программа воспитания 2021-2025г_compressed

ПРИНЯТО
Педагогическим советом Детского сада
«Тополек» с. Митяево
протокол №
от «/Ъ>
20Л/ г.

Чижова

приказом № ^от|<Ж^» 0$

20^2/г.

СОГЛАСОВАНА
Советом родителей
Детского сада «Тополек» с. Митяево
протокол № Л от « /7»
20 Л/г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СТРУКТУРНОГО
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОЕГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«МИТЯЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» - ДЕТСКИЙ САД
«ТОПОЛЕК» СЕЛА МИТЯЕВО
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

с.МИТЯЕВО
2021г.

2

Содержание:
Пояснительная записка

1
1.1.

1.2.
1.2.1.
1.2.2.

1.2.3.
1.2.4.
1.2.5.
1.3.
1.3.1.

Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
Цель Программы воспитания

3
6
6

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Уклад образовательной организации

7
8

Воспитывающая среда ДОО
Общности (сообщества ДОО)
Социокультурный контекст
Деятельности и культурные практики в ДОО
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (от
3 лет до 8 лет)
Содержательный
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Патриотическое направление воспитания
Социальное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Трудовое напраление воспитания

8
8
10
К)
11
И

13
13
13

II
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

17
18

2.3.

19

14

15
15
16

Ill

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Организационный

24

3.1.

Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

24

3.2.

Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО

26

3.3.

Организация предметно-пространственной среды

27

3.4.

Особые требования к условиям обеспечивающим достижения планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Календарный план воспитательной работы

28

3.5.

Приложение №1.

2

29

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания) является
компонентом Основной образовательной программы дошкольного образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Митяевская средняя
школа» Сакского района (далее - Учреждения), предусматривает обеспечение процесса
разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона
от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом
Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования (далее - НОО).
Детский сад «Тополек» села Митяево руководствуется определением понятия
«образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон):
«образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим
Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является структурной компонентой основной
образовательной программы Детского сада «Тополек» села Митяево (далее - ДО). В
связи с этим в структуру Программы воспитания включены три раздела - целевой,
содержательный и организационный, предусмотрев в каждом из них обязательную часть
и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие.
Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными
субъектами воспитательно-образовательного процесса.
1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3

В основе процесса воспитания детей в ДОО лежит конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются, как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты
определяются направлениями программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребенок, в программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества
образовательной организации (далее - 00) с семьями дошкольников, а также со всеми
субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно
воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить
их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в
основных направлениях воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной
программы Детского сада «Тополек» с. Митяево, региональной и муниципальной
специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей - социально­
коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и
физического развития.
Воспитательные
задачи,
согласно
федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются
в рамках образовательных областей - социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
Нормативно-правовое и информационное обеспечение
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся.

4

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17
октября 2013г. № 1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р;
7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального
учебно методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20
http://form.instrao.ru ;
8. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
http://form.instrao.ru
Документы локального уровня:
1. У став Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Митяевская средняя школа» Сакского района от 13.02.2018г №55
2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от
31.12.2014 г.;
3. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом
органе по месту ее нахождения от 31.12.2014 г.;
5.Лицензия на образовательную деятельность от 09.06.2016 г. № 0242;
Приложение № 2 от 17.01.2020г. № 73
6.Основная
образовательная
программа
структурного
подразделения
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Митяевская средняя
школа» - детский сад «Тополёк» с. Митяевоот 29.08.2019 г
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство
с другими организациями.

5

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1.1. Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей
российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Задачи воспитания в Детском саду «Тополёк» с. Митяево формируются для каждого
возрастного периода (от 3 до 8 лет) на основе планируемых результатов достижения
цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными
действующими нормативными правовыми документами в сфере Детском саду
«Тополёк» с.Митяево.
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника
в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирование предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей.
8.
Формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6

10.Формирование базовых основ национальных, этнокультурных, демографических,
климатических условий развития родного края.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы являются антропологический, культурно­
исторический и деятельностный подходы. Концепция Программы основывается на
базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие субъектности и личности ребенка
в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сензитивного периода воспитания; теории об
амплификации (обогащении) развития ребенка средствами разных «специфически
детских видов деятельности».
При создании программа воспитания учтены принципы ДО, определенными
Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО).
Программа
воспитания
построена
на
основе
духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе
как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне,
достоинству и защиту его прав на свободу и развитие.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного
процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в
общую систему образования.
7

Данные принципы реализуются в укладе Детского сад «Тополёк» с.Митяево
включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики,
совместную деятельность и события.

1.2.1. Уклад образовательной организации

Уклад - это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые
национальные ценности, содержащий традиции региона и 00, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности
и социокультурный контекст.
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами
воспитания (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно­
нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками
воспитывающей
среды
являются
ее
насыщенность
и
структурированность.

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность - это единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те
ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой
общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
- быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и
поведения;
- побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
8

- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности,
цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение
ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в
дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детсковзрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному
человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания
ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам,
которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком
и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с
ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность
в том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях
дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим,
так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и
с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо
подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для
всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это
возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.

9

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает нормы профессиональной этики и поведения:
- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
- улыбка - всегда обязательная часть приветствия;
- педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;
- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
- уважительное отношение к личности воспитанника;
- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения
возрастной психологии и педагогики.

1.2.4. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст - это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на
идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно­
содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО

10

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ДО, сформулированными во
ФГОС ДО (п.З раздела 1.4 «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»), и
моделью образовательного процесса. В качестве средств реализации цели воспитания
выступают следующие основные деятельности и культурные практики:
- предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым,
в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы
ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная
инициативная
деятельность
ребенка
(его
спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления:
любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо
линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно
сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
В Детском саду «Журавушка» с. Журавли не осуществляется оценка результатов
воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры
основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы
для детей дошкольного возраста
(от 2,8 до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Показатели
Направление
Ценности
воспитания
Любящий свою малую родину и имеющий
Патриотическое
Родина,
представление
о
своей
стране,
природа
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Осознание детьми своей сопричастности к
культурному наследию своего народа;
осознние себя жителем своего района, села.
11

гражданина своей страны, патриотом.

Социальное

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Этико-эстетическое

Человек, семья, Различающий основные проявления добра и
зла, принимающий и уважающий ценности
дружба,
сотрудничество семьи и общества; правдивый, искренний;
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному
поступку;
проявляющий
зачатки чувства долга: ответственность за
свои действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Любознательный,
наблюдательный,
Знания
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом;
проявляющий
активность,
самостоятельность, субъектную инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании; обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.
Владеющий основными навыками личной и
Здоровье
общественной
гигиены,
стремящийся
соблюдать правила безопасного поведения в
быту, социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в
Труд
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности; проявляющий
трудолюбие и субъектность при выполнении
поручений
и
в
самостоятельной
деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
Культура и
прекрасное в быту, природе, поступках,
красота
искусстве; стремящийся к отображению
прекрасного
в
продуктивных
видах
деятельности;
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

12

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО,
одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия,
ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в
родной стране.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания
ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
13

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края. России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач ДОО сосредоточивает свое внимание на
нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
-формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.

2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семьи, дружбы, человека и личности в команде лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща,
подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах
семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка
к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка
в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование
у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к 8 годам
положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создании условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1. Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей. Формирование у
ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление
с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе,
примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на
материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих
детей в группе в различных ситуациях.
2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач ДОО сосредотачивает свое внимание на нескольких
основных направлениях воспитательной работы:
- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
14

-учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
- учить детей анализировать поступки и чувства - свои и других людей;
- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
- создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность - знания. Цель
познавательного
направления
воспитания
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира
ребенка, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения,
сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и
экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов,
чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию,
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направления воспитания
Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки
здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой
двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев,
творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к
воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;
2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным
навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры,
спорта, здоровья и безопасного образа жизни;
3) сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической
культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного
режима дня.
15

Направления деятельности воспитателя:
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у
дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и нормальным социальным ожиданиям
окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно они
становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, ДОО сосредотачивает свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;
- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в
тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд
оказывает ла детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к
труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой
задачи).
16

При реализации данных задач сосредоточить свое внимание на нескольких
направлениях воспитательной работы:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов
труда, желанием приносить пользу людям.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности - культура и красота.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное
чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений
является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления
о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания.
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их влиянии
на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Основные направления воспитательной работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
- воспитывать культуру речи (называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом);
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться
17

к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой;
привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОО;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
- реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО
отображаются:
- региональные и территориальные особенности социокультурного окружения 00;
- воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует 00,
дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные и т. д.;
- воспитательно значимые проекты и программы, в которых 00 намерена
принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные,
территориальные и т. д.;
- ключевые элементы уклада 00 в соответствии со сложившейся моделью
воспитательно значимой деятельности, накопленным опытом, достижениями,
следованием традиции, укладом ее жизни;
- наличие
инновационных,
опережающих,
перспективных
технологий
воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
- существенные отличия 00 от других образовательных организаций по признаку
проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям,
отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
- особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными
партнерами 00;
- особенности 00, связанные с работой с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

18

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Профессионально-родительская общность
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения
социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения 00.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников
образовательных отношений составляют основу уклада 00, в котором строится
воспитательная работа.
Активное вовлечение родителей в педагогический процесс осуществляется через
проведение совместных спортивных мероприятий, праздников, тренингов и «Дней
открытых дверей». На должном уровне организуется работа педагогами по обобщению
семейного воспитания.
Вниманию родителей на общих собраниях представляются выступления детей,
тематические выставки литературы и методических пособий, анкетирование, фото-,
видеопросмотры из жизни детей в дошкольном учреждении по темам:
- День защиты детей;
- Вот как мы живем...
-Игра как фактор развития личности ребенка и др.;

Структурно - функциональная модель взаимодействия детского сада и семьи
Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностно­
ориентированного общения с родителями на основе общего дела.
Методы:
- опрос,
- анкетирование,
- интервьюирование,
- наблюдение,
- изучение медицинских карт.
Основная задача родителя - решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем
детей и их^развитием.
Формы взаимодействия:
- практические занятия (взрослый-взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок),
- игровые тренинги,
- семинары - практикумы
-мастер-классы.
Методы:
- проигрывание моделированных ситуаций,
- взаимодействие,
- сотрудничество.
Основная задача - количественный и качественный анализ эффективности мероприятий,
которой проводится педагогами дошкольного учреждения.
Формы взаимодействия:
- родительские собрания
- родительская конференция
Методы:
- повторная диагностика, опрос, наблюдения,
- оценочные листы,
19

- самоанализ педагогов, учет активности родителей и т.п.
Методы рефлексии воспитательных приемов:
Использование структурно-функциональной модели взаимодействия детского сада и
семьи по вопросам развития ребенка позволяет наиболее эффективно использовать
нетрадиционные формы социального партнерства детского сада.

Формы взаимодействия с родителями.
Информационно-аналитические формы
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с
родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого
воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых
педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и
потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на
аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно­
ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение
эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение
грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями
можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы
Анкетирова­ Один из распространенных методов диагностики, который используется
ние
работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных
потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для
согласования воспитательных воздействий на ребенка
Опрос
Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном
(беседа,
интервью)
или
опосредованном
(анкета)
социально­
психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
Источником информации в данном случае служит словесное или
письменное суждение человека
Интервью и Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью
беседа
исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных
сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны,
позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то,
что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту
группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов
существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса
никогда не может гарантировать полной достоверности информации)

Познавательные формы

Познавательные ф ормы призваны повышать психолого-педагогическую культуру
родителей, а значгit, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание
ребенка в услови ях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы
взаимодействия пс)зволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и
психологического р азвития детей, рациональными методами и приемами воспитания для
формирования их щрактических
Форма выработки у родителей педагогических умений по
Практикум
воспитанию детей, эффективному решению возникающих
педагогических
ситуаций,
своеобразная
тренировка
педагогического мышления родителей-воспитателей.
Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая
Лекция
сущность той или иной проблемы воспитания
Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из
Дискуссия
20

Круглый стол

Симпозиум

Дебаты
Педагогический
совет с участием
родителей
Педагогическая
лаборатория
Родительская кон­
ференция
Общее родитель­
ское собрание

Групповые роди­
тельские собрания

Аукцион
Вечера вопросов и
ответов
Родительские
вечера

Родительские чте­
ния

Родительский тре­
нинг

Педагогическая
беседа

Семейная
ная

гости­

интересных для родителей форм повышения уровня педагогической
культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных
проблем, способствующая формированию умения всесторонне
анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,
стимулирующий активное педагогическое мышление
Особенность этой формы состоит в том, что участники
обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии
каждого
Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по
очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на
вопросы
Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений
представителей противостоящих, соперничающих сторон
Главной целью совета является привлечение родителей к активному
осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета
его индивидуальных потребностей
Предполагает обсуждение участия родителей в различных
мероприятиях
Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность
этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители,
но и общественность
Главной целью собрания является координация действий
родительской общественности и педагогического коллектива по
вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей
Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом
родителей, форма организованного ознакомления их с задачами,
содержанием и методами воспитания детей определенного возраста
в условиях детского сада и семьи
Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи»
полезных советов по выбранной теме
Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания,
применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить
свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей
Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники
общения с родителями друга своего ребенка, это праздники
воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это
поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь
и собственный ребенок
Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов,
но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее
обсуждении
Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые
хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с
собственным ребенком, сделать его более открытым и
доверительным
Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой
точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной
помощи
Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива,
тем самым оптимизируются детско- родительские отношения;
помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить
эмоциональный контакт между родителями и детьми
21

Клубы для родите­ Предполагают установление между педагогами и родителями
лей
доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами
значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что
педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении
возникающих трудностей воспитания
Дни добрых дел
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ
(ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметно­
развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать
атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между
воспитателем и родителями
День
открытых Дает возможность познакомить родителей с дошкольным
дверей
учреждением, его традициями, правилами, особенностями
воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и
привлечь их к участию
Неделя открытых Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский
дверей
сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными
моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже
проникнуть в его интересы и потребности
Ознакомительные Для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение
дни
Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед
Эпизодические
посещения
родителями:
наблюдение
за
играми,
непосредственно
образовательной деятельностью, поведением ребенка, его
взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью
педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у
родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в
обстановке отличной от домашней
Исследовательско- В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные
проектные, роле­ знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в
вые, имитацион­ процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов
ные и деловые пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти
игры
приемлемое решение
Досуговые формы
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные
отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения
между родителями и детьми
Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить
Праздники,
утренники,
участников педагогического процесса
мероприятия
(концерты,
сорев­
нования)
Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей
Выставки
работ
родителей и
детей,
семейные
вернисажи
Совместные Укрепляют детско-родительские отношения
походы
и
22

экскурсии

Письменные формы
Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о
здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его
любимых занятиях и другую информацию
Неформальные Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой,
записки
чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только
что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в
них могут быть записи детской речи, интересные высказывания
ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки,
выражающие благодарность или содержащие просьбы
Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы
Личные
делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду;
блокноты
семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как
дни рождения, новая работа, поездки, гости
Письменные
Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет
отчеты
о личных контактов
развитии
ребенка
Еженедельные
записки

Наглядно-информационные формы
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей
с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть
методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя
Информационно­ Направлены на ознакомление родителей с дошкольным
ознакомительные учреждением, особенностями его работы, с педагогами,
занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете,
«Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в
средствах
массовой
информации,
информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной
группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и
информационные проспекты
Информационно- Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях
просвети­
развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика
тельские
заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не
прямое, а опосредованное — через газеты, организацию
тематических
выставок;
информационные
стенды;
записи
видеофрагментов организации различных видов деятельности,
режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы,
папки-передвижки

23

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания 00 обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад 00 направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного
образования на уровень начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды,
в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические
материалы и средства обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива
к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материальнотехнические,
психолого-педагогические,
нормативные,
организационнометодические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами
организационного раздела ООП ДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания - как инвариантные, так и
свои собственные, - для всех участников образовательных отношений:
руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного
окружения ДОО.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила
жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми
друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и
нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.
Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно
проектироваться командой ДОО и быть принят всеми участниками
образовательных отношений.

Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги.
№ п/п
Оформление
Шаг
Устав ДОО, локальные акты,
1
Определить ценностно-смысловое
правила поведения для детей и
наполнение жизнедеятельности ДОО.
взрослых, внутренняя символика.
2
Отразить сформулированное ценностно- ООП ДО и Программа воспитания.
24

3

смысловое наполнение во всех форматах
жизнедеятельности ДОО:
- специфику организации видов
деятельности;
- обустройство развивающей предметно­
пространственной среды;
- организацию режима дня;
- разработку традиций и ритуалов ДОО;
праздники и мероприятия.
Обеспечить принятие всеми участниками Требования к кадровому составу и
профессиональной подготовке
образовательных отношений уклада
сотрудников.
ДОО.
Взаимодействие ДОО с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство ДОО с
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные
акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры.
Воспитывающая среда - это содержательная и динамическая характеристика уклада,
которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее
ценностями и смыслами;
- «от совместной деятельности ребенка и взрослого» - воспитывающая среда,
направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и
ценности воспитания;
-«от ребенка» - воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно
творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы,
заложенные взрослым.
Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации
цели воспитания.
Кадровый потенциал реализации Программы
Условием качественной реализации Программы является ее непрерывное
сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение
всего времени ее реализации в Организации или группе. Педагогические работники,
реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для
создания условий развития детей:
•
Обеспечение эмоционального благополучия;
•
Поддержка индивидуальности и инициативы;
•
Построение вариативного развивающего образования;
•
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка
25

В целях эффективной реализации Программы созданы условия:
•
Для профессионального развития педагогических и руководящих
работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
•
Для консультативной поддержки педагогических работников и
родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны
здоровья детей;
Для организационно-методического сопровождения процесса реализации
Программы.
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО

Событие - это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка
и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать
значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята
ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс
происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть
направлен взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает
смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач
воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие,
но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней
встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и
пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются
в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:
-разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
-создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов. «Театр в детском саду» - показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее - ППС) отражает федеральную,
региональную специфику, а также специфику 00 и включает:
26

- оформление помещений;
- оборудование;
- игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
и способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть
отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной
организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным
задачам воспитания детей дошкольного возраста.

3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно - «включение») - это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование - это идеальная норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение,
взаимопомощь,
совместность,
сопричастность,
социальная
ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных
отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред'. ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
27

рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности', формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной
ситуации его развития.
На уровне событий', проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих
силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в ДОУ, реализующую
инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семье
ребенка
с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
детей
с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний
и представлений об окружающем мире;
28

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.5. Календарный план воспитательной работы

План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по
следующим этапам:
- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение,
просмотр, экскурсии и пр.);
- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие
продукты;
- организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может
повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте
неограниченное количество раз.
На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет
развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе
ценности.

29

Пронумеровано, прс~скреплено печатью нг


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».