Программа «Одаренные дети» МБОУ Митяевская средняя школа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИТЯЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИНЯТА
На заседании педагогического совета
Протокол от «01» сентября 2021г. № 7

У Т В Е Р Ж Д Е НА
Приказом по школе
от «01» сентября 2021г. № 256

Программа «Одаренные дети»
в условиях реализации ФГОС
основного общегообразования
в МБОУ «Митяевская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
Срок реализации 2021-2024гг.

Паспорт программы
Наименование
Программы

Программа «Одаренные дети» в условиях реализации ФГОС основного
общегообразования в МБОУ «Митяевская средняя школа» Сакского района
Республики Крым

Разработчики
программы

Чижова И.А. директор школы;
Миргородская Р.Н.-заместитель директора
поУВР;
Хомякова С.Г. -заместитель директора по
УВР; Эмираджиева Э.А.
– педагогорганизатор;
Волкова А.В.- педагог-психолог

Целевая аудитория,
адресность
программы
Цели и задачи
Программы

Обучающиеся 1 –11 классов школы, педагогический
коллективгимназии, родительская общественность
Цель программы:
создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных
обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в
соответствии со способностями через оптимальную структуру школьного и
дополнительного образования.
Задачи:
нормативно-правовое
обеспечение, организационное, научно
-методическое, мотивационное,
информационное сопровождение внедрения ФГОС;
выявление и отбор как одаренных и талантливых, так и способных детей,
создание условий для развития творческого потенциала личности таких
учеников;
создание организационных
психолого-педагогических условий для обучения и воспитания
одаренныхдетей, для развития интеллекта,
исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста
одаренных детей;
расширение возможности участия одаренных и способных
детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах;
Развитие следовательских способностей
обучающихся через школьное научное общество;
использование инновационных подходов по педагогическому
сопровождениюодарённых детей во всех сферах
деятельности: интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной;
подготовка и повышение квалификации педагогов по работе с одаренными
детьми;
разработка модели психологопедагогического сопровождения одаренных детей;
организациясистематической психолого-педагогической
помощи
семьям в воспитании и развитии одаренного ребенка;
создание единого образовательного пространства базового и
дополнительногообразования детей для индивидуализации обучения и
воспитания учащихся с
Общей одаренностью.

Нормативноправовое
обеспечение

Ожидаемые
результаты

Ресурсное
обеспечение
Программы
Источники
финансирования
Программы
Управление
Программой
Сроки реализации
программы

Государственная программа Российской Федерации « Развитие
образования», Национальный проект « Образование» Федеральный
государственный образовательный стандарт
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов;
«Программа развития школы»
Устав МБОУ «Митяевская средняя школа» Сакского района
Республики Крым.
Реализация Программы позволит:
-Создание системы работы с одаренными детьми;
-Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих
своиинтеллектуальные или иные способности;
-Повышение качества образования и воспитания школьников;
-Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов,
олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
-Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование
и развитие личности, важнейшими качествами которого станут
инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни;
Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в
планировании разработке программ, апробации экспериментов и инноваций,
стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.
-Создание системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогов и других
специалистов для работы с одаренными детьми;
-Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих
способностейобучающихся;
-Более раннее выявление одарённости, начиная с первой ступени обучения (1-4
классы);
Успешная социализация в обществе, Разработка и реализация индивидуальных
образовательных маршрутов с учётом профессионального самоопределения по
окончании школы.
Основными ресурсами для реализации
Программы являются:
 кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;
 инновационный (использование
современныхпедагогических технологий);
Выполнение программы обеспечивается за
счет бюджетных и внебюджетных средств:
• платных образовательных услуг;
• спонсорской помощи;
• грантов.
Управление и контроль за реализацией
программы осуществляет Педагогический совет и директор
школы.
2021-2024г.г.

Аннотация
В настоящее время меняются ориентиры современной школы, основная задача которой
сегодня -перевести обучающегося в режим саморазвития.
Цель программы «Одаренные дети»: создание благоприятных условий для выявления и
развития одаренных обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного
образования. Программа включает в себя стратегию и план мероприятий по работе с одаренными
обучающимися при введении и реализации ФГОС ООО, помогает целенаправленно и обоснованно
строить работу с одарёнными и мотивированными детьми, согласовывать действия администрации,
учителей, классных руководителей, обучающихся и родителей при планировании и организации
работы с одарёнными.
Актуальность программы
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро
адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов,
проявляя гибкость и творчество.
Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных
возможностей.
Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники,
социальной сфере. Поэтому забота об одарённых детях сегодня –это забота о развитии науки,
культуры и социальной жизни завтра.
Между тем в школах отмечается ряд проблем, требующих пристального внимания и тесного
взаимодействия всей педагогической общественности:- отсутствие сотрудничества педагогов и
родителей в создании условий для развития природных задатков школьников;
-отсутствие целенаправленной системы поддержки одаренных детей, в результате чего их
творческий и интеллектуальный потенциал не раскрывается в полной мере;-неподготовленность
учителей к индивидуализации обучения;- ослабленность научно-методической поддержки педагогов,
работающих с одаренными детьми.
Проблема выявления и развития одаренных, проявляющих способности в той или иной области
детей, приобретает особую актуальность.
Инновационная экономика, ориентированная на уникальность поведения личности в контексте
общественных потребностей, рассматривает одаренность ребенка как стратегический ресурс своего
развития.
Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является
одной из приоритетных социальных задач современной школы. В статье 77 «Закона об образовании в
Российской Федерации» отмечается, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших
выдающиеся способности, «организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и
творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на
выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к
занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской
деятельности), творческой деятельности, физкультурно- спортивной деятельности, на пропаганду
научных знаний, творческих и спортивных достижений».
Перед образовательными организациями стоит цель –выявление и поддержка одаренных
детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализации, а в перспективе и
формированию их как будущих высококвалифицированных специалистов. Способный ребёнок
не всегда может проявиться в учёбе, если не созданы условия для его выявления. А работа с такими
учащимися требует от педагога особенной подготовки и совершенно иных подходов при

организации образовательного процесса, Выявление одаренных детей должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и
развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательной организации.
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир —портрет
выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это
преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Подчеркивается, что выпускник начальной школы —владеющий основами умения учиться, способный
к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться,
осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный
применять полученные знания на практике. Таким образом, заказ общества -подготовка выпускника,
способного к активной познавательной деятельности, коммуникабельного и компетентного.
Новые требования обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и
духовного потенциала нации. В Концепции одаренности авторского коллектива под руководством
Богоявленской Д.Б.одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику
ребенка в целом.
При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие
способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает
приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации Программы «Одаренные дети –
будущее России», которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и
другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех
субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
Пояснительная записка
Основное назначение программы как управленческого документа заключается в разработке
целостной системы действий, с учетом ресурсов: материально- технического и кадрового обеспечения.
Программа направлена на достижение стратегических целей и эффективное решение приоритетных
задач развития образования в МБОУ «Митяевская средняя школа», рассчитана на организацию работы
с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.
Цель программы: -создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных
обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со
способностями через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи:
нормативно-правовое обеспечение, организационное, научно-методическое,
мотивационное,информационное сопровождение внедрения ФГОС;
выявление и отбор как одаренных и талантливых, так и способных детей, создание условий
дляразвития творческого потенциала личности таких учеников;
создание организационных психолого-педагогических
условий для обучения и воспитания одаренных детей, для развития интеллекта,
исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;

расширение возможности и участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках,
олимпиадах и конкурсах; развитие исследовательских способностей
обучающихся через школьное научное общество;
-использование инновационных подходов по
педагогическому сопровождению одарённых детей во всех сферах деятельности:
интеллектуальной,творческой, спортивной, социальной;
подготовка и повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми;
разработка модели психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
организация систематической психолого-педагогической помощи семьям в воспитании и
развитииодаренного ребенка;
создание единого образовательного пространства базового и дополнительного образования
детей для индивидуализации обучения и воспитания учащихся с общей одаренностью
В современных условиях основной задачей образования становится достижение нового качества
его результатов, формирование личности ученика, обладающего компетенциями, позволяющими ему
успешно адаптироваться в окружающей действительности. Повышенный интерес к детской
одарённости стал приметой нашего времени. В последнее десятилетие выросла социальная
потребность в думающей, ищущей, творческой личности, способной нестандартно решать
поставленные задачи. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают
решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и
саморазвития. Потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть
активную роль в социально- экономическом и духовном возрождении России, востребована как
никогда прежде.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в
образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей
жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и
ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого
ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать
способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как:
индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных
образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается новым законом«Об
образовании в Российской Федерации».
Для эффективного распространения имеющегося опыта по организации работы с одаренными
детьми в соответствии с требованиями ФГОС ООО, создания условий для оптимального развития
одаренных детей, внедрения инноваций в практику работы педагогов разработана Программа
«Одаренныедети» МБОУ «Митяевская средняя школа» Сакского района Республики Крым.
В школе создана образовательная система, обеспечивающая получение высокого качества
обучения, которое соответствовало бы личностным запросам обучающихся за счёт вариативности
учебных планов и программ. В центре образовательной системы учреждения находится ребёнок,
развитие его способностей и природных задатков.
Ведётся целенаправленная работа по оказанию педагогической помощи и поддержке одарённых
и способных детей в разных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой,
здоровьесберегающей. С целью развития интеллектуальных способностей детей в МБОУ «Митяевская
средняя школа» сформированы классы с профильным уровнем, которые овладевают программами
профильного обучения по выбору. Обучающимся предоставляется свобода выбора факультативных
занятий, элективных курсов. Для организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в
гимназии образовано научное общество, работа в котором развивает у школьников творческие
способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы,
оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);даёт возможность проверить
свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности.
В структуру школы входят 4 предметные кафедры: кафедра гуманитарных наук, кафедра
иностранных языков, кафедра естественно-математических наук, кафедра начальных классов.
Итог работы -школьная научно-практическая конференция, на которой представляют
исследовательские проекты учащиеся 5-11 классов. Ежегодно обучающиеся гимназии принимают
участие в предметных олимпиадах разных уровней (от школьного до всероссийского). Создан банк
данных одарённых детей

Формы поиска и выявления одаренных детей
№
1

Форма
мониторинг

Название
Мониторинг «Школьный тест умственного
развития»
Диагностика творческих, интеллектуальных,
спортивных способностей

2

диагностика

3
4

конкурсы
олимпиады

5

оценка внеучебных
достижений

Конкурс «Ученик года»
Школьный, муниципальный и региональный этап
всероссийской олимпиады школьников
«Защита портфолио», Участие в районном конкурсе
«Ученик года»

Формы презентации достижений одаренных детей:
Форма
выставка

концерт
конференция

Диагностики

Название
Выставка «Наши достижения»
(научно-исследовательскиеработы,
портфолио)
Концерт «Наши таланты»
Научно-практическаяконференция.
Конференция научноисследовательских проектов
«Мир открытий»

Форма
выставка

концерт
конференция

Перечень ориентировочных методик для диагностики признаков одаренности в МБОУ
«Митяевская средняя школа»
Начальная школа
Вид одаренности

Название методики

Интеллектуальная

Методика Л.А.
Ясюковой (часть 1).
Методика определения
готовности к школе.
Прогноз и профилактика
проблем обучения в
начальной школе
Методика Л.А.
Ясюковой (часть 2).
Прогноз и профилактика
проблем обучения в
средней школе (3-6
классы)
Карта наблюдений
Анкета одарённости А. И.
Савенкова

Творческая

Тест Торренса

Карта наблюдений

Музыкальная

Возможности
методики

Кто
работае
тс
методи
кой

изучение
мыслительных
операций
педагогпсихолог

изучение
мыслительных
операций

выявление детей с
признаками
одаренности
информации о
характере
направленности
интересов,
способностей
ребенка.
диагностика
творческого
мышления

педагогпсихолог

учитель

учитель,
родитель

педагогпсихолог

выявление детей с
признаками
одаренности

учитель

экспертное
оценивание
конкретныхпродуктов
творческой
деятельности детей

выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению

учитель

Анкета одарённости А. И.
Савенкова

информации о
характере
направленности
интересов,
способностей
ребенка.
выявление детей с
признаками
одаренности

Наблюдение учителя, опрос
родителей и ребенка

учитель,
родитель
учитель,
родители
,
сверстни
ки

экспертное
оценивание
конкретныхпродуктов
деятельности детей
Анкета одарённостиА.
И. Савенкова

Спортивная

Наблюдение
учителя, опрос
родителей и ребенка
экспертное
оценивание
конкретныхпродуктов
деятельности детей
Анкета одарённостиА.
И. Савенкова

Художественная

Наблюдение
учителя, опрос
родителей и ребенка
экспертное
оценивание
конкретныхпродуктов
творческой
деятельности детей
Анкета одарённостиА.
И. Савенкова

В сфере общения

Наблюдение
учителя, опрос
родителей и ребенка
Анкета одарённостиА.
И. Савенкова

Социометрия

выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению
информации о
характере
направленности
интересов,
способностей
ребенка.
выявление детей с
признаками
одаренности
выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению
информации о
характере
направленности
интересов,
способностей
ребенка
выявление детей с
признаками
одаренности
выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению
информации о
характере
направленности
интересов,
способностей
ребенка
выявление детей с
признаками
одаренности
информации о
характере
направленности
интересов,
способностей
ребенка.
взаимоотношенияв
коллективе
(лидерство,
аутсайдерство идр.)

учитель

учитель, родитель

учитель, родители,
сверстники

учитель

учитель, родитель

учитель, родители,
сверстники

учитель

учитель, родитель

учитель, родители,
сверстники

учитель, родитель

педагог-психолог

Средняя школа
Вид одаренности

Название методики

Интеллектуальная Тест вербального
интеллекта (ТВИ)

Возможностиметодики
(направлен наизучение
следующих
компонентов:
математическая логика,
обобщение,выполнение
инструкции,
практическийанализ,
исключение,
определение
антонимов, поисканалогий)

педагогпсихолог

(измерениеразличных
аспектов умственной
деятельности (субтесты серии, классификация,
матрицы,условия)

педагогпсихолог

Тест структуры
интеллекта
Амтхауэра
(модификация
Л.А.Ясюковой)

Изучение
интеллектуальныхопераций
(структура
интеллекта)

педагогпсихолог

Тест Векслера

уровень
интеллекта

педагогпсихолог

Тест интеллекта,
свободный от
влияния культуры

Школьный тест
умственного развития
Карта наблюдений
Опросник «Методика
диагностики общей
одаренности»

Гуманитарная

Кто работает с
методикой

Диагностика
гуманитарных
способностей
(Л.А.Ясюковой)
(входит в состав

педагогпсихолог
выявление детей с
признаками
одаренности
информации о характере
направленностиинтересов,
способностейребенка

уровень развития
гуманитарных
способностей

учитель

учитель,
родитель

педагогпсихолог

комплекта «Методика Л.А.
Ясюковой (часть 2).
Прогноз и профилактика
проблемобучения в
средней
школе (3-6 классы)», а
также
«Прогноз и профилактика
проблемобучения,
социализация и
профессиональное
самоопределение
старшеклассников»
(Методика Л.А.Ясюковой
часть3)
экспертное
оценивание
конкретных продуктов
творческой
деятельности детей
Опросник для
выявления одаренных
школьников
(А.А.Лосевой)
Творческая

Музыкальная

выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению
информации о
характере
направленности
интересов,
способностей
ребенка
диагностика
Тест Торренса
творческого
мышления
экспертное
выявление детей с
оценивание
признаками
конкретных продуктов
одаренности по
творческой
данному
деятельности детей
направлению
Опросник для
информации о
выявления одаренных
характере
школьников
направленности
(А.А.Лосевой)
интересов,
способностей
ребенка
Наблюдение учителя,
выявление детей с
опрос родителей и
признаками
ребенка
одаренности
экспертное
оценивание выявление детей с
конкретных
продуктов признаками
творческой
одаренности по
деятельности детей
данному
направлению
Опросник для
информации о
выявления одаренных
характере
школьников
направленности
(А.А.Лосевой)
интересов,

учитель

учитель, родитель

педагог-психолог

учитель

учитель, родитель

учитель, родители,
сверстники

учитель

учитель, родитель

Спортивная

Художественная

В сфере общения

способностей
ребенка
Наблюдение учителя, выявление детей с
опрос родителей и
признаками
ребенка
одаренности
экспертное
выявление детей с
оцениваниеконкретных признаками
продуктов
одаренности по
деятельности детей
данному
направлению
Опросник для
информации о
выявления одаренных характере
школьников
направленности
(А.А.Лосевой)
интересов,
способностей
ребенка
Наблюдение учителя, выявление детей с
опрос родителей и
признаками
ребенка
одаренности
экспертное
выявление детей с
оценивание
признаками
конкретных продуктов одаренности по
творческой
данному
деятельности детей
направлению
Опросник для
информации о
выявления одаренных характере
школьников
направленности
(А.А.Лосевой)
интересов,
способностей
ребенка
оценивает
Методика
«Коммуникативные, организаторские и
коммуникативные
организаторские
способности»
способности
Опросник для
информации о
выявления одаренных характере
школьников
направленности
(А.А.Лосевой)
интересов,
способностей
ребенка
взаимоотношения
Социометрия
в коллективе
(лидерство,
аутсайдерство и
др.)

учитель, родители,
сверстники

учитель

учитель

учитель, родители,
сверстники

учитель

учитель, родитель

педагог-психолог

учитель, родитель

педагог-психолог

Старшая школа
Вид одаренности
Интеллектуальная

Название
методики
Тест вербального
интеллекта (ТВИ)

Возможности
методики
направлен на
изучение следующих

Кто работает с
методикой
педагог-психолог

Тест интеллекта,
свободный от
влияния культуры

Тест Амтхауэравходит
в состав комплекта
«Прогноз и профилактика
проблем обучения,
социализация и
профессиональное
самоопределение
старшеклассников
» (Методика
Л.А.ЯсюковойчастьIII)
Тест Векслера
Карта наблюдений
Творческая

Гуманитарная

Тест Торренса
Опросник
креативности
Рензулли
экспертное
оценивание
конкретных
продуктов
творческой
деятельностидетей
Диагностика
гуманитарных
способностей
(Л.А.Ясюковой)
(входит
в
состав
комплекта
«Прогноз и

компонентов:
математическая
логика, обобщение,
выполнение
инструкции,
практический анализ,
исключение,
определение
антонимов, поиск
аналогий)
измерение
различных аспектов
умственной
деятельности
(субтесты - серии,
классификация,
матрицы, условия)
структуру
интеллекта

педагог-психолог

педагог-психолог

уровень интеллекта
выявление детей с
признаками
одаренности
диагностика
творческого
мышления
определение уровня
креативности
выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению
уровень развития
гуманитарных
способностей

педагог-психолог
учитель
педагог-психолог
учитель, психолог,
родители,
одноклассники
учитель

педагог-психолог

Музыкальная

Спортивная

Художественная

В сфере общения

профилактика
проблем обучения,
социализация и
профессиональное
самоопределение
старшеклассников
» (Методика
Л.А.Ясюковойчасть
3)
экспертное
оценивание
конкретных
продуктов
творческой
деятельностидетей
Наблюдение
учителя, опрос
родителей иребенка

выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению

учитель

выявление детей с
признаками
одаренности

экспертное
оценивание
конкретных
продуктов
творческой
деятельностидетей
Наблюдение
учителя, опрос
родителей и
ребенка
экспертное
оценивание
конкретных
продуктов
деятельностидетей

выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению

Наблюдение
учителя, опрос
родителей и
ребенка
экспертное
оценивание
конкретных
продуктов
творческой
деятельностидетей

выявление детей с
признаками
одаренности

Методика
«Коммуникативн
ые,
организаторские
способности»

оценивает
организаторские
коммуникативные
способности

учитель, родители,
сверстники

учитель

выявление детей с
признаками
одаренности

учитель, родители,
сверстники

выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению

учитель

учитель, родители,
сверстники

выявление детей с
признаками
одаренности по
данному
направлению

учитель

и
педагог-психолог

Социометрия

взаимоотношения в
коллективе
(лидерство,
аутсайдерство и др.)

педагог-психолог

В соответствии с программой развития МБОУ «Митяевская средняя школа» разработана
Программа
«Одаренные дети», которая является основой в работе с одаренными детьми, содержит
алгоритмдействий педагогов, социально-психологической службы гимназии,
администрации.
4.
Содержание программы
4.1.
Терминология. Концептуальные основы.
Термины, которые используются при характеристике познавательных возможностей
обучающихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способности -индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься
определенной деятельностью.
Талант -выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо определенной
деятельности.
Гениальность –высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно
новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность -системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети- это дети, которые отличаются высокими функциональными или
потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой,
художественной, психомоторной или социальной.
Под педагогической поддержкой одаренных детей понимается создание программ обучения и
воспитания одаренных детей, а также реализация этих программ в учебном процессе в соответствии
с потребностями и возможностями этой категории обучающихся, что обеспечивает дальнейшее
развитие одаренности специфическими педагогическими средствами. Под психологической
поддержкой одаренных детей понимается система психологических мер, способствующих
беспрепятственному развитию личности ребенка.
Под психологической поддержкой одаренных детей понимается система психологических
мер, способствующих беспрепятственному развитию личности ребенка. Под социальной помощью
одаренным детям понимается специальная деятельность федеральных, региональных,
муниципальных и общественных организаций по минимизации факторов, значительно усложняющих
процессы. При разработке теоретических основ программы в качестве исходных были использованы
следующие концептуальные положения:
1)
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные
возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и
своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен
педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте
рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
2)
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека
(А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого
потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской
активности.
3)
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется
внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности,
во-вторых –на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров,
затрудняющих ее проявление и развитие. Оценка конкретного ребенка как одаренного в
значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и
достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки
одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях
могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен

при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание
“одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо
очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он –
“одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей
исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком,
который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал
считаться одаренным. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия “одаренный
ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или “ребенок с признаками
одаренности”).
Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе,
то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень
способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков
превышает обычный средний уровень.
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, он и его не только не
пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают
трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой
мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему
высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда
как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко
признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает.
Для способного ребенка с внешней мотивацией –это всегда стрессовая ситуация, ситуация
неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию
деятельности, для способного важен результат и его оценка.
Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика
одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта
противоречивость самооценки и условие поступательного развития его личности и способностей.
Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка, должна быть достаточно сдержанной
–нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач.
Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство
недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

4.2.
Методологические принципы
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
1).
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с
другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается
как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и
формы педагогического процесса и
материальная база.
2).
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и
творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3).
Деятельностный подход. Деятельность –основа, средство и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору
и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию
субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь,
предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и
регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4).
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как
системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но
и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры.
В связис этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во

-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения
проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование
деятельности.
4.3.
Рабочая типология детской одаренности
1.
Дети, одаренные в познавательной деятельности (две подгруппы: академически
одаренныедети и интеллектуально одаренные дети):
1.1.
Академически одаренные дети —дети, успешно обучающиеся в школе,
отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень
обучаемости (академическая одаренность).
1.2.
Интеллектуально одаренные дети —дети с высокими показателями специальных
тестовинтеллекта (интеллектуальная одаренность).
Выявление:
Наряду с традиционными психометрическими (IQ)
критериями идентификации одаренности являются три типа качественных критериев:
реальные интеллектуальные достижения, своеобразие интеллектуальной деятельности и особенности
мотивационной сферы одаренных старшеклассников. Оценка одаренности по качественным
критериям проводится при помощи экспертных оценок, наблюдения в процессе реальной
деятельности и анализа творческих работ учащихся.
Формы развития:
-программа центра довузовской подготовки для учащихся 9-11 классов,
- элективные курсы по углубленному изучению предметов,
-организация работы предметных секций школьного научного общества,
-работа предметных кружков,
-районные научные конференции молодых исследователей,
-использование учителями инновационных технологий, предоставляющих возможности
развитияодаренности обучающихся.
2.
Художественно-эстетически одаренные дети —дети с высоким уровнем
творческихспособностей, основанных на сочетании высокого уровня развития
логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы
относим детей, достигших успехов в каких-либо областях
художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и пр.
(творческаяодаренность).
Выявление:
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, то есть типу мышления,
идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания; тогда как
типичное для нас - конвергентное мышление -направлено на поиск из множества решений
единственно верного. Тесты измерения интеллекта, выявляющие скорость и точность нахождения
верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
В школе для оценки уровня креативности применяем тесты творческого мышления Торренса
и опросник креативности Джонсона
Формы развития:
1)
участие в творческих конкурсах разного уровня:
2)
занятия в кружках и секциях.
3.
Спортивно и физически одаренные дети —дети, имеющие высокий уровень физической
подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью,
выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне (спортивная или двигательная
одаренность).
Выявление:
-участие в школьных, муниципальных, региональных спортивных соревнованиях
(муниципальная спартакиада школьников, всероссийские
соревнования «Президентские состязания»).Развитие:
-занятия в спортивных секциях
4.4.
Направления программы «Одаренные дети»
Направления:

работа с обучающимися;
Организация и содержание учебного процесса:
-ориентирование на достижения мировой культуры как основы образования;на достижения в
области экономических, физико-математических, правовых знаний;
-формирование профильных классов на старшей ступени обучения, ориентированных на
высокий уровень познавательных потребностей;
-введение элективных курсов;
-индивидуализация обучения;
ориентирование на организацию научно
-исследовательской деятельности учащихся.
2)
работа с педагогическим коллективом.
-подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических
кадров;организация индивидуальной и дифференцированной
работы с учителями, направленной на повышение уровня их психологопедагогическойподготовки.
обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;
-освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на
идеяхличностно-ориентированной педагогики;
разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностейодаренных
детей исоздания условий поддержки учащихся;
-ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного
ребенка.
-создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;
-разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;
3)
работа с родителями одаренных детей
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий,
направленных наукрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка,
поэтому практическая задача педагогов –оказание психолого-педагогической поддержки семьям,
имеющим способных и одаренных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские
собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, в проведении которых используются
разные формы:
круглые столы;
-информационно-практические беседы;
-обучающие семинары;
-творческие лаборатории родителей;
-родительские педагогические тренинги.Темы бесед для родителей:
-«Особенности учебной деятельности одаренных детей»
-«Психологические особенности одаренных детей»,
-«Способности и одаренность детей»,
-«Факторы влияющие на развитие одаренности»,
-«Как помочь ребенку, обладающему незаурядными способностями?».
Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям обучения в
массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать
учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет
психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
При организации работы с одаренными детьми следует:
-учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально –волевых качеств;
-создавать условия для освоения
родителями способов формирования у ребенка
положительной «Я –концепции», как важнейшего условия полной реализации
интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;
-оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Средний и старший
возрастной этап является наиболее привлекательным
1)

для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей
ребенка и его самоопределения.
Следовательно, задача каждого учителя -разработать систему рекомендаций для родителей по
воспитанию, развитию и обучению, оказанию психологопедагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
4.5.
Система работы с одаренными детьми
Работа с одаренными распадается на две формы -урочную и внеурочную.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые
группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с
другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации
одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности,
для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода
проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны
органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время
отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется
использование разных вариантов учебного плана и обучения по индивидуальным программам по
отдельным учебным предметам.
Формы работы на уроке могут быть:
-тематические и проблемные
-курсы,
-«мозговые штурмы» ,
-ролевые тренинги,
-научно-практическая работа,
-творческие зачеты.
Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал
развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего
характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам
речевойдеятельности повышенного или высокого уровня.
Формы и методы внеурочной работы:
-участие в предметных олимпиадах, научно
-практических конференциях;
-факультативы; элективные курсы;
-кружки по интересам;
-конкурсы и конференции;
-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-работа по индивидуальным планам;
-занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
-работа по индивидуальным планам;
-творческие мастерские;
-консультирование обучающихся в заочных школах при вузах.
Взаимодействие образовательной организации с другими структурами социума для
созданияблагоприятных условий развития одаренности
4.6.
Методы и средства обучения одарённых детей
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности обучающихся, являются
важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и
личностных качеств.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и
основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические,
исследовательские, проектные —в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и
групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и
соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они
эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности
(познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной
стабильности и способности к сотрудничеству.

Педагогические технологии
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся
подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии,
которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого
самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения,
которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
1.
Технология проблемного обучения.
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность
Обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий
проблемного характера. Как показывает опыт,решение задач проблемного содержания обеспечивает
высокий уровень познавательной активности.
У школьника появляется возможность заявить о своих способностях и максимально их
развить. Проблемное обучение способствуют активизации творческого потенциала школьника и
становлению его на активную позицию в процессе обучения. И.Я..Лернер, один из
основоположников проблемного обучения, сущность проблемного обучения видит в том, что
«учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных
и практических проблем». При проблемном обучении преподаватель, систематически создавая
проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем,
обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением
готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной
самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого
мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления,
логику научного исследования, способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной
сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В основе проблемного обучения лежит
личностно- деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебнопознавательной деятельности обучающихся, т.е. открытия ими под руководством учителя выводов
науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к
практике.
В процессе мыслительного процесса и разрешения проблемной ситуации происходит
осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже
мыслительную активность человека. Через мыслительную деятельность реализуются творческие
способности, задатки которых присущи любому ребенку. Учителю нужно суметь раскрыть и развить
в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять
процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных
проблемных ситуаций. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей
условия для творческого развития обучающихся.
Обучение творчеству школьников –это вооружение их умением осознавать проблему,
намеченную учителем, а позднее –формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать
гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку
решения несколькими способами.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно
разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате
формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов
проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых
видов взаимозависимости.
Именно проблемное обучение позволит сегодня реализовать новые образовательные
стандарты в работе с одаренными.
Типичные задания проблемного обучения:
-рассмотреть явление с различных позиций,
-провести сравнение,
-обобщить, сформулировать выводы из ситуации
-сопоставить факты,
-сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию,
логику рассуждения).
2.
Методика обучения в малых группах.
Данная методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть

обучения в
«малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы
в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее
эффективное.
Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов,
который онаможет выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении
вопросов участник каждой группы
выступают, оппонируют, рецензируют и делают
дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» определенное количество баллов.
Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и
побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
3.
Технология проектного обучения
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в
процессесамостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые
возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.
С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или
иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в
режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма
обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь
включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои
знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в
этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим
поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача
учителя -помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
5. Сроки реализации программы и план мероприятий
Сроки реализации Программы: 2021-2024 год
1й этап - Методологический
(2021- 2022 г. г.)
Цель
Подготовка условий для формирования системы работы с детьми,
проявившими выдающиеся способности
Задачи
изучить нормативную базу;
- спланировать работу с одаренными учащимися;
- распределить обязанности среди участников проекта;
- проанализировать материально-технические, педагогические условия
реализации проекта.
2й этап - Деятельностный этап (2022-2023г.г.)
Цель
Задачи

Организация целенаправленной работы с детьми, проявившими
выдающиеся способности
- совершенствовать систему выявления детей, проявивших выдающиеся
способности.
-Создать систему школьных олимпиад, конференций, интеллектуальных
конкурсов и пр.
совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки детей и
родителей детей, проявивших выдающиеся способности.
- сформировать фонд поддержки детей, проявивших выдающиеся
способности.
-использовать постоянно действующую систему повышения квалификации
педагогов для работы с одарёнными детьми.

3й этап - Оценочно-регулятивный этап (2023-2024г.г.)
Цель

анализ достигнутых результатов.

Задачи

- разработать механизм оценки достигнутых результатов.
- скорректировать механизмы реализации проекта с учётом возникших
трудностей.
- составить план дальнейшей работы
План мероприятий по реализации программы
«Одаренные дети» на 2021-2024г.г.
№
Мероприятия
Результат
1й этап – Методологический (2021 –2022г.г.)
1
Создание творческой
План работы с
группы по реализации
одаренными детьми
программы
2
Изучение нормативной
Банк нормативных
базы
документов
3
Подбор литературы,
Представление обзора
необходимой для
литературы на
самообразования
методическом семинаре
педагогов по проблеме.
Систематический обзор
новых поступлений.
4
Разработка системы
Система психологопоиска, выявления и
педагогической
поддержки одаренных
диагностики,
детей
направленной на
выявление
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности, их
поддержка
5
Обобщение имеющегося Выступление на
практического опыта
школьном
работы по работе с
методическом
одаренными детьми
объединении, создание
рекомендаций для
учителей по работе с
одаренными детьми

Сроки

Ответственные

сентябрь
2021 г.

Директор

октябрь
Директор
2021г.
октябрь2021 ПедагогБиблиотекарь
г.

НоябрьПедагог-психолог
декабрь 2021 творческая группа
г.

январь2022
г.

Руководители
школьных
методических
объединений

Банк текстов
Создание банка
апрель2022 Зам.дир.по УВР
творческих работ
г.
обучающихся; текстов
интеллектуальных
конкурсов
Результат этапа - разработка системы психолого-педагогической диагностики, мониторинг
2й этап - Деятельностный этап (2022-2023г.г.)
6

7

Продолжение
функционирования
профильных классов

8

Создание постояннодействующей системы
переподготовки
психологопедагогических кадров
для работы с
одаренными детьми
(курсы, семинары)
Проведение семинаров- Семинары
практикумов с
педагогами по вопросам
выявленияодаренных
детей, работы с ними.

9

Функционирование
гуманитарного и
естественно-научного
профиля
Заявки на курсы

постоянно

Зам.дир.по УВР

постоянно

Зам.дир.по УВР

Планы УВР

Заместители
директора по УВР

10

Организация и
Участие в очных и
постоянно
проведение
дистанционных
предметных олимпиад, олимпиадах, конкурсах
конференций, конкурсов

руководители
методических
объединений

11

Диагностика уровня
одарённости
школьников.
Пополнение
накопительной папки

Выявление одаренных По
необходимости

Педагог-психолог

Оформление,
заполнение
портфолио
Банк данных

ежегодно

Классные
руководители

ежегодно

Зам.дир.по УВР

проведение научнопрактических
конференций

апрель, ежегодно

Зам.дир.по
УВР
руководители
методических
объединений

Организация участия

В течение года

Учителяпредметники

Сотрудничество
учителя и одаренного
ребенка

февраль 2024 г.

Зам.дир.по УВР

Торжественные
линейки

Май ежегодно

12

13

14

15

16

17

18

Пополнение банка
данных одарённых
детей школы.
Организация научноисследовательской
деятельности
обучающихся в рамках
научного общества
учащихся.
Участие обучающихся
во Всероссийских
конкурсахВнедрение системы
наставничества над
каждым одаренным
ребенком
Проведение Парада
победителей олимпиад,
конференций,
отличников учёбы,
Организацияпсихологопедагогического
просвещения родителей
способных и одаренных
школьников.

Проведение
В течении года
родительскихсобраний

Зам.дир.по УВР.

кл.руководители

19

20

21

Создание банка учебноисследовательских
работ учащихся.
Психологопедагогическое
сопровождение
одаренных детей.
Разработка нормативноПравовых документов

Работы обучающихся

апрель ежегодно

Зам.дир.по УВР

Программы обучения
и воспитания
одаренных детей

В течение года

Члены творческой
группы

Приказы

В течение года

директор

Проведение выставок
Организациявыставки
Педагогдетского творчества;
Ежегодно,ноябрь организатор
представление опыта
работы по технологиям
интеллектуального
развития
Результат 2го этапа – создание системы выявления детей, проявивших выдающиеся
способности и их психолого-педагогическая поддержка, система повышения квалификации
педагогов для работы с одарёнными детьми.
3й этап - Оценочно-регулятивный этап (2022-2023гг)
23
Организация
Встречи с
в течение года
Зам.дир.по УВР
представителямивузов
взаимодействия с
ВУЗами.
24
справка
декабрь 2022г.
Предварительные
Зам.дир.по УВР
результаты работы в
рамках реализации
программы
25
Разработка
Индивидуальные
Сентябрь 2022
Учителя
индивидуальных
- май 2023
программы
предметники
программ и планов
одарённых и способных
учащихся
26
Зам.дир.по УВР
Создание профильных
Профильное обучениев сентябрь
классов (10-11 кл.) и
10-11 кл.
классов
предпрофильной
подготовки
( в рамках внеурочной
деятельности) в
основной школе (8-9 кл.)
22

27

Создание банка
педагогического опыта в
работе с одаренными
детьми;

Издание сборника
научно-методических
статей педагогов
школы

28

Подготовка материаловк Публикации
публикации в
педагогическихизданиях

март 2024г.

январь 2024г.

Заместители
директора,
руководители МО,
учителяпредметники
Члены творческой
группы

29

30

Создание системы
взаимодействия с
внешкольными научноисследовательскими,
культурнопросветительными и
спортивными
учреждениями
Организация
совместного
мероприятия
(интеллектуальная
игра) одаренных детейи
их наставников
Перспективный план
работы с одаренными

Совместное
планирование
мероприятий

август

Зам.дир.по УВР

Сотрудничество детей
и взрослых

апрель

Члены творческой
группы

Определение проблем, май.
Члены творческой
возникших входе
группы
реализации
программы, пути их
решения,
составление
перспективного плана
дальнейшей работы в
этом направлении
Результат 3го этапа - анализ достигнутых результатов, определение стратегических задач по
дальнейшему совершенствованию педагогической поддержки способных и талантливых детей.

31

6. Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
№
1.

Направление
Создание творческой группы по проблеме
работы с одаренными детьми.

Ответственные
Заместитель директора
УВР

2

Повышение квалификации педагогов через
систему тематических семинаров,
практикумов
Изучение и обобщение опыта работы
педагогов по работе с одаренными
Мониторинг работы педагогического
коллектива
Нормативно-правовое обеспечение
(положения, приказы)
Издание методических материалов,
оформление сайта

Заместитель директора по
УВР, ВР

3
4
5

Педагог-психолог
Заместитель директора по
УВР
Зам.дир.по УВР

по

Кадровое обеспечение
№
1

2

3

4
5

Функция
Административно-координационная
Осуществление общего контроля и
руководства
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических
рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
Осуществление программы в системе
внеклассной работы
Использование новых педагогических
технологий
Организация исследовательской работы
учащихся
Организация психологического и социального
сопровождения
Специалисты, сотрудничающие со школой

Состав
Директор
Заместители директора по УВР
Заместитель директора по УВР

Классные руководители,
Учителя-предметники

Психолог, зам.директора по УВР и ВР
Преподаватели учебных заведений
дополнительного образования

Финансовое обеспечение
№
Назначение
1
Обеспечение финансовой поддержки
педагогов, работающих с одареннымидетьми,
подготовивших победителей олимпиад,
конкурсов, конференций,
соревнований.
2
Изыскание дополнительных внебюджетных
источников финансирования работы с
одаренными детьми,
3
Оснащение учебных кабинетов
компьютерной техникой, обучающими
компьютерными программами.

Состав
Директор,
заместительдиректора
по УВР
Директор
Директор

7.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
-увеличить число детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;
-изменить шкалу социальных ценностей обучающихся школы на увеличение значимости такой
категории как «знание»;
-увеличить число педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми;
-.расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся;
-повысить уровень педагогической поддержки в отношении педагог
-одарённый ребёнок;
-начать более раннее выявление одарённости, начиная с первой ступени обучения (1-4классы);
-обеспечить положительную динамику интеллектуального, эмоционально-волевого и
индивидуально-личностного развития обучающихся с учётом их природных способностей и
личностных интересов;
-повысить ожидаемый результат нетрадиционной оценки успехов обучающихся на конкурсной
основе разных уровней (олимпиад, игр, проектной деятельности, программ, защиты учебноисследовательских работ, творческих конкурсов, спортивных соревнований и т.п.);
-высокие достижения детей будут способствовать повышению рейтинга личности обучающихся, в
целом –всей школы.
-способствовать успешной социализации в обществе, разработке и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов с учётом профессионального самоопределения по окончании школы;
-создать систему работы с одаренными детьми;

-разработать и апробировать новые образовательные Технологии для работы с одаренными детьми.
С целью выявления соответствия ожидаемых результатов реально достигнутым использовать
следующий диагностический инструментарий:
-анализ проведения школьных конкурсных мероприятий в разных сферах деятельности;
-отбор и рекомендации творческих работ учащихся для представления на муниципальном уровне;
-анализ участия школьников в олимпиадах разного уровня;
-анализ работы школьного научного общества учащихся;
-анкетирование учителей и учащихся;
-наблюдение;
-собеседование.
8.
Возможные риски
Как показывают различные исследования, выявление одарённости в школе не гарантирует
успешности обучающегося в жизни в целом.
Могут возникнуть возможные риски при реализации данной программы:
1)
Неправильное и неадекватное диагностирование одаренности ребенка. Это может
привести ктому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им
деятельности, может не достигнуть выдающихся результатов, не оправдать возложенных на него
надежд. В результате у него может сформироваться комплекс неполноценности и блокировать
проявления истинной одаренности.
Меры, которые могут предупредить этот риск:
-постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального образования,

-комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, что позволит
использовать различные источники информации и охватить как можно
больший спектр его способностей, многократность обследования с использованием множества
психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с
предполагаемым
видом одарённости и индивидуальностью данного ребенка,
-экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением экспертов
–специалистов в соответствующей предметной области.
2)
Рост и углубление социальной и интеллектуальной пропасти между «одаренными» и
«обычными» школьниками, элитарность и исключительность одних и невнимание к другим.
Это приведет к тому, что потенциально одарённые дети, чью одарённость не
удалось диагностировать, не смогут в полной мере проявиться. В то же время некоторая
элитарность общения может привести к тому, что одаренные дети не будут развивать и тренировать
умения взаимодействовать с детьми самых различных уровней культуры и интеллекта.
Меры, которые могут предупредить этот риск:
-создание системы психолого-педагогического сопровождения каждого ученика в процессе
обучения (наставничество одаренных детей),
-анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, спортивных
соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах.


Наверх

Учебный план непосредственной образовательной деятельности

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».