 3 классе.

76.8.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Первоначальные
представления
о
многообразии
языкового
пространства России и мира.
Язык как основа национальной культуры и инструмент познания
окружающей действительности.
76.8.2. Фонетика и орфоэпия.
Случаи расхождения звукового и буквенного состава слов. Звукобуквенный разбор слов.
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в
соответствии с нормами современного литературного языка (отрабатывание
заданного перечня слов). Использование орфоэпического словаря для
решения практических задач.
76.8.3. Графика.
Использование
знания
алфавита
украинского
языка
для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
76.8.4. Лексика.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение
слова (простые случаи).
Синонимы и антонимы: различение и употребление. Многозначность и
омонимия. Лексические нормы.
76.8.5. Морфемика.
Понятие об окончании и основе слова. Однокоренные слова и формы
одного и того же слова. Роль окончания как части слова, с помощью которой
меняется форма слова (без употребления термина) на примерах из разных
частей речи. Окончание как средство связи слов в предложении.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных о, е с i, согласных
г, к, х c ж, ч, ш и з, ц, с в корнях слов (ciм – семи, стiл – стола, дорога – на
дорозі – доріжка, рік – у роцi – річний, муха – мусі – мушка).
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Перенос слов с
приставками. Приставки, созвучные с предлогами (наблюдение за звучанием
и правописанием).
Суффикс. Наблюдение за словообразовательной ролью на примере
суффиксов однокоренных слов, относящихся к одной части речи (ліс – лісок
– лісник). Наблюдение за совпадением согласных на стыке корня и суффикса
(сонний, денний, осінній). Разделение таких слов для переноса.
Разбор слова по составу (простые случаи), последовательность
морфемного анализа. Сопоставление структуры слов украинского языка со
строением слов в русском языке.
76.8.6. Морфология.
76.8.6.1. Имя существительное: род имён существительных: мужской,
женский, средний. Отнесение слова к одному из родов. Слова, род которых
не совпадает в украинском и русском языках. Изменение имён
существительных по числам (единственное и множественное число).

Практическое ознакомление с падежами имени существительного (названия
падежей, падежные вопросы).
76.8.6.2. Имя прилагательное: установление связи имён прилагательных
с именами существительными при помощи вопросов от имени
существительного
к
имени
прилагательному.
Изменение
имён
прилагательных по родам. Родовые окончания имён прилагательных: -ий, -iй,
-а, -я, -е, -є. Изменение имён прилагательных по числам и падежам.
Правописание имён прилагательных с суффиксами -ськ-, -зьк-, -цьк-.
76.8.6.3. Глагол: связь глагола с именами существительным в
предложении. Неопределённая форма глагола (начальная форма). Время
глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Изменение глаголов по временам.
Распознавание временных форм глаголов в тексте. Спряжение глаголов в
настоящем и будущем времени. Правописание не с глаголами.
Морфологический
разбор
имён
существительных,
имён
прилагательных, глаголов (простые случаи).
76.8.6.4. Местоимение: личные местоимения. Склонение личных
местоимений. Сопоставление грамматических признаков слов украинского
языка с грамматическими признаками слов русского языка.
76.8.6.5. Служебные части речи – предлог, союз: функции,
употребление. Употребление союзов і, та, а, але. Частица: употребление
частицы не.
76.8.7. Синтаксис.
Понятие о словосочетании. Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Простое предложение. Главные и второстепенные (без деления на
виды) члены предложения. Связь слов в предложении. Распространённые и
нераспространённые предложения.
Однородные члены предложения.
Текст и его признаки (тематическое и композиционное единство
частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность,
относительная законченность, заглавие).
76.8.8. Орфография и пунктуация.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Раздельное, слитное и дефисное написание слов. Правописание
безударных гласных е, и в корне слова. Углубление знаний о правописании
звонких и глухих согласных. Правописание слов со звонкими согласными в
конце и середине слов перед глухими. Правило проверки правописания слов
типа просьба, боротьба, кігті, нігті. Использование орфографического
словаря учебника и знакомство с академическим орфографическим словарём.
Запятая в предложениях с однородными членами.
76.9. Содержание обучения в 4 классе.

76.9.1. Общие сведения о языке. Язык и культура
Различные
методы
познания
языка:
наблюдение,
анализ,
лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Статус и основные функции украинского языка в субъекте Российской
Федерации. Культура народа, выраженная в фольклорных и литературных
текстах на украинском языке, в контексте отечественного и мирового
культурного пространства. Контакты украинцев с другими народами.
Взаимообогащение культур (на базе изучения заимствованной лексики).
76.9.2. Фонетика и орфоэпия.
Обобщение знаний об образовании звуков речи украинского языка.
Звуко-буквенный разбор слов.
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного литературного языка (отрабатывание
заданного перечня слов). Правильная интонация в процессе говорения и
чтения. Использование орфоэпических словарей украинского языка с целью
определения правильного произношения слов.
76.9.3. Графика.
Развитие письменности на украинском языке (общие сведения).
Обобщение знаний об алфавите и небуквенных графических средствах
украинского языка.
76.9.4. Лексика.
Повторение: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, определение прямого и переносного значения слова,
распределение слов по тематическим группам.
Словарный состав украинского языка. Сходства словарного состава
украинского и русского языков.
Заимствованные слова и их правописание.
Устаревшая лексика (общее представление).
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) как средства языковой
выразительности (первоначальное представление).
76.9.5. Морфемика.
Состав изменяемых слов, выделение в словах однозначно выделяемых
морфем (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
76.9.6. Морфология.
Повторение изученного (общее значение, морфологические признаки и
употребление имён существительных, имён прилагательных, глаголов,
местоимений. Союзы, предлоги).
Изменение имён существительных по числам и падежам.
Формирование умений ставить имена существительные в начальную форму.
Чередование заднеязычных звуков в основе имён существительных.
Окончание -и в родительном падеже единственного числа имён
существительных женского рода с основой на твердый и мягкий согласный и
на [ж], [ч], [ш] (стіни, руки, но пісні, межі, кручі, груші). Окончания имён

существительных в творительном падеже единственного числа: окончание ею у имён существительных женского рода с основой на мягкий согласный и
на шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания -єю у имён
существительных на -iя (лінія – лінією), окончание -ем у имён
существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на
шипящие (конем, ножем, мечем, споришем), окончание -єм у имён
существительных с основой на [й’] (гай – гаєм). Окончания творительного
падежа имён существительных II склонения смешанной группы мужского
рода на -ар, -яр (вівчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром).
Наблюдения над параллельными окончаниями одушевлённых имён
существительных мужского рода в дательном и предложном падежах
единственного числа (братові и брату, батькові и батьку, Василеві и Василю).
Изменение имён прилагательных по родам, числами и падежам в
сочетании с именами существительными. Сопоставление окончаний имён
прилагательных с основой на твердый и мягкий согласный в единственном и
множественном числе. Употребление падежных форм имён прилагательных
во множественном числе. Окончание -i в именительном падеже
множественного числа (произношение и правописание: (хороші, далекі).
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как
части речи. Произношение и правописание самых употребляемых имён
числительных, использование их в речи.
Наречие. Понятие о наречии как части речи (значение, вопросы, роль в
предложении, связь с глаголами). Неизменяемость как основной
грамматический признак наречий.
Глагол. Время глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по числам и лицам. Изменение глаголов в прошедшем времени по
числам и родам (в единственном числе). Произношение глаголов на -ся.
Морфологический разбор изученных частей речи.
76.9.7. Синтаксис.
Повторение изученного: сходства и различия между словом,
словосочетанием и предложением.
Связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов). Виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Распространённые и нераспространённые
предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Сложное
предложение (общее представление). Различение простых и сложных
предложений. Употребление в речи простых и сложных предложений в
соответствии с речевой ситуацией.
Обращение, его функции. Использование в роли обращений форм
звательного падежа: друже, Ольго, Василю, Наталко, Наталю, Маріє,
Петрівно.
Признаки текста (повторение). План текста.
76.9.8. Орфография и пунктуация.
Обобщение изученных правил орфографии: раздельное, слитное и
дефисное написание слов.

Правописание заимствованных слов (с использованием академического
орфографического словаря).
Правописание форм имён существительных женского рода с основой
на согласный в творительном падеже единственного числа (тінню, молоддю,
но радістю, щирістю).
Употребление ь перед окончаниями имён прилагательных в
родительном, дательном, творительном и предложном падежах
единственного числа (синьої, давнього, братньою, літньому, могутньому).
Правописание
окончаний
имён
существительных,
имён
прилагательных.
Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание глаголов на -ся.
Запятая в предложениях с однородными членами. Знаки препинания
при обращении. Запятая в сложных предложениях.
76.10. Планируемые результаты освоения программы по родному
(украинскому) языку на уровне начального общего образования.
76.10.1. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение родного (украинского) языка, являющегося частью истории и
культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание статуса родного (украинского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в
том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через
работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том
числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и
чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (украинского) языка);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании (в том числе
познавательный интерес к изучению родного (украинского) языка).
76.10.2. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
76.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (украинского) языка с
языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
76.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
76.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем.
76.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
76.10.2.5. У
обучающегося
будут
сформированы
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
76.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок.
76.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенного образца.
76.10.3. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски;
различать устную и письменную речь, слово и предложение;
определять роль слова в речи, его номинативную функцию;
делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и
схем;
различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия;
на слух различать интонацию (вопросительную, утвердительную и
другую) предложения и моделировать предложения в соответствии с
заданной интонацией;
различать звуки и буквы (букву как знак звука);
владеть позиционным способом обозначения звуков буквами;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов,
подбирать слова к определенной модели;
различать гласные и согласные звуки, определять их качественные
характеристики;
совершенствовать произношение отдельных звуков, которые имеют
трудности при произношении: [г], [ґ], [дж], [дз], [дз’], [ц], [ц’], [ч], звуки,
которые произносятся на месте букв е, є, и, і, ї, й и в;
делить слова на слоги;
определять словесное ударение;
называть буквы украинского языка в алфавитной последовательности;
различать буквы, которые используются в заимствованной лексике;
определять небуквенные орфографические знаки (апостроф «’»),
характерные для украинского языка;
сопоставлять количество букв в алфавите украинского языка с русским
алфавитом и выделять специфические буквы (є, і, ї, ґ) и небуквенные
графические знаки украинского языка (апостроф «’»), нехарактерные для
русской письменности;
выделять буквы, употребляющиеся только в заимствованной лексике;
владеть рукописным и печатным начертанием прописных и строчных
букв украинского языка;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с
соблюдением гигиенических норм;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их
произношением, и предложения;
определять лексическое значение слова (по общему представлению);
осознавать словарное богатство украинского языка, выделять слова,
значение которых требует уточнения;
переносить слова по слогам;
использовать разные способы написания в зависимости от места
орфограммы в слове;
писать прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
ставить знаки препинания в конце предложения;
понимать функции небуквенных графических средств (пробела между
словами, знака переноса);
читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук;
читать
целыми
словами
со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному темпу;
владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения;
осознанно читать слова, словосочетания, предложения и короткие
тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых
вопросов, изменять порядок слов;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять элементарные предложения из заданного набора словоформ;
понимать текст как речевое произведение;

последовательно и правильно списывать текст;
воспринимать на слух речь учителя на украинском языке;
понимать язык как основное средство человеческого общения;
осознавать цели и ситуации общения;
задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя и других
обучающихся (элементарный диалог), соблюдая орфоэпические нормы;
понимать читаемый учебный текст;
списывать и писать под диктовку изученные слова на родном языке,
короткие предложения;
понимать роль украинского языка в жизни человека;
владеть речевым этикетом украинцев.
76.10.4. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
позитивной
модели
речевого
общения,
основанной
на
доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;
основным формулам речевого этикета на украинском языке
(приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее);
понимать смыслоразличительную функцию звуков;
классифицировать гласные и согласные звуки украинского языка;
различать гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные
гласные звуки;
понимать произносительные особенности гласных в безударном
положении;
различать на слух звонкие-глухие, твёрдые-мягкие согласные звуки;
усваивать и совершенствовать на практике нормативное произношение
звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б],
са[д], ся[д’], ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка;
классифицировать непарные твёрдые согласные украинского языка;
совершенствовать произношение слов с апострофом перед я, ю, є, ї
(твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед
сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’асо]);
обозначать при письме долгие согласные мягкие звуки удвоенными
согласными (багаття, навчання, змагання);
обозначать при письме звук [o] после мягкого согласного и
звукосочетание [й’о]: льон и знайомий;
ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного
литературного языка;
использовать знание алфавита украинского языка при работе со
словарями;
использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;
правильно
интонировать
основные
типы
предложений
(повествовательные, вопросительные, побудительные);
понимать назначение абзаца (красной строки);
употреблять знак переноса и небуквенные графические средства
(апостроф «’»), характерные для украинского языка (в пределах изученного);

иметь представление о культурно-маркированной лексике;
определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);
определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в
толковом словаре учебника;
объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим
значением);
различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);
различать изменяемые и неизменяемые слова;
выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные)
слова; отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными
корнями;
переносить слова с учётом морфемного членения;
делить части речи на самостоятельные и служебные (без употребления
терминов)
на
основании
общего
грамматического
значения,
морфологических признаков и синтаксической роли;
определять части речи по задаваемым к ним вопросам;
находить имя существительное, определять его значение;
различать имена собственные и нарицательные;
находить глагол, определять его значение;
находить имя прилагательное, определять его значение, связь с
именами существительными;
изменять имена прилагательные по числам;
иметь общее представление о предлоге как части речи;
определять словосочетание как сочетание двух или нескольких
самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;
иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на
украинском языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые
вопросы;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные,
побудительные)
и
эмоциональной
окраске
(восклицательные и невосклицательные);
ставить необходимый знак конца предложения – вопросительный или
восклицательный, точку;
осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения
(логическое ударение);
различать типы текстов – описание, повествование, рассуждение
(первичное ознакомление), называть их особенности;
слушать аудиозаписи (несложные песни на украинском языке,
фольклор) с установкой на понимание их содержания;
воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся;
владеть алгоритмом списывания текста;
вести устный диалог и формулировать элементарные монологические
высказывания на заданную тему на украинском языке;
находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном
виде;

списывать или писать под диктовку тексты из нескольких несложных
предложений;
владеть различными правилами переноса слов;
проверять безударные гласные в корне слова;
определять чередования гласных и согласных звуков в корне слова;
использовать мягкий знак (ь) и букв я, ю, є, і для обозначения мягкости
согласных;
владеть правилами написания слов типа сонце, серце, чесний;
писать прописную букву в именах собственных, а также в начале
предложения.
писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные минисочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений.
76.10.5. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
иметь представление о многообразии языкового пространства России и
мира;
понимать язык как основу национальной культуры и инструмент
познания окружающей действительности;
выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
проводить звуко-буквенный разбор слов;
использовать знание алфавита украинского языка для упорядочивания
слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках;
отличать прямое значение слова от переносного;
различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы,
осознавая их функции;
определять заимствованные из русского и других языков слова
(общеупотребительная лексика);
разбирать слова по составу, выделяя корень, аффиксы (слова с
однозначно выделяемыми морфемами);
определять роль окончания как части слова и как средства связи слов в
предложении;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
использовать знание чередований гласных о, е с i и согласных г, к, х c
ж, ч, ш и з, ц, с в корнях слов: (ciм – семи, стiл – стола, дорога – на дорозі –
доріжка, рік – у роцi – річний, муха – мусі – мушка);
иметь представление об элементарном способе образования слов в
украинском языке;
сопоставлять структуру слов украинского языка со строением слов в
русском языке;
правильно писать и использовать приставки роз-, без-, з-, с-;
осуществлять перенос слов с приставками;
определять согласные на границе приставки и корня;
употреблять апостроф после приставок перед буквами я, ю, є, ї;
определять приставки, созвучные с предлогами;

определять словообразовательную роль на примере суффиксов
однокоренных слов, относящихся к одной части речи (ліс – лісок – лісник);
распознавать согласные на стыке корня и суффикса (сонний, денний,
осінній), разделять такие слова для переноса;
осуществлять морфемный анализ слова;
сопоставлять грамматические признаки слов украинского языка с
грамматическими признаками слов русского языка;
проводить морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов (простые случаи);
изменять самостоятельные части речи по заданным характеристикам;
давать характеристику имени существительному, определять род слова,
изменять по числам и падежам;
устанавливать
связи
имён
прилагательных
с
именами
существительными при помощи вопросов от имени существительного к
имени прилагательному;
изменять имена прилагательные по родам, определять родовые
окончания имён прилагательных: -ий, -iй, -а, -я, -е, -є;
изменять имена прилагательные по числам и падежам;
правильно писать имена прилагательные с суффиксами -ськ-, -зьк-, цьк-;
определять связь глагола с именем существительным в предложении;
находить неопределённую форму глагола (начальная форма);
различать время глагола: прошедшее, настоящее, будущее – и изменять
глаголы по временам;
распознавать временные формы глаголов в тексте;
спрягать глаголы в настоящем времени;
правильно писать частицу не с глаголами;
давать общую характеристику местоимениям;
находить и грамотно склонять личные местоимения;
проводить морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов (простые случаи);
различать служебные части речи – предлоги, союзы, иметь
представление об их функциях и особенностях употребления;
правильно употреблять союзы і, та, а, але;
иметь представление о частицах как о части речи;
правильно употреблять частицу не;
формулировать понятие простого предложения;
находить главные члены предложения;
выделять однородные члены предложения;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство
частей, наличие грамматической связи частей, смысловая цельность,
относительная законченность, заглавие);
находить в предложении обращение, грамотно ставить знаки
препинания при обращениях;

осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки, знать различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове, осуществлять контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
ставить запятую в предложениях с однородными членами;
различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов;
правильно писать слова с безударными гласными е и и в корне слова;
владеть правилами написания звонких и глухих согласных;
владеть правилами написания слов со звонкими согласными в конце и
середине слов перед глухими;
владеть правилом проверки правописания слов типа просьба, боротьба,
кігті, нігті;
использовать академический орфографический словарь украинского
языка для решения практических задач;
прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на
украинском языке, читаемые учителем, с установкой на понимание
содержащейся в них информации;
вести диалоги на изученные темы на украинском языке;
формулировать монологические высказывания на заданную тему
(описание);
выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте;
формулировать простые выводы на основе сведений, содержащихся в
тексте;
писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения)
повествовательного характера на основе впечатлений, литературных
произведений, иллюстраций.
76.10.6. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
различать
методы
познания
языка
(наблюдение,
анализ,
лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект);
иметь представление о статусе и основных функциях украинского
языка в субъектах Российской Федерации;
видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на
украинском языке; осознавать место украинской культуры в контексте
отечественного и мирового культурного пространства;
соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения;
использовать орфоэпические словари украинского языка с целью
определения правильного произношения незнакомых слов;
иметь представление о развитии письменности на украинском языке;
выделять устаревшую лексику;
выделять безэквивалентную лексику и переводить её с украинского
языка на русский и с русского на украинский;
находить устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (на основании
общего представления);

разбирать изменяемые слова по составу (простые случаи) и
характеризовать состав неизменяемых слов;
проводить морфологический разбор изученных частей речи (имён
существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений, союзов,
предлогов);
ставить имена существительные в начальную форму;
изменять имена существительные по числам и падежам, учитывая
особенности чередования основы;
определять окончание имён существительных женского рода на –и в
родительном падеже единственного числа с основой на твёрдый и мягкий
согласный и на [ж], [ч], [ш] (стіни, руки, но пісні, межі, кручі, груші);
правильно употреблять окончания имён существительных в
творительном падеже единственного числа: окончание -ею у имён
существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на и
шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания -єю у имён
существительных на -iя (лінія – лінією), окончание -ем у имён
существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на
шипящие (конем, ножем, мечем, споришем), окончание -єм у имён
существительных с основой на [й’] (гай – гаєм);
правильно писать окончания творительного падежа II склонения
смешанной группы имён существительных мужского рода на -ар, -яр
(вівчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром);
различать
параллельные
окончания
одушевлённых
имён
существительных мужского рода в дательном и предложном (місцевому)
падежах единственного числа (братові и брату, батькові и батьку, Василеві и
Василю);
правильно писать формы имён существительных женского рода с
основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тінню,
молоддю, но радістю, щирістю);
изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам в
сочетании с именами существительными;
сопоставлять окончания имён прилагательных с основанием на твёрдый
и мягкий согласный в единственном и множественном числе;
употреблять ь перед окончаниями имён прилагательных в родительном,
дательном, творительном и предложном (місцевому) падежах единственного
числа (синьої, давнього, братньою, літньому, у могутньому);
употреблять падежные формы имён прилагательных во множественном
числе;
употреблять окончание -i в именительном падеже множественного
числа (произношение и правописание: хороші, далекі);
давать общую характеристику имени числительному как части речи;
произносить и правильно писать самые употребляемые имена
числительные;
определять наречие как часть речи (значение, вопросы, роль в
предложении, связь с глаголами);

изменять глаголы по временам, числам и лицам;
произносить и правильно писать глаголы на -ся;
обобщать сведения о сходствах и различиях между словом,
словосочетанием и предложением;
выделять сложные предложения (на основании общего представления),
ставить в них запятые;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными
членами;
обобщать изученные правила пунктуации и пользоваться ими на
практике;
употреблять в речи простые и сложные предложения в соответствии с
речевой ситуацией;
использовать в роли обращений формы звательного падежа;
воспринимать на слух отрывки из художественных произведений на
украинском языке (в аудиозаписи), выделять в услышанном тексте главную и
второстепенную информацию, определять основную мысль текста,
передавать его содержание по вопросам;
вести диалоги на изученные темы на украинском языке, соблюдая
этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы общения, лежащие в
основе национального речевого этикета, формулировать монологические
высказывания на заданную тему (рассуждение);
применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное) в зависимости от поставленной задачи;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте
информацию;
определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и
структуру предложенного для чтения текста;
письменно излагать содержание прослушанного или прочитанного
текста (подробно или выборочно);
писать небольшие сочинения на основе литературных произведений,
сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников,
просмотра фрагмента видеозаписи;
составлять план текста, писать текст по заданному плану;
корректировать заданные и собственные тексты с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».